Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 13:41, курсовая работа
Изучение же спроса на рынке сейчас становится первоочередной задачей при функционировании предприятия. Постоянное отслеживание спроса и способность моментально реагировать на малейшие его изменения (то есть гибкость производства) – все это предопределяет выживание и успешную работу предприятия.
Введение_______________________________________________3
1.Понятия и виды спроса_________________________________4
1.1Макроспрос______________________5-6
1.2Закон спроса____________________7
1.3Изменение спроса________________8-10
2.Эластичность спроса___________________________________11-12
2.1Свойства эластичности____________12-13
2.2Перекрестная эластичность________13
2.3Эластичность спроса по доходу _____13-14
3.Связь спроса с предложением____________________________15-16
3.1Анализ и прогнозирование потребительского спроса_______16-26
Вывод___________________________________________________27
Список литературы_______________________________________28
- данные выборочных
- данные о динамике
цен на потребительские товары
и услуги, получаемые на основании
проводимых статистическими
- данные статистической
отчетности о динамике
- нормы рационального
потребления основных
Весьма полезны данные выборочных обследований бюджетов домашних хозяйств, позволяющие оценивать и прогнозировать уровень и структуру спроса в зависимости от уровня среднедушевых доходов населени. В настоящее время такие обследования охватывают 49 тысяч домохозяйств на всей территории России (0,1% всех домохозяйств) и проводятся по 150 наименованиям потребительских товаров и услуг.
Специалисты отмечают два недостатка указанного источника информации:
- ориентация выборочного
обследования на средний слой
населения, который в
существенно заниженную долю расходов на алкогольные напитки.
Ранее эти проблемы решались
на основе корректировки указанных
отклонений по данным статистики розничного
товарооборота. Однако в 90-е годы в
связи с широким
Создание эффективного информационного обеспечения функционирования товарных рынков предусмотрено «Комплексной программой развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы». В современной практике особое внимание уделяется конъюнктурной информации о товарных рынках. С помощью такой информации об ассортименте, качестве, ценах на товары, процентных ставках и др. решаются конъюнктурные и разнообразные маркетинговые задачи. Данные статистической отчетности и статистических наблюдений применяются для обобщающих оценок состояния национального и регионального рынков, отраслей товарного обращения и тенденций их развития.
Разрабатываемая на втором этапе гипотеза о спросе представляет собой научно обоснованные предположения о характере взаимосвязи спроса и факторов, формирующих его динамику. Она разрабатывается для объяснения факторов спроса и содержит общие направления и тенденции его развития.
Например, разработка гипотезы о более полном удовлетворении спроса населения в перспективе может включать предположения о том, что:
рост денежных доходов населения будет способствовать увеличению общего объема и улучшению структуры потребительского спроса;
будет проводиться государственная социальная политика, направленная на сокращение дифференциации населения по уровню денежных доходов на одного члена семьи, что будет способствовать росту массовости спроса на потребительские товары и услуги;
умеренный рост потребительских цен будет способствовать насыщению рынка товарами и услугами;
развитие материально-
В процессе расчетов прогноза спроса на перспективу, выполняемых на третьем этапе, рекомендуется, с одной стороны, исходить из объективной оценки факторов и условий, формирующих основные тенденции развития потребительского спроса, а с другой – отвлечься от влияния некоторых текущих условий, чтобы избежать их механического перенесения на будущее. Поэтому расчеты прогнозов спроса базируются на предварительных прогнозах важнейших факторов, формирующих уровень и динамику потребительского спроса:
роста внутреннего валового продукта и основных направлений его использования;
роста денежных доходов и расходов населения;
изменения уровня цен на потребительские товары и услуги;
изменения численности населения, его социально-экономической и половозрастной структуры.
Кроме перечисленных факторов
общего порядка, учитывается влияние
специфических факторов, формирующих
спрос на отдельные группы товаров.
Например, при расчете прогнозов
спроса на товары длительного спроса
необходим предварительный
Поскольку прогнозирование
спроса содержит элементы детерминированности
и неопределенности его будущего
развития, постольку оно всегда имеет
вероятностный характер. Поэтому
прогнозирование
Таковы логика и содержание
процесса прогнозирования
В зависимости от продолжительности
периода прогнозирование
В силу инерционности развития
товарно-групповой структуры
При среднесрочном прогнозировании, особенно макроструктуры спроса, также исходят из инерционности действия основных факторов спроса. Однако здесь могут быть и новые тенденции в развитии факторов спроса. В последнем случае особое значение приобретают динамические факторные модели прогнозирования спроса, которые могут быть дополнены методами экспертных оценок и аналогий.
При долгосрочном прогнозировании снижается доля инерционных факторов и возрастает роль новых тенденций в развитии факторов спроса. При таких условиях наиболее эффективны методы прогнозирования, основанные на нормах потребления отдельных товаров, а также экспертных оценок и аналогий.
В зависимости от степени
детализации или
прогноз общего объема платежеспособного спроса;
прогноз макроструктуры спроса;
прогноз спроса на отдельные товары;
прогноз микроспроса.
Прогноз общего объема платежеспособного
спроса или расчет общей емкости
рынка на краткосрочную перспективу
производится на основе разработки балансов
денежных расходов и доходов населения.
Среднесрочное прогнозирование
может производиться с помощью
небалансовых методов экономико-
Прогноз макроспроса включает
расчеты спроса в разрезе укрупненных
групп товаров. Например, в разрезе
продовольственных и
Прогноз спроса на отдельные товары, например на мясо, кондитерские изделия, мебель или радиотовары и т.п., может производиться методами экономико-статистических моделей, а на долгосрочную перспективу – на основе норм рационального потребления товаров, методов экспертных оценок и аналогий.
В современной практике применяются
различные подходы к
Таблица 2 Подходы и методы прогнозирования товарной структуры спроса
Подходы к прогнозированию |
Методы прогнозирования |
Генетический |
Экономико - статистические методы |
Нормативный |
Применение рациональных форм потребления |
Эвристический |
Методы экспертных оценок |
Сравнительный |
Методы аналогии |
Генетический подход к прогнозированию спроса основывается на инерционном характере его развития, т.е. на оценках устойчивых тенденций развития потребительского спроса, перенесении зависимостей прошлого и настоящего на будущее.
Этот подход наиболее полно
реализуется посредством
Трендовые модели основываются
на математическом выравнивании и экстраполяции
динамического ряда фактического спроса
на отдельные товары по так называемым
временным или трендовым
Сущность факторных моделей заключается в том, что спрос на какую-либо группу товаров выражается в виде функции одного или нескольких аргументов – факторов, определяющих его развитие. Они позволяют перейти от кинематического описания прогнозируемого спроса к моделированию движущих сил, формирующих его уровень и динамику.
Сущность нормативного прогнозирования спроса заключается в определении возможностей достижения рационального уровня и структуры спроса в будущем на основе заранее заданных критериев и норм. Ориентированность данной группы методов в основном на долгосрочную перспективу, а также кризисное состояние нашей экономики в настоящее время снижает их актуальность.
Однако в условиях стабильно
развивающейся экономики
Вывод
Цена является главным определяющим фактором, влияющим на спрос потребителей!
потребительский спрос - обеспеченный денежными средствами населения спрос на товары и услуги. Потребительский спрос является ведущим фактором экономического роста индустриально развитых стран. Активный потребительский спрос является предпосылкой для увеличения занятости, так как почти всегда основная масса рабочей силы сосредотачивается на предприятиях, экономическую деятельность которых стимулирует спрос населения.
Размеры потребительского
спроса определяют объемы и
структуры доходов населения
и его предпочтения. Потребительский
спрос - его часть, касающаяся
различных социальных вопросов -
формируется правительством
Список литературы
1.Потребительский спрос и предложение на внутреннем рынке. // Экономист, 2005, 5.
2. Макконнелл К., Брю С. Экономикс : принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Том 2. - М.: Издательство Республика, 2004.
3. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Учебник в трех томах. Том 1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. - М.: Издательство "Соминтекс". 2005.
4. Павлов К.К. Рыночные отношения: принципы, модели, перспективы. // Общество и экономика, 2005, 2.
5. Радаев В.В. Рынок как идеальная модель и ферма хозяйства. К новой социологии рынка. // Социс, 2004, 3.
6. Робинсон Дж. Экономическая
теория несовершенной
Информация о работе Потребительский спрос: экономическая сущность