Поведение потребителей на примере ООО "М-Видео"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование внешних и внутренних факторов, влияющих на поведения потребителя.
Исходя из цели, можно выделить задачи исследования:
- изучить теоретические основы покупательского поведения потребителей;
- провести анализ покупательского поведения потребителей;
- предложить рекомендации по совершенствованию работы с потребителями на исследуемом предприятии.

Содержание работы

Введение.......................................................................................3
1 Теоретические основы изучения покупательского поведения потребителей.............................5
1.1 Характер поведения потребителей и его основные категории................5
1.2 Методы исследования поведения потребителей.................................8
1.3 Факторы внешнего и внутреннего влияния на поведение потребителей..11
2 Анализ покупательского поведения потребителей на примере компании ООО «М-Видео».............14
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании ООО «М-Видео»...........................14
2.2 Анализ конкурентов бытовой техники ООО «М-Видео»...................16
2.3 Исследование потребностей покупателей бытовой техники в ООО «М-Видео».............................20
3 Разработка рекомендаций по работе с потребителями в компании «М-Видео»............................25
3.1 Совершенствование маркетинговой стратегии предприятия ООО «М-Видео»...................25
3.2 Рекомендации по повышению числа покупателей и их удовлетворенности товаром ООО «М-Видео»....................25
Заключение..................................................................................28
Список использованных источников...................................................30
Приложение Б.............................................................................33

Файлы: 1 файл

м видео.doc

— 854.50 Кб (Скачать файл)

2.2 Анализ конкурентов бытовой  техники ООО «М-Видео»

 

С целью проведения анализа рассмотрим конкурентную среду ООО «М-Видео».

 

В маркетинговую политику ООО «М-Видео» входит ценовая, товарная, сбытовая политика, и политика продвижения товара на рынке.

 

Управление маркетингом в ООО  «М-Видео» осуществляет действующий на предприятии отдел маркетинга. Он планирует объемы продаж, разрабатывает сбытовую политику, ценовую стратегию, которая включает в себя способы, формы и методы расчетов с покупателями.

 

На рынке бытовой и цифровой техники г. Оренбурга осуществляют свою деятельность следующие крупные компании: «Эльдорадо» «Эксперт», «Техносила».

 

Рассмотрим ассортимент продукции, представленный различными

 

компаниями, реализующими бытовую  и цифровую технику.

 

 

 

Товарный ассортимент  магазинов г. Томска, осуществляющих продажу электроники и цифровой техники, по группам товаров

 

 

Наименование магазина 

Ассортимент

 

М-Видео 

Крупная и мелкая бытовая техника, аудио и видеотехника, компьютеры и оргтехника, фотоаппараты

 

Техносила 

Крупная и мелкая бытовая техника, аудио и видеотехника, фототехника

 

Эльдорадо 

Крупная и мелкая бытовая техника, аудио и видеотехника, фототехника, компьютеры и оргтехника

 

Эксперт 

Крупная и мелкая бытовая техника, аудио и видеотехника, фототехника, спец техника, климатические систем

 

Как показал анализ, во всех магазинах товарный ассортимент представлен одними и теми же товарными группами.

 

Это влечет за собой высокую конкуренцию. И каждый из магазинов должен разрабатывать  ряд мероприятий, чтобы привлечь покупателей именно в свой магазин. К примеру, каждый магазин проводит акции, распродажи, делает скидки на разные группы товаров.

 

Определим долю рынка «М-Видео» и  его основных конкурентов на основании  выручки от продаж, которая представлена на рисунке 

 

Рисунок  - Доля на рынке продаж основных магазинов

 

 

 

Анализируя рисунок 2, можно сделать  вывод, что предприятие ООО «М-Видео» занимает лидирующую позицию на рынке  бытовой техники, доля продаж составляет 36%. Незначительно отстает от лидера магазин «Эльдорадо» -32%. Замыкает тройку лидеров магазин «Эксперт», его доля-16% на рынке бытовой техники.

 

Выделим основные факторы, которые  влияют на изменение прибыли от продаж. К ним можно отнести:

 

-    изменение объемов продаж;

 

-    изменение цен на  продукцию;

 

-    изменение себестоимости  единицы продукции.

 

Все выше перечисленные крупные  компании, работающие на рынке бытовой  техники г. Оренбурга, имеют схожие товары и сбытовые системы.

 

Завершаем исследования SWOT - анализом, полученные выводы занесем в таблицу.

 

анализ ООО «М-Видео»

Сильные стороны:

 

-    высокая значимость  для потребителей

 

-    поддержка со стороны  государства

 

-    удешевление стоимости  товара за счет применения  гибких систем скидок

 

-    наличие сертификатов  качества

 

-    - развитый товарный  бренд 

Слабые стороны:

 

-    недостаточное качество товаров

 

-    не готовность квалифицированного  персонала к изменениям на  рынке

 

Возможности:

 

-расширение ассортимента

 

-    налаживание отношения  с дилерами

 

-    четкое позиционирование  продукта

 

-    улучшение рекламных  мероприятий 

Угрозы:

 

-    обострение конкуренции  со стороны поставщиков-производителей

 

-    появление новых конкурентов

 

-    изменение вкусов и  потребностей потребителей

 

-    общий экономический  спад

 

-    ужесточение стандартов

 

Таким образом, по данным SWOT-анализа  ООО «М-Видео» можно сделать следующие выводы:

 

1.    Маркетинговая служба  ООО «М-Видео» работает над  развитием товарного бренда.

 

2.    Руководство ООО «М-Видео»  понимает необходимость постоянной  деятельности по продвижению  товара путем использования различных видов рекламы, и проводит активную рекламную кампанию.

 

3.    Специалисты могут закупать  качественный товар, отвечающий  ожиданиям покупателей.

 

4.    Покупатели опасаются  отечественных предприятий- производителей, т.к. продукция может быть низкого  качества.

 

На основании проведенного SWOT-анализа  внутренней среды ООО «М-Видео» можно  сделать следующие выводы:

 

1.    Сильные стороны предприятия:

 

-    постоянное обновление  ассортимента. Удельный вес новой  продукции в общем объеме реализации  составляет более 45 %;

 

-    поддержание соотношения  «цена-качество» на оптимальном  уровне благодаря действующей  на предприятии системе менеджмента  качества;

 

-    высококвалифицированный  персонал;

 

-    наличие собственного  транспорта для организации доставки  товаров.

 

2.    Слабые стороны предприятия:

 

-    невысокий удельный  вес на рынке;

 

-    зависимость от многочисленных  поставщиков товаров;

 

3.    Возможности:

 

-    повышение спроса на  товары, расширение торговых площадей.

 

-    открытие новых магазинов.

 

4.    Угрозы:

 

-    наличие сильных конкурентов  на основных рынках сбыта;

 

-    отсутствие конкуренции  среди поставщиков товаров.

 

Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать выводы, что в ООО «М-Видео» управление маркетингом осуществляет отдел  маркетинга под руководством коммерческого директора. Он занимается планированием и осуществлением сбыта, разработкой наиболее эффективной сбытовой политики, главным составным элементом которой является ценовая стратегия, включающая в себя методы и формы расчетов с потребителями.

 

ООО «М-Видео» на протяжении исследуемого периода успешно сохранял свою рыночную долю, а в 2011 году она составила 28,37 %. Серьезную конкуренцию по рыночной доле исследуемому магазину может составить  такая компания как «Эльдорадо», рыночная доля которой за 2011 год составила 25,3 %. Ассортимент товаров ООО «М-Видео» рассчитан на разные социальные группы населения, с разным уровнем дохода.

2.3 Исследование потребностей покупательского  поведения бытовой техники в  ООО «М-Видео»

 

Покупателями предприятия ООО «М-Видео» является население г. Оренбурга и Оренбургской области. Деятельность ООО «М-Видео ориентирована на продажу населению бытовой и цифровой техники различных ценовых категорий.

 

Порядок обслуживания покупателей  в ООО «М-Видео» происходит следующим образом:

 

1.    Покупатель выбирает  товар в торговом зале с  помощью квалифицированных продавцов  - консультантов.

 

2.    Продавец выбивает товарный  чек, с этим чеком покупатель  оплачивает выбранный товар на  кассе.

 

3.    Покупатель получает свой товар в отделе выдачи товаров, предъявив работнику оплаченный чек.

 

ООО «М-Видео» проводит сегментацию  рынка по группам потребителей, так  как считает ее наиболее универсальной. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, зависит успех  фирмы в конкурентной борьбе.

 

Разобьем сегмент рынка по группам  потребителей на подгруппы:

 

1) преуспевающие клиенты - для  этой группы потребителей ООО  «М-Видео» предлагает дорогостоящие  холодильники и стиральные машины, 3D

 

-телевизоры, цифровые фото и  видео камеры, что особенно актуально для обеспеченных семей. Здесь предлагается товар высокого качества, в основном импортный;

 

2)    клиенты со средним  доходом - в основном молодые  семьи-наибольший удельный вес  которых составляет 60,5%.Для этой  группы потребителей подходит практически все товары ассортиментного перечня (холодильники, телевизоры, стиральные машины среднего класса, а также мелкая бытовая техника - пылесосы, чайники, микроволновые печи и др.) ;

 

3)    клиенты с низким  доходом - ООО «М-Видео» не оставило без внимания и эту группу потребителей; в настоящее время, характеризующееся спадом производства и потребления, низким уровнем жизни, эта группа достаточно велика. Каждая семья старается по мере возможности благоустроить свой быт, и ООО «М-Видео» планирует удовлетворить запросы и этой группы населения.

 

Проведем анализ покупателей ООО  «М-Видео» по возрастным категориям.

 

На рисунке 3 представлена диаграмма, на которой выделены сегменты в соответствии с возрастом обслуживаемого населении

 

 

 

Рисунок 3 - Выделение сегментов в соответствии с возрастом покупателей

 

 

 

Итак, как оказалось наименее обслуживаемый  данной сетью магазинов возраст  покупателей - это возраст от 16 до19 лет, далее идет возраст от 20 до 25 лет, и основными покупателями ООО  «М-Видео» являются люди в возрасте от 27 до 54 лет.

 

С целью исследования удовлетворенности  покупателей товаром магазина ООО  «М-Видео» было проведено анкетирование  жителей города Оренбурга.

 

На улицах города был проведен опрос 100 человек, посетителей магазина. Вопросы анкеты представлены в приложении.

 

Проведем анализ полученных результатов.

 

На вопрос 1: Часто ли Вы покупаете  бытовую технику и электронику, 58 % опрошенных ответили, что редко, 11 % - часто и 31 % опрошенных не

 

совершают таких покупок, но планируют  их совершить в ближайшем будущем.

 

 

 

 

Рисунок 4 - Результаты ответа на первый вопрос анкеты

 

 

 

На второй вопрос практически все  покупатели (98 % опрошенных) ответили, что  «М-Видео». Но ответ очевиден, так  как опрашивались посетители именно этого магазина.

 

На третий вопрос большинство опрошенных - 73 % ответили, что выбирают бытовую  технику и электронику на основании  соотношения «цена

 

- качество». Остальная часть  - 27 % опрошенных утверждают, что отдают  предпочтение известным торговым  маркам и выбирают только среди них.

 

 

 

 

Рисунок 5 - Результаты ответа на третий вопрос анкеты

 

 

 

При ответе на четвертый вопрос анкеты 53 % опрошенных ответили, что им нравится товар, представленный в магазине и  он соответствует их требованиям. 24 % не нашли интересующий их товар в магазине и 23 % сказали, что не ставили перед собой целью поиск конкретного товара и затрудняются ответить на поставленный вопрос.

 

 

 

Рисунок 6 - Результаты ответа на четвертый  вопрос анкеты

 

 

 

При ответе на пятый вопрос большинство  респондентов - 83 % сказали, что вообще не смотрят рекламы, а магазин посещают, потому, что уже давно известный и популярный. Остальных - 17 % опрошенных привела в магазин реклама, в которой говорилось об акциях, проводимых в магазине.

 

На шестой вопрос анкеты все опрошенные единогласно ответили, что предпочитают покупать товар во время акции, распродажи, экономя при этом денежные средства и приобретая качественный товар по более низкой цене.

 

На седьмой вопрос анкеты 22 % опрошенных ответили, что посещают магазин по той причине, что он находится рядом с домом. Остальные посетители, 78 % - жители других районов города. Из них почти половина опрошенных высказали недовольство удаленностью магазина и большим количеством времени, затраченным на дорогу.

 

Восьмой вопрос - все 100 % респондентов высказали желание видеть магазин не только как место совершения покупок, но и как сервисный центр.

 

При ответе на девятый вопрос 47 % опрошенных ответили, что для них важно  получить грамотную консультацию опытного продавца, 12 % сказали, что для них компетентность продавцов не имеет значения, они осуществляют выбор самостоятельно. Остальные опрошенные сказали, что прислушаются к советам, но сделают выбор самостоятельно.

 

Рисунок 7 - Результаты ответа на девятый  вопрос анкеты

 

 

 

К десятому вопросу большинство опрошенных отнеслись не серьезно, и все, что смогли предложить - снизить цены.

 

Анализируя деятельность ООО «М-Видео», можно сделать следующий вывод, что в данный момент исследуемый  магазин бытовой техники хорошо работает, и способен конкурировать.

 

Можно начать с того, что в целом  люди, делающие покупки в ООО «М-Видео», довольны, но в свою очередь хотели бы иметь более широкий перечень услуг, например, оказание сервисного обслуживания, ремонт и т.д.

 

Большинство потребителей узнали о  магазине из телевидения, наружной рекламы и радио. Покупатели довольны качеством товара и средними ценами.

3 Разработка рекомендаций по  работе с потребителями в компании  «М-Видео»

3.1 Совершенствование маркетинговой  стратегии предприятия ООО «М-Видео»

 

В целом маркетинговые исследования в ООО «М-Видео» проводятся по всем направлениям. Постоянно совершенствуется сбытовая и ассортиментная политика организации. Однако необходимо проведение мероприятий по увеличению сбыта продукции, привлечению новых клиентов ООО «М-Видео».

 

В целях совершенствования деятельности предприятия, руководству необходимо наладить учет эффективности рекламирования. Это позволит получить информацию о  целесообразности рекламы и результативности ее отдельных средств, определить условия  оптимального воздействия рекламы на потенциальных покупателей. Абсолютно точно определить эффективность отдельных средств рекламы, рекламной кампании в большинстве случаев не представляется возможным. Однако и приблизительные подсчеты оправдывают себя.

 

Экономическую эффективность рекламы чаще всего определяют путем измерения ее влияния на развитие товарооборота. Наиболее точно установить, какой эффект дала реклама, можно лишь в том случае, если увеличение сбыта товара происходит немедленно после воздействия рекламы. Это наиболее вероятно в случаях рекламирования новых товаров повседневного спроса.

 

В то же время покупке дорогостоящего товара длительного пользования  обычно предшествует обязательное обдумывание. В этом случае эффект рекламы может  проявиться далеко не сразу. Прежде всего, покупатель узнает о выпуске товара, затем он интересуется подробной информацией о его качестве и свойствах. После этого он может отдать предпочтение рекламируемому товару и утвердиться в желании приобрести его, и лишь в итоге приобретает его.

Информация о работе Поведение потребителей на примере ООО "М-Видео"