Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 21:46, курсовая работа
Целью данной работы является исследование внешних и внутренних факторов, влияющих на поведения потребителя.
Исходя из цели, можно выделить задачи исследования:
- изучить теоретические основы покупательского поведения потребителей;
- провести анализ покупательского поведения потребителей;
- предложить рекомендации по совершенствованию работы с потребителями на исследуемом предприятии.
Введение.......................................................................................3
1 Теоретические основы изучения покупательского поведения потребителей.............................5
1.1 Характер поведения потребителей и его основные категории................5
1.2 Методы исследования поведения потребителей.................................8
1.3 Факторы внешнего и внутреннего влияния на поведение потребителей..11
2 Анализ покупательского поведения потребителей на примере компании ООО «М-Видео».............14
2.1 Организационно-экономическая характеристика компании ООО «М-Видео»...........................14
2.2 Анализ конкурентов бытовой техники ООО «М-Видео»...................16
2.3 Исследование потребностей покупателей бытовой техники в ООО «М-Видео».............................20
3 Разработка рекомендаций по работе с потребителями в компании «М-Видео»............................25
3.1 Совершенствование маркетинговой стратегии предприятия ООО «М-Видео»...................25
3.2 Рекомендации по повышению числа покупателей и их удовлетворенности товаром ООО «М-Видео»....................25
Заключение..................................................................................28
Список использованных источников...................................................30
Приложение Б.............................................................................33
2.2 Анализ конкурентов бытовой техники ООО «М-Видео»
С целью проведения анализа рассмотрим конкурентную среду ООО «М-Видео».
В маркетинговую политику ООО «М-Видео» входит ценовая, товарная, сбытовая политика, и политика продвижения товара на рынке.
Управление маркетингом в ООО «М-Видео» осуществляет действующий на предприятии отдел маркетинга. Он планирует объемы продаж, разрабатывает сбытовую политику, ценовую стратегию, которая включает в себя способы, формы и методы расчетов с покупателями.
На рынке бытовой и цифровой техники г. Оренбурга осуществляют свою деятельность следующие крупные компании: «Эльдорадо» «Эксперт», «Техносила».
Рассмотрим ассортимент
компаниями, реализующими бытовую и цифровую технику.
Товарный ассортимент магазинов г. Томска, осуществляющих продажу электроники и цифровой техники, по группам товаров
Наименование магазина
Ассортимент
М-Видео
Крупная и мелкая бытовая техника, аудио и видеотехника, компьютеры и оргтехника, фотоаппараты
Техносила
Крупная и мелкая бытовая техника, аудио и видеотехника, фототехника
Эльдорадо
Крупная и мелкая бытовая техника, аудио и видеотехника, фототехника, компьютеры и оргтехника
Эксперт
Крупная и мелкая бытовая техника, аудио и видеотехника, фототехника, спец техника, климатические систем
Как показал анализ, во всех магазинах товарный ассортимент представлен одними и теми же товарными группами.
Это влечет за собой высокую конкуренцию. И каждый из магазинов должен разрабатывать ряд мероприятий, чтобы привлечь покупателей именно в свой магазин. К примеру, каждый магазин проводит акции, распродажи, делает скидки на разные группы товаров.
Определим долю рынка «М-Видео» и его основных конкурентов на основании выручки от продаж, которая представлена на рисунке
Рисунок - Доля на рынке продаж основных магазинов
Анализируя рисунок 2, можно сделать вывод, что предприятие ООО «М-Видео» занимает лидирующую позицию на рынке бытовой техники, доля продаж составляет 36%. Незначительно отстает от лидера магазин «Эльдорадо» -32%. Замыкает тройку лидеров магазин «Эксперт», его доля-16% на рынке бытовой техники.
Выделим основные факторы, которые влияют на изменение прибыли от продаж. К ним можно отнести:
- изменение объемов продаж;
- изменение цен на продукцию;
- изменение себестоимости единицы продукции.
Все выше перечисленные крупные компании, работающие на рынке бытовой техники г. Оренбурга, имеют схожие товары и сбытовые системы.
Завершаем исследования SWOT - анализом, полученные выводы занесем в таблицу.
анализ ООО «М-Видео»
Сильные стороны:
- высокая значимость для потребителей
- поддержка со стороны государства
- удешевление стоимости товара за счет применения гибких систем скидок
- наличие сертификатов качества
- - развитый товарный бренд
Слабые стороны:
- недостаточное качество товаров
- не готовность
Возможности:
-расширение ассортимента
- налаживание отношения с дилерами
- четкое позиционирование продукта
- улучшение рекламных мероприятий
Угрозы:
- обострение конкуренции
со стороны поставщиков-
- появление новых конкурентов
- изменение вкусов и потребностей потребителей
- общий экономический спад
- ужесточение стандартов
Таким образом, по данным SWOT-анализа ООО «М-Видео» можно сделать следующие выводы:
1. Маркетинговая служба ООО «М-Видео» работает над развитием товарного бренда.
2. Руководство ООО «М-Видео»
понимает необходимость
3. Специалисты могут закупать
качественный товар,
4. Покупатели опасаются
отечественных предприятий-
На основании проведенного SWOT-анализа внутренней среды ООО «М-Видео» можно сделать следующие выводы:
1. Сильные стороны предприятия:
- постоянное обновление
ассортимента. Удельный вес новой
продукции в общем объеме
- поддержание соотношения
«цена-качество» на
- высококвалифицированный персонал;
- наличие собственного
транспорта для организации
2. Слабые стороны предприятия:
- невысокий удельный вес на рынке;
- зависимость от многочисленных поставщиков товаров;
3. Возможности:
- повышение спроса на товары, расширение торговых площадей.
- открытие новых магазинов.
4. Угрозы:
- наличие сильных конкурентов на основных рынках сбыта;
- отсутствие конкуренции среди поставщиков товаров.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать выводы, что в ООО «М-Видео» управление маркетингом осуществляет отдел маркетинга под руководством коммерческого директора. Он занимается планированием и осуществлением сбыта, разработкой наиболее эффективной сбытовой политики, главным составным элементом которой является ценовая стратегия, включающая в себя методы и формы расчетов с потребителями.
ООО «М-Видео» на протяжении исследуемого периода успешно сохранял свою рыночную долю, а в 2011 году она составила 28,37 %. Серьезную конкуренцию по рыночной доле исследуемому магазину может составить такая компания как «Эльдорадо», рыночная доля которой за 2011 год составила 25,3 %. Ассортимент товаров ООО «М-Видео» рассчитан на разные социальные группы населения, с разным уровнем дохода.
2.3 Исследование потребностей
Покупателями предприятия ООО «М-Видео» является население г. Оренбурга и Оренбургской области. Деятельность ООО «М-Видео ориентирована на продажу населению бытовой и цифровой техники различных ценовых категорий.
Порядок обслуживания покупателей в ООО «М-Видео» происходит следующим образом:
1. Покупатель выбирает
товар в торговом зале с
помощью квалифицированных
2. Продавец выбивает товарный чек, с этим чеком покупатель оплачивает выбранный товар на кассе.
3. Покупатель получает свой товар в отделе выдачи товаров, предъявив работнику оплаченный чек.
ООО «М-Видео» проводит сегментацию рынка по группам потребителей, так как считает ее наиболее универсальной. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, зависит успех фирмы в конкурентной борьбе.
Разобьем сегмент рынка по группам потребителей на подгруппы:
1) преуспевающие клиенты - для
этой группы потребителей ООО
«М-Видео» предлагает
-телевизоры, цифровые фото и видео камеры, что особенно актуально для обеспеченных семей. Здесь предлагается товар высокого качества, в основном импортный;
2) клиенты со средним доходом - в основном молодые семьи-наибольший удельный вес которых составляет 60,5%.Для этой группы потребителей подходит практически все товары ассортиментного перечня (холодильники, телевизоры, стиральные машины среднего класса, а также мелкая бытовая техника - пылесосы, чайники, микроволновые печи и др.) ;
3) клиенты с низким доходом - ООО «М-Видео» не оставило без внимания и эту группу потребителей; в настоящее время, характеризующееся спадом производства и потребления, низким уровнем жизни, эта группа достаточно велика. Каждая семья старается по мере возможности благоустроить свой быт, и ООО «М-Видео» планирует удовлетворить запросы и этой группы населения.
Проведем анализ покупателей ООО «М-Видео» по возрастным категориям.
На рисунке 3 представлена диаграмма, на которой выделены сегменты в соответствии с возрастом обслуживаемого населении
Рисунок 3 - Выделение сегментов в соответствии с возрастом покупателей
Итак, как оказалось наименее обслуживаемый данной сетью магазинов возраст покупателей - это возраст от 16 до19 лет, далее идет возраст от 20 до 25 лет, и основными покупателями ООО «М-Видео» являются люди в возрасте от 27 до 54 лет.
С целью исследования удовлетворенности покупателей товаром магазина ООО «М-Видео» было проведено анкетирование жителей города Оренбурга.
На улицах города был проведен опрос 100 человек, посетителей магазина. Вопросы анкеты представлены в приложении.
Проведем анализ полученных результатов.
На вопрос 1: Часто ли Вы покупаете бытовую технику и электронику, 58 % опрошенных ответили, что редко, 11 % - часто и 31 % опрошенных не
совершают таких покупок, но планируют их совершить в ближайшем будущем.
Рисунок 4 - Результаты ответа на первый вопрос анкеты
На второй вопрос практически все покупатели (98 % опрошенных) ответили, что «М-Видео». Но ответ очевиден, так как опрашивались посетители именно этого магазина.
На третий вопрос большинство опрошенных - 73 % ответили, что выбирают бытовую технику и электронику на основании соотношения «цена
- качество». Остальная часть
- 27 % опрошенных утверждают, что отдают
предпочтение известным
Рисунок 5 - Результаты ответа на третий вопрос анкеты
При ответе на четвертый вопрос анкеты 53 % опрошенных ответили, что им нравится товар, представленный в магазине и он соответствует их требованиям. 24 % не нашли интересующий их товар в магазине и 23 % сказали, что не ставили перед собой целью поиск конкретного товара и затрудняются ответить на поставленный вопрос.
Рисунок 6 - Результаты ответа на четвертый вопрос анкеты
При ответе на пятый вопрос большинство респондентов - 83 % сказали, что вообще не смотрят рекламы, а магазин посещают, потому, что уже давно известный и популярный. Остальных - 17 % опрошенных привела в магазин реклама, в которой говорилось об акциях, проводимых в магазине.
На шестой вопрос анкеты все опрошенные единогласно ответили, что предпочитают покупать товар во время акции, распродажи, экономя при этом денежные средства и приобретая качественный товар по более низкой цене.
На седьмой вопрос анкеты 22 % опрошенных ответили, что посещают магазин по той причине, что он находится рядом с домом. Остальные посетители, 78 % - жители других районов города. Из них почти половина опрошенных высказали недовольство удаленностью магазина и большим количеством времени, затраченным на дорогу.
Восьмой вопрос - все 100 % респондентов высказали желание видеть магазин не только как место совершения покупок, но и как сервисный центр.
При ответе на девятый вопрос 47 % опрошенных ответили, что для них важно получить грамотную консультацию опытного продавца, 12 % сказали, что для них компетентность продавцов не имеет значения, они осуществляют выбор самостоятельно. Остальные опрошенные сказали, что прислушаются к советам, но сделают выбор самостоятельно.
Рисунок 7 - Результаты ответа на девятый вопрос анкеты
К десятому вопросу большинство опрошенных отнеслись не серьезно, и все, что смогли предложить - снизить цены.
Анализируя деятельность ООО «М-Видео», можно сделать следующий вывод, что в данный момент исследуемый магазин бытовой техники хорошо работает, и способен конкурировать.
Можно начать с того, что в целом люди, делающие покупки в ООО «М-Видео», довольны, но в свою очередь хотели бы иметь более широкий перечень услуг, например, оказание сервисного обслуживания, ремонт и т.д.
Большинство потребителей узнали о магазине из телевидения, наружной рекламы и радио. Покупатели довольны качеством товара и средними ценами.
3 Разработка рекомендаций по
работе с потребителями в
3.1 Совершенствование
В целом маркетинговые исследования в ООО «М-Видео» проводятся по всем направлениям. Постоянно совершенствуется сбытовая и ассортиментная политика организации. Однако необходимо проведение мероприятий по увеличению сбыта продукции, привлечению новых клиентов ООО «М-Видео».
В целях совершенствования
Экономическую эффективность рекламы чаще всего определяют путем измерения ее влияния на развитие товарооборота. Наиболее точно установить, какой эффект дала реклама, можно лишь в том случае, если увеличение сбыта товара происходит немедленно после воздействия рекламы. Это наиболее вероятно в случаях рекламирования новых товаров повседневного спроса.
В то же время покупке дорогостоящего товара длительного пользования обычно предшествует обязательное обдумывание. В этом случае эффект рекламы может проявиться далеко не сразу. Прежде всего, покупатель узнает о выпуске товара, затем он интересуется подробной информацией о его качестве и свойствах. После этого он может отдать предпочтение рекламируемому товару и утвердиться в желании приобрести его, и лишь в итоге приобретает его.
Информация о работе Поведение потребителей на примере ООО "М-Видео"