Поведение потребителей. Потребительский выбор

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 16:06, контрольная работа

Описание работы

1. Простейшая модель поведения потребителей.
2. Потребительский набор и бюджетное ограничение.
3. Потребительский выбор. Правило максимизации полезности.

Файлы: 1 файл

Поведение потребителей. Потребительский выбор.doc

— 93.00 Кб (Скачать файл)

 Потребительский выбор представляет  собой такой набор благ, который  приносит потребителю максимум  совокупной полезности в условиях  бюджетного ограничения.

Мы подошли к главному вопросу  теории потребительского выбора. Чем руководствуется потребитель, выбирая лучший набор благ, набор с максимальной полезностью? В чём состоит правило максимизации полезности? В нашем примере этот вопрос формулируется следующим образом. Нас интересует, сколько беляшей и книг должен купить Денис на свои 120 руб., чтобы получить максимум удовлетворения?

Простейшее правило максимизации полезности - это правило здравого смысла: если вы не можете увеличить  полезность, меняя комбинации благ (потребительские наборы), значит, вы достигли максимума полезности, и данный потребительский набор является наилучшим.

Возьмём в нашем примере один из наборов, который можно позволить  за 120 руб. Например, если мы разделим деньги поровну на беляши и книги, то этот набор будет состоять из 6 беляшей и 3 книг. Совокупная полезность этого набора составляет 125 ютилей (57 + 68). Является ли этот набор оптимальным, приносящим наибольшую полезность? Нет, не является, если мы будем опираться на сформулированное выше правило.

Попробуем часть денег вместо беляшей использовать на покупку дополнительной 4-й книги. Для этого мы должны отказаться от приобретения двух беляшей. Новый потребительский набор будет состоять из 4 беляшей и 4 книг, а его совокупная полезность возрастёт до 128 ютилей (44 + 84). Это на 3 ютиля больше совокупной полезности предыдущего набора. Будет ли новый набор благ лучшим? Да, будет. В этом мы убедимся, если попробуем ещё раз изменить комбинацию благ.

Предположим, что мы отказываемся от покупки ещё двух беляшей и  покупаем дополнительную книгу. В этом случае совокупная полезность нового набора, состоящего из 2 беляшей и 5 книг, уменьшится до 124 ютилей (26 + 98). Значит, предыдущий потребительский набор был лучшим, приносящим максимальную полезность.

Мы подошли к другой формулировке правила максимизации полезности. Замечено, что наибольшую совокупную полезность приносит такой набор благ, в котором предельная полезность каждого блага в расчёте на рубль затрат является одинаковой для всех благ. В нашем примере - это 0,8 ютиля на каждый рубль, затраченный на приобретение и беляшей, и книг. Есть и другие наборы, где предельные полезности в расчёте на рубль одинаковы по каждому благу, например, при покупке 5 беляшей и 5 книг, но эти наборы недоступны, мы их не можем приобрести в силу бюджетного ограничения.

Правило максимизации полезности: Потребитель  максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей  благ к их ценам является одинаковым для всех благ.

Потребитель максимизирует полезность набора благ при данном бюджетном ограничении, если отношение предельных полезностей двух благ равняется отношению цен этих благ.

Таким образом, мы ознакомились с важным разделом экономической теории, где  рассматривается процесс формирования рыночного спроса. Данный процесс мы проанализировали на основе модели поведения потребителей на рынке. Анализ этой модели позволил нам сформулировать важнейшее правило потребительского поведения, правило максимизации полезности.

Список литературы

Макконнелл К.Р., Брю  С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Учебник. Пер. с англ. - М.: Инфра-М, 1999. - Гл. 21, с. 456-476.

Носова С.С. Экономическая теория. Учебник. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. 10, с. 78-87.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. - М.: Дело, 199. - Гл. 6, с. 96-107, 110-118.

Экономика. Учебник. / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 1999. - Гл. 6, с. 109-113, гл. 9, с. 200-211.

Экономическая теория. Учебник. / Под  ред. В.Д. Камаева. - М.: ВЛАДОС, 1999. - Гл. с. 108-120.

Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Проспект, 1999. - Гл. 6, с. 79-90.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://websites.pfu.edu.ru/IDO/ffec/


Информация о работе Поведение потребителей. Потребительский выбор