Поведение потребителей, принципы и факторы, влияющие на него

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2014 в 21:15, реферат

Описание работы

Предприятие не может добиться успеха, если оно игнорирует запросы потребителей. Поэтому не случайно, что в рамках маркетинга проводятся исследования, посвященные поведению потребителей.
В самом широком понимании поведение потребителей определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действия и следуют за ними. [8,с.154]
Поведение потребителей – это прикладная научная дисциплина. Любая научная дисциплина имеет объект и предмет. Объектом поведения потребителей в индивидуалистической традиции является человек. В социологической традиции объектом является одна из сфер общественной жизни - процесс потребления, существующий наряду с производством, распределением.

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 41.77 Кб (Скачать файл)

Итак,  поведение потребителей – это прикладная научная дисциплина, объектом которой в индивидуалистической традиции является человек. В социологической традиции объектом является процесс потребления, существующий наряду с производством, распределением. Предмет - рыночное поведение человека как потребителя конечной продукции.

Потребление - это процесс, включающий в себя целый ряд частных процессов: выбор товара или услуги, покупка, использование, поддержание вещи в  порядке, ремонт и распоряжение. Потребитель – тот, кто потребляет продукты того или иного производителя.

Четыре основных принципа формирования правильного представления о поведении потребителей:

  • потребитель независим;
  • мотивация и поведения потребителя постигается с помощью исследований;
  • поведение потребителей поддается воздействию;
  • потребительское поведение социально законно.

 

 

 

    1. Типы поведения потребителей

 

 

Для розничных продавцов важно иметь полное представление о своих покупателях. Разбиение потребителей на соответствующие рыночные сегменты может указать способ, с помощью которого можно проектировать и размещать торговые центры, а также правильно организовывать содействующие продажам кампании, нацеленные на формирование потребительской осведомленности в сфере бизнеса и на создание нужного имиджа магазина. Представление не только о нуждах потребителя, но и о том, что они думают и как воспринимают процесс покупки товаров, является существенным моментом в нынешней атмосфере возросшей конкуренции в розничной торговле, если бизнес намерен удерживать свою долю рынка. [6,с.139]

Поведение потребителя существенно меняется в зависимости от того, какой товар он покупает. Чем сложнее принять решение о покупке, тем больше требуется участников (других членов домохозяйства) в процессе принятия решения о покупке и тем осторожнее ведет себя покупатель.

Типы поведения потребителей при принятии решения о покупке (различия в поведении объясняются различным уровнем вовлеченности (заинтересованности) в процесс принятия решения о покупке конкретного товара и степени отличия между марками):

Сложное покупательское поведение наблюдается в ситуации, когда высокая степень вовлечения потребителей сопровождается значительными различиями между разными марками товара. Высокая степень вовлечения потребителей имеет место, если продукт дорого стоит, его покупка связана с риском, происходит редко, а покупаемый предмет может служить средством самовыражения. Обычно в этих случаях потребители стремятся получить как можно больше информации о характеристиках товара данной категории. Примерами покупок, вызывающих сложное покупательское поведения, являются покупки нового автомобиля, дорогой одежды, стереоаппаратуры.

Таким потребителям маркетолог должен рассказать о свойствах товаров этого класса и об отличиях разных марок; кроме того, он должен сообщить, какие их этих свойств может предложить данная компания. Он также должен дифференцировать (сформировать видимое различие) свойства каждой марки, объяснить, какие преимущества получит потребитель, если воспользуется услугами именно этой компании.

Неуверенное покупательское поведение наблюдается в ситуациях с высоким уровнем вовлечения, когда товар стоит дорого, его покупка связана с риском, происходит редко, однако разница между разными марками товара невелика. Поэтому потребитель потратит довольно много времени, посещая разные магазины и выбирая подходящий вариант, но покупку сделает сравнительно быстро. Примером может быть покупка бытовой техники.

Впоследствии у такого потребителя может возникнуть чувство неудовлетворенности покупкой, когда он заметит какие-то недостатки в приобретенном товаре или услышит положительные отзывы о товаре другой марки. Чтобы устранить эту неудовлетворенность, фирма, занимающаяся обслуживанием клиента после совершения покупки, должна предоставить информацию, подтверждающую правильность выбора.

Привычное покупательское поведение имеет место при условии низкого вовлечения потребителя и небольшой разнице между различными марками товара. Покупка дешевых и часто приобретаемых товаров отличается низкой степенью вовлечения.

Потребители не ищут дополнительную информацию о марках и не оценивают их характеристики; им не нужно долго раздумывать о том, какую марку покупать. Они пассивно получают информацию во время просмотра телепередач или чтения печатной литературы. Повторяющаяся реклама создает у покупателей скорее осведомленность о марке, а не приверженность. У потребителей не формируется мнений и взглядов в отношении торговой марки; они выбирают ее в силу хорошей осведомленности о ней. Таким потребителям не свойственно оценивать свой выбор после совершения покупки. В результате образуется определенный тип покупательского поведения; после покупки стадия оценки купленного товара может отсутствовать.

Поисковое покупательское поведение проявляется в ситуации, когда низкая степень вовлечения потребителей сопровождается ощутимыми различиями между разными марками товара. При этом типе поведения покупатель приобретает то одну, то другую марку товара для разнообразия или желания попробовать что-то новое. Причиной смены марки является многообразие выбора, а не неудовлетворенность.

Для таких категорий товаров маркетинговые стратегии будут разными: для ведущих марок одни, для второстепенных – другие. Лидер рынка будет стремиться поощрять привычное покупательское поведение. Компании, претендующей на лидерство, следует поощрять поисковое покупательское поведение. [2,с.68]

Таким образом, можно выделить четыре группы потребительского поведения:

  • сложное покупательское поведение;
  • неуверенное покупательское поведение;
  • привычное покупательское поведение;
  • поисковое покупательское поведение.

 

    1. Методы исследования потребителей

 

 

Методы изучения поведения потребителей - совокупность приемов и операций, разработанных с целью наиболее эффективного осуществления исследований поведения потребителей. В маркетинговых исследованиях существует множество методов сбора информации для изучения потребительского поведения. Рассмотрим основные из них: опрос, наблюдение и эксперимент. [4,с.63]

Опрос – сбор первичной информации путем прямого задавания вопросов относительно уровня знаний, отношений к продукту и т.п. Методы выполнения опросов различны. Они включают персональные интервью, телефонные опросы, почтовые анкеты, смешанные (в упаковку товара вкладывается анкета, которая затем отправляется по почте; анкета дается в магазине, заполняется дома и отправляется по почте).

По  уровню стандартизации (структурированности) вопросов и ответов различают  структурированный и неструктурированный  опросы.

Важнейшим параметром исследования, определяющим его достоверность, является процент отказов отвечать, то есть неответов. Неответы могут внести ошибку в результаты, обусловленную потерями в ходе исследования.

Скорость  опроса значительно различается у разных способов. При телефонных опросах можно выполнить 15 - 20 звонков за час, опрос ускоряется при увеличении числа интервьюеров. Скоростью почтовых опросов практически нельзя управлять. Время таких опросов составляет до нескольких недель (при охвате нескольких городов) и мало зависит от размеров выборки. Время персонального интервью на дому варьируется в зависимости от местожительства респондентов.

Почтовое  интервью достаточно дешево, но при  малом проценте ответов данные могут  стать недостоверными. Стоимость  телефонных опросов также достаточно низка, конечно, если нет междугородных  звонков. Персональное интервью на дому – наиболее трудоемкий и дорогой метод исследований.

В настоящее время хорошие системы  поддержки компьютерных опросов  позволяют осуществлять опросы владельцев компьютеров через Internet или электронную почту.

Компьютер, в отличие от интервьюера, всегда ставит вопрос точно в заданной формулировке. Показывается только та часть анкеты, которая необходима в данный момент. Осуществляется мгновенная проверка ответов. Легко реализуются сложные ветвления процесса анкетирования и даже выборочные анкеты. Результаты анкетирования обрабатываются сразу.

Наблюдение  – непосредственно визуальный либо с помощью технических средств (видеокамер, мониторов) контроль со стороны  исследователя за изучаемым процессом. В нашей жизни наблюдения происходят постоянно. Мы все время наблюдаем окружающих нас людей, происходящие вокруг нас явления. Для одних результаты наблюдения полезны, для других – нет.

Наблюдение  может быть структурированным и  неструктурированным; открытым и скрытым; прямым и непрямым.  Структурированное наблюдение применяется в том случае, когда проблема ясна априорно. Неструктурированное – когда формулировка проблемы нечеткая, когда допускается гибкость в выборе объекта и метода наблюдения. [7,с.52]

Структурированные наблюдения применяются в описательных исследованиях и исследованиях  причинности. Результаты наблюдений зависят от наблюдателей. Они должны записывать события с той скоростью, с какой они происходят. При более обобщенном наблюдении регистрируется только общая удовлетворенность сторон покупкой.

Структурированность, с одной стороны, облегчает обработку  и повышает надежность наблюдения, но в некоторых случаях не дает достоверной информации, так как не определяет всего процесса выбора. Покупатель мог просто отвлечься, встретить знакомого у полки. Иногда более важны реплики при покупке, они дают больше информации для выводов.

За  покупателями часто наблюдают незаметно, издали; иногда наблюдатели сами маскируются  под покупателей. Они регистрируют, сколько времени покупатели проводят в зале, у выставки, сразу ли нашли  нужный продукт, ясна ли им информация на упаковке.

Иногда  для получения данных по улучшению  расположения прилавков, распределения  потоков покупателей используются телекамеры. При использовании маскировки трудно замаскироваться полностью и трудно получить данные общего характера о покупателях.

Если  требуется определить количество покупаемого  в магазине за день товара, то наблюдения с подсчетом купленных упаковок являются прямыми. Можно определить это же количество и непрямым наблюдением, если узнать остаток товара в магазине на конец дня, остаток на конец  предыдущего дня, количество товара, поступившее за день, и произведя  несложные расчеты.

По  способу организации наблюдения разделяются на специально подготовленные и натурные. Специальная подготовка к наблюдениям убыстряет процесс, удешевляет его, повышает объективность[8;163].

       При наблюдениях  в лабораторных условиях устраняются  побочные факторы (например, задержки в процессе покупок на разговор со знакомыми). Это повышает внутреннюю валидность. Однако остается проблема внешней валидности.

Другим  плюсом подготовленных наблюдений является то, что не надо ждать определенного  события. Организаторы и участники  сами создают требуемую ситуацию. При наблюдениях в лабораторных условиях можно быстро получить достоверные данные.

Для проведения наблюдений широко используются различные технические средства. Например, гальванометр, тахитоскоп, глазная камера, измерение задержки ответа, анализатор голоса и другие.

Интервью  – последовательное задавание квалифицированным интервьюером респонденту вопросов в целях исследования. Это всегда взаимодействие двух сторон, так что и опрашивающий влияет на респондента, и респондент может дать ответ, который, по его мнению, устроит интервьюера. Как для проведения опроса, так и для наблюдения необходима тренировка полевых работников, чтобы снизить влияние личного восприятия.

Еще один популярный метод изучения поведения  потребителей – эксперимент. Эксперимент является важнейшим инструментом анализа и тестирования в системе маркетинга. В зависимости от условий, где проводится эксперимент, различают полевой и лабораторный эксперименты. Главная цель эксперимента — это исследование поведения объекта по динамике его выходных параметров при изменении входных характеристик, которые могут варьироваться как экспериментатором (лабораторный), так и окружающей средой (полевой). [3,с.46]

Наибольшее  применение на практике находит полевой эксперимент, который проводится в нормальных условиях окружающей среды. Он находит применение для исследования в области маркетинга товаров производственно-технического назначения и потребительских товаров.

Полевые эксперименты проводятся в реальных условиях: в магазинах, на дому у потребителей и т.д. Хотя результаты таких экспериментов могут заслуживать большего доверия, чем лабораторных, при их проведении сложно точно учесть влияние побочных факторов, они требуют больше времени для своей реализации и сопряжены с большими затратами.

На  практике имеют место эксперименты, которые проводятся в форме различных тестов и упорядочиваются по различным критериям:

  • По месту проведения тестирования (рынок, студия, дом и др.).
  • По объекту тестирования (продуктовый тест, ценовой тест и др.).
  • По личности тестируемого (актуальный потребитель, эксперт, потенциальный потребитель и др.).
  • По продолжительности теста (краткосрочный, продолжительный).
  • По объему тестирования (полный или частный тест продукта).
  • По числу тестированных продуктов.

Информация о работе Поведение потребителей, принципы и факторы, влияющие на него