Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 17:41, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы всесторонне изучить особенности правового режима указанных средств индивидуализации в Республике Беларусь.
Данная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач:
охарактеризовать товарные знаки и наименования мест происхождения товаров с позиций правовой теории и норм действующего национального законодательства;
Правовая охрана наименования места происхождения товара в Республике Беларусь также предоставляется на основании его регистрации в патентном органе или в силу международных договоров Республики Беларусь. На основании регистрации выдается свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара, которое действует в течение десяти лет с даты подачи заявки в патентный орган.
Вместе с тем как самостоятельный объект правовой охраны наименование места происхождения товара обладает рядом присущих только ему признаков. К числу таких признаков следует отнести следующие:
– наличие указания на географический объект;
– фактор известности обозначения;
– наличие фактической связи обозначения с особыми свойствами товара;
– зависимость особых свойств товара от природных и (или) людских факторов [26].
При этом исключительным право на использование наименования места происхождения является в том смысле, что лицо, не зарегистрированное в качестве обладателя права на наименование места происхождения товара и не имеющее соответствующего свидетельства, не вправе использовать зарегистрированное в качестве наименования места происхождения товара обозначение, даже если при этом указывается подлинное место происхождение товара или наименование используется в переводе либо в сочетании с такими выражениями, как «род», «тип», «имитация» и тому подобными, а также использовать сходное обозначение для любых товаров, способное ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особых свойств товара [4].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что правовая охрана наименования места происхождения товара обусловлена особыми свойствами последнего, который, как правило, является высококачественным и уникальным. Высокое качество и уникальность товара придаются ему посредством особых свойств, которые отсутствуют у аналогичных по номенклатуре товаров. Особые свойства, которыми характеризуется товар, возникают вследствие производства последнего в определенном географическом месте либо вследствие традиций самого производства и профессионального опыта изготовителей, проживающих в данной местности. В первом случае особые свойства товара формируются только за счет природных факторов и под их воздействием; во втором – предопределяются главным образом за счет производственного опыта, специфических навыков и умений, в том числе ноу-хау. Поэтому наименование места происхождения должно быть привязано к этим особым свойствам, позволяющим отличить данный товар от иных его разновидностей, причем эта связь должна носить стабильный и постоянный характер.
Характеризуя правовой режим использования товарных знаков и наименований мест происхождения товара как средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции, приравненных по правовому режиму к интеллектуальной собственности, прежде всего, отметим, что в их отношении установлены механизмы правовой охраны, включающие институт исключительных прав, посредством которого третьи лица юридически отстраняются от возможных актов подражания и копирования используемых управомоченными субъектами обозначений, а также институты права пользования средствами индивидуализации и права использования комплекса исключительных прав [26].
При этом специфика исключительных прав как юридического инструмента, опосредующего отношения, складывающиеся в связи с правовой охраной и использованием средств индивидуализации, проявляется в следующем:
– во-первых, абсолютный характер исключительного права на некоторые средства индивидуализации предполагает наличие не только персонифицированного обладателя этого права, но и иных юридически независимых субъектов, обладающих тем же правом, что и управомоченный на то персонифицированный субъект (например, право на использование коллективного знака);
– во-вторых, территориальный характер исключительных прав на некоторые средства индивидуализации подвержен известной изменчивости, например, по сравнению с территориальным характером действия исключительного права на изобретения, полезные модели и промышленные образцы [24].
Это, в частности, происходит благодаря наличию института общеизвестных знаков, режим правовой охраны которых не ограничен территориальными пределами одного государства.
– в-третьих, свои особенности имеет действие права на средства индивидуализации во времени.
Так, правовая охрана общеизвестного знака действует практически бессрочно, тогда как регистрация товарного знака действует (с возможностью неоднократного продления на десятилетний срок) до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в патентный орган.
– в-четвертых, комплексный характер исключительных прав на средства индивидуализации проявляется в отношении последних менее отчетливо, чем в отношении объектов авторского или патентного права [19].
Так, в структуру исключительных прав на средства индивидуализации не входят, например, такие личные неимущественные права, как право авторства, право на имя, право на обнародование. Вместе с тем нельзя не признать, что отдельные права неимущественного характера как элементы исключительного права присутствуют в структуре последнего, но это относится не ко всем средствам индивидуализации. По отношению, например, к товарным знакам в качестве неимущественных прав следует назвать право приоритета, а также право на продление срока действия регистрации товарного знака [21].
В отношении субъектов права на товарный знак следует подчеркнуть, что в Республике Беларусь таковыми выступают как организации, так и граждане (п. 2 ст. 2 Закона). Другими словами товарный знак может быть зарегистрирован на имя коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан, не занимающихся предпринимательской деятельностью.
При этом в соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 3 Закона владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак и распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый на территории Республики Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца. Использованием товарного знака признаются его использование владельцем товарного знака либо лицом, которому такое право предоставлено на основании лицензионного договора, путем применения товарного знака на товарах, для которых он зарегистрирован, а также на этикетках, упаковках, в глобальной компьютерной сети Интернет (в том числе в доменном имени), на документации, связанной с введением товара в гражданский оборот, при выполнении работ, оказании услуг либо использовании товарного знака с изменением его отдельных элементов, не влияющим на его различительную способность и не ограничивающим правовую охрану, предоставленную товарному знаку [5].
Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь, при наличии уважительных причин неиспользования товарного знака на товарах или их упаковке.
В соответствии со ст. 21 Закона владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы R или R в окружности либо словесных обозначений «товарный знак» или «зарегистрированный товарный знак», указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Республике Беларусь. Юридические лица, имеющие право использовать коллективный знак, могут наряду с коллективным знаком использовать свои товарные знаки на выпускаемых ими товарах.
В свою очередь, лица, осуществляющие посредническую деятельность, могут на основе договора использовать свой знак на реализуемых ими товарах наряду с товарным знаком изготовителя товаров, а также помещать его вместо товарного знака изготовителя [5].
Подчеркнем, что использование зарегистрированного торгового знака является не только правом, но и обязанностью его обладателя. Поэтому в случае неиспользования товарного знака в Беларуси без уважительных причин непрерывно в течение любых трех лет после его регистрации любое лицо вправе обратиться в Верховный Суд Республики Беларусь с заявлением о прекращении действия свидетельства полностью или частично [26].
Соответственно, нарушением прав владельца товарного знака признаются несанкционированные изготовление, применение, ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в гражданский оборот или хранение с этой целью товарного знака или товара, обозначенного этим знаком, или обозначения, сходного с ним до степени смешения, в отношении однородных товаров, а также неоднородных товаров, обозначенных товарным знаком, признанным общеизвестным в Республике Беларусь.
Причем права, например, владельца товарного знака «Nike» будут нарушаться, если кто-то будет ввозить в Беларусь, хранить здесь, продавать или раздавать бесплатно спортивную одежду и обувь (товары, однородные тем, в отношении которых зарегистрирован товарный знак «Nike»), имеющие обозначение «Nikee». В данном случае обозначение «Nikee» будет сходным до степени смешения с товарным знаком «Nike». Более того, нарушение прав владельца товарного знака «Nike» будет также и в ситуации, когда ввозимые на территорию Беларуси (или производимые в самой Беларуси) товары будут иметь обозначение «Nike», которое нанесено лицом, не имеющим на это права. В данном случае такие товары обычно именуются контрафактными.
Еще одним возможным вариантом нарушения прав владельца товарного знака «Nike» в рассматриваемом случае будет ввоз в Республику Беларусь и или последующая продажа здесь легально произведенного товара «Nike», которые осуществляет лицо, не имеющее права на ввоз (импорт) в Республику Беларусь товаров марки «Nike» [18].
Вместе с тем в п. 5 ст. 20 Закона закреплен региональный принцип исчерпания права на товарный знак, согласно которому не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака в отношении товаров, правомерно введенных в гражданский оборот на территории государств – участников Соглашения о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности, подписанного в г. Москве 9 декабря 2010 г. (далее – Соглашение) [2], непосредственно владельцем товарного знака или другими лицами с его согласия. Как отмечают эксперты, в основу данного правила положена идея обхода искусственных барьеров для свободной торговли, которые могут возводиться обладателями абсолютных исключительных прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности. Суть правила об исчерпании прав на товарный знак заключается в том, что, передав право на использование знака, правообладатель утрачивает юридическую возможность контроля за дальнейшими продажами индивидуализированных этим знаком товаров и не вправе запретить использование указанных товаров третьими лицами [19].
В завершение данного раздела также следует обратить внимание на ст. 22 Закона, согласно которой право на товарный знак может быть уступлено владельцем товарного знака по договору организации или гражданину в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, а также выступать предметом залога. Кроме того, право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору для всех или части товаров, в отношении которых зарегистрирован товарный знак. Право на использование товарного знака также может быть передано по договору комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) в виде одной из составляющих комплекса исключительных прав (ст. 910 ГК).
При этом лицензионный договор, договор уступки права на товарный знак, договор о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, а также изменения в зарегистрированные лицензионный договор, договор о залоге имущественных прав, удостоверяемых свидетельством на товарный знак, регистрируются в патентном органе в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь [7], и без такой регистрации считаются недействительными.
Формирование Единого экономического пространства (ЕЭП) предполагает установление единых правил экономического оборота, действующих на всей территории Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России, в том числе и в отношении товаров, содержащих объекты права интеллектуальной собственности. Поэтому в пакет подписанных 9 декабря 2010 г. соглашений, определяющих правовые основы существования ЕЭП, было включено и Соглашение. Причем из нормы п. 1 ст. 3 Соглашения вытекает обязанность государств-участников не только предоставлять лицам из других государств-участников такой же уровень охраны, что и своим собственным лицам, но и зафиксировать соответствующие положения в своем национальном законодательстве [2].
В то же время, из абзаца второго п. 1 ст. 11 Соглашения следует, что в качестве товарного знака могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их комбинации, что означает возможность регистрации в качестве товарного знака любого обозначения. В свою очередь, это означает необходимость отказаться от применяемого в настоящее время ограничительного подхода в определении обозначений, способных быть товарными знаками, и допускать регистрацию иных обозначений (звуковых, аудиовизуальных, обонятельных и др.), способных выполнять различительную функцию в отношении товаров и услуг [16]. Однако, как видно из предыдущего анализа, это положение Соглашения не учтено в Законе, и белорусское законодательство по-прежнему допускает возможность регистрации в качестве товарных знаков только словесных, изобразительных и объемных обозначений, а также их сочетаний.
Информация о работе Проблемные аспекты использования товарных знаков в сети Интернет