Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Агропромышленный комплекс представляет собой совокупность отраслей народного хозяйства, связанных с развитием сельского хозяйства, обслуживанием его производства и доведением сельскохозяйственной продукции до потребителя [7, с. 236]. Агропромышленный комплекс включает в себя три сферы. Первая сфера состоит из отраслей, которые обеспечивают агропромышленный комплекс средствами производства, а также отрасли, занятые производственно-техническим обслуживанием сельского хозяйства. В данную сферу отрасли и производства: тракторное и сельскохозяйственное машиностроение, продовольственное машиностроение, производство минеральных удобрений и химических средств защиты растений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………5

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА………………………………………………………………………...7
1.1 Понятие, сущность и задачи агропромышленного комплекса………. ……….7
1.2 Состав и структура агропромышленного комплекса Республики Беларусь……………………………………………………………………………..9

2 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ…………………………………………………...……………………...15
2.1 Анализ состава, структуры и динамики основных социально-экономических показателей агропромышленного комплекса 2009-2010 гг…………………………………………………………………………………….15
2.2. Анализ финансово-экономических показателей сельскохозяйственных предприятий за 2009-2010гг………………………………………………………18

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………………………………………22
3.1 Реализация Государственной программы возрождения и развития села 2005-2010 гг., 2011-2015 гг.……………………………………………………………….22
3.2 Зарубежный опыт в реформирование агропромышленного комплекса…………………………………………………………………………….24
3.3 Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь…………………………………………………………….. ...26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..........31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………..33

Файлы: 1 файл

моя курсовая 2.docx

— 90.03 Кб (Скачать файл)

 

 

Вывод: Проанализировав динамику, состав, структуру социально-экономических показателей аграрного сектора, можно сделать выводы о том, что государству необходимо сконцентрировать большее внимание на увеличение этих показателей. По статистике хорошо видно как этим показатели падают с каждым годом: сокращается численность занятого населения в сельском хозяйстве, медленными темпами растет ВВП, нужно увеличивать производство сельскохозяйственной продукции на душу населения. 

 

3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ АГРОПРОМЫШЛЕННГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

3.1 Государственная  программа возрождения и развития села

В сельской местности проживает около 30 процентов населения страны. Оно обеспечивает продовольствием республику и формирует значительные объемы экспортных ресурсов. Кроме того, деревня — родник национальных традиций, белорусского языка, фольклора, искусства. Сохранить его — одна из важнейших задач государства.

Вопросам развития социальной и производственной сфер села уделяется  большое внимание главой государства, Правительством и региональными  органами управления, на это ориентированы  трудовые коллективы сельскохозяйственных организаций. В результате достигнуты достаточно высокие показатели. Так, по производству основных видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения  Беларусь занимает ведущие позиции  среди стран СНГ, по отдельным  показателям приближается к среднеевропейскому уровню.

Большое значение для агропромышленного  комплекса имела реализация Государственной  программы возрождения и развития села на 2005—2010 годы, которая позволила  поднять аграрное производство на новый  уровень. Существенно укрепилась инфраструктура отрасли. При постоянной и значимой поддержке государства реконструировано и технически переоснащено 1477 молочно-товарных ферм, 213 комплексов по выращиванию  и откорму свиней и крупного рогатого скота, 60 птицефабрик. В каждом районе возведены современные молочно-товарные фермы мощностью до 1000 коров каждая, которые оснащены оборудованием, позволяющим  максимально использовать биологический  потенциал животных, получать молоко самого высокого качества [13, с. 29].

За программный период отмечен существенный рост производства во всех отраслях агропромышленного  комплекса. Объем валовой продукции  в сельскохозяйственных организациях и крестьянских (фермерских) хозяйствах увеличен на 52,7 процента[11, с. 26] .

Достаточно успешно решалась социальная программа села. Создан 1481 агрогородок, где пакет социальных благ приближен к городским. За шесть лет почти 84 тысячи семей в сельской местности справили новоселье в новых квартирах или в добротных домах, преимущественно коттеджного типа. Существенно улучшились социальные условия проживания сельского населения.

Ныне отрасль работает в рамках новой Государственной программы устойчивого развития села на 2011—2015 годы. Она содержит большой блок мероприятий по дальнейшему развитию социальной сферы, направленных на приближение условий проживания сельского населения к городскому. На новый уровень намечено вывести производственную деятельность сельскохозяйственных организаций.

С учетом потенциала растительных ресурсов республики приоритет в  аграрной отрасли отдан животноводству. В молочном скотоводстве намечено сосредоточить  основные объемы производства в специализированных сельскохозяйственных организациях, провести реконструкцию и строительство  новых ферм мощностью до 1000 коров, получить в среднем по республике годовой надой от коровы 6,3 тыс. килограммов, выйти на валовое производство молока более 10 млн. тонн в год, повысить его  качество.

Намечается увеличить  производство мяса до 2 млн. тонн. Развивается  программа специализированного  производства говядины. В 2015 году планируется  получить 40 тыс. тонн деликатесной мясной продукции, пока мало известной белорусскому потребителю.

В зерновом хозяйстве намечается достичь валового производства 12 млн. тонн. Существенный рост предусмотрен в производстве кормовых и технических  культур.

Получает дальнейшее развитие практика государственной поддержки  села. В текущем году из республиканского и местных бюджетов по различным  программам агропромышленному комплексу  на 1 ноября выделено 5,8 триллиона рублей и 9,7 триллиона рублей льготных кредитов [14, 15]. На лизинговой основе поставлено более 1000 тракторов, преимущественно высоко энергонасыщенных, свыше 1400 зерноуборочных, 400 кормоуборочных комбайнов и ряд других видов сельскохозяйственной техники. При поддержке государства под урожай сельскохозяйственных культур текущего года больше предшествующего внесено минеральных удобрений. Завезено необходимое количество пестицидов. Своевременное обеспечение топливом позволило абсолютному большинству хозяйств вовремя провести сев озимых и яровых сельскохозяйственных культур, выполнить необходимый объем защитных мероприятий.

Программа развития отрасли  на 2011—2015 годы станет новым вкладом  в формирование белорусской модели АПК. Ее полная реализация позволит достичь  среднеевропейского уровня продуктивности с корректировкой на потенциал природных  условий, на основе укрепления социальной сферы и увеличения доходов населения  до среднереспубликанского уровня существенно  повысить привлекательность сельского  труда и образа жизни.

Следует подчеркнуть, что  практически все программные  позиции характеризуются достаточно высокими параметрами, часто даже амбициозными. Для их достижения требуется дальнейшее совершенствование механизмов хозяйствования во всех отраслях агропромышленного комплекса. Определенные стартовые основы пятилетки заложены в нынешнем году. Более значимы они в растениеводстве.

Вместе с тем неудовлетворительной остается аграрная экономика. Не уменьшается задолженность сельскохозяйственных организаций, постоянно ощущается в них дефицит финансовых средств на реализацию производственных программ.

В настоящее время остается актуальным заложить основы высокой продуктивности и экономической эффективности сельскохозяйственного производства в следующем году. В этом плане необходимо реализовать ряд организационных мероприятий по инновационному развитию растениеводческой, животноводческой и перерабатывающей отраслей, обеспечить наиболее полное и экономически целесообразное использование природных, трудовых и технических ресурсов страны на основе широкого использования новейших достижений передовой практики, отечественной и мировой науки.

3.2 Опыт зарубежных стран в реформировании агропромышленного комплекса

При поиске оптимального варианта развития аграрного сектора экономики Беларуси необходимо учитывать тенденции развития этого сектора в развитых странах [10, с. 139]:

  1. Все больший удельный вес в производстве сельхозпродукции занимают крупные товарные хозяйства. Например, в США они составляют 14,5 % от общей численности сельскохозяйственных производителей, но обеспечивают занятость более 80 % наемной рабочей силы и выпускают более 73 % товарной сельскохозяйственной продукции. Крупные сельхозпредприятия более быстро, широко и эффективно осваивают передовые технологии, достижения науки и техники, прогрессивные методы организации производства, труда и управления. Поэтому они наиболее конкурентоспособны на внутреннем и внешнем рынках;
  2. Сокращение среднего срока функционирования малых и средних сельхозпредприятий, их разорение и сдача в аренду высвобождаемых земель. Удельный вес арендуемых земель в общей площади сельхозугодий в настоящее время, например, в Бельгии составляют свыше 70 %, в США и Франции – около 50 %, других странах Европейского Союза – от 55 до 75 %. В связи с этим увеличивается количество крупных товарных хозяйств, широко использующих арендуемые земли. Главные причины таких тенденций – более низкая конкурентоспособность мелких предприятий, рост удельного веса малодетных семей в сельской местности, отток молодежи в город и нежелание работать на селе, старение сельского населения;
  3. широкое развитие любительского сельскохозяйственного производства, включая подсобное хозяйство сельских тружеников;
  4. укрупнение сельскохозяйственных предприятий за счет аренды или приобретения дополнительных сельхозугодий, создания оптимальных по размеру товарных хозяйств. Мировой наукой доказано, что оптимальными по размеру товарные сельские хозяйства должны владеть сельскохозяйственными угодьями в пределах 1-3,5 тыс. га. Такие площади позволяют добиваться наиболее высоких и устойчивых результатов хозяйствования при оптимальном использовании ресурсов;
  5. проведение сильной протекционистской политики, направленной на защиту интересов национальных производителей сельскохозяйственной продукции. Для этого используется несколько методов: поддержка цен на закупаемую продукцию выше мирового уровня, перераспределение доходов в пользу сельхозпроизводителей, предоставление им субсидий и др. Развитые страны ограничивают или даже запрещают импорт сельхозпродукции посредством таможенных пошлин, тарифов и квот. Некоторые меры защиты от импорта (особенно молочных и мясных продуктов, на которых специализируется отечественный АПК) целесообразно применять и в Беларуси;
  6. главным в повышении эффективности сельхозпроизводства является не собственность на землю, а собственность на результаты труда. Учитывая это, можно констатировать, что на государственных сельхозугодьях одинаково успешно могут функционировать различные формы сельхозпредприятий. Главное – найти эффективные способы вовлечения каждого работника в процесс производства. За рубежом, например, с каждым годом увеличивается количество сельхозпредприятий, основанных на акционерной форме собственности. Она объединяет в себе лучшие стороны частного и коллективного предпринимательства;
  7. в развитых странах появляется все больше сторонников тех форм предпринимательства, которые обеспечивают более высокий уровень социальной справедливости и защищенности. Постепенно сельское хозяйство выводится из стихии рынка, ведется на основе современных методов правового регулирования при мощной поддержке государства. Поэтому и в Беларуси аграрная политика должна строиться на разумном сочетании государственных и рыночных регуляторов.

При выработке  стратегии развития сельскохозяйственной отрасли необходимо учитывать опыт проведения аграрных реформ в странах  Восточной Европы. Часть из них (Болгария, Румыния, Польша) полностью ликвидировала колхозы. Чехия и Венгрия в этом смысле оказались более осторожными. В Чехии не распустили совхозы и колхозы, а очистили их от того, что деформировало их рациональную природу и делало, по существу, псевдоколхозами.

В Венгрии  подавляющее большинство крестьян не изъявляли желания выходить из преобразованных кооперативов. К  середине 90-х годов удельный вес  независимых фермеров в стране превысил 15 %, остальные крестьяне продолжают трудиться в кооперативах и совхозах. На фермерские хозяйства в Венгрии  приходится около 6-7 % от общего объема аграрной продукции.

Сторонники мелкособственнического земледелия постепенно признают экономические  реалии и в других странах. В Польше сейчас поощряется возрождение агрокомбинатов и создание крупных – по 200 га – фермерских хозяйств. В Болгарии выход пытаются найти в организации  новых земледельческих и производственных кооперативов. В Румынии, извлекая уроки  из негативных последствий “деколлективизации”, власти ориентировали производителей на создание новых форм объединения крестьян, так называемых “свободных ассоциаций крестьян-единоличников”. Крупные коллективные хозяйства сохранились и на территории бывшей ГДР. Возрождая колхозы в рыночном варианте, там руководствуются не политической ностальгией, а аксиомой, известной каждому крестьянину, - на крупных земельных угодьях выше производительность труда, более рационально используется техника, следовательно, ниже себестоимость продукции.

3.3 Основные направления развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь на современном этапе

В последнее  время Правительство страны, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, местные органы государственного и  хозяйственного управления предпринимают  многие меры по стабилизации и развитию агропромышленного производства. Например, введено льготное кредитование и  налогообложение сельскохозяйственных предприятий, действуют механизмы  лизинга и товарного кредита, приняты кардинальные меры по оздоровлению экономики сельскохозяйственных организаций. Одобрены важные законодательные нормативы  о реорганизации сельскохозяйственных предприятий, о кооперации, о крестьянских (фермерских) хозяйствах и др.

Сегодня можно видеть тенденции  увеличения агропромышленного производства [4, с. 5]. В течение трех последних лет идут процессы восстановления объемов производства валовой продукции АПК. Сокращается убыточность отрасли. Но, несмотря на достигнутые позитивные сдвиги, в развитии отрасли существует ряд нерешенных проблем:

• низкая эффективность  функционирования производства;

• высокая степень износа активной части основных производственных фондов, превышающих предельно-критический  уровень;

• недостаточная обеспеченность предприятий сырьем;

• дефицит инвестиций на модернизацию производственно-технической  базы;

• низкий уровень потребления  на душу населения важнейших продуктов  питания (мясо, и молоко, продуктов, рыбы, овощей и фруктов).

Развитие перерабатывающей промышленности должно быть ориентировано  на полное удовлетворение потребности  населения страны в продуктах  питания и увеличение экспортного  потенциала, снижение издержек, повышение  эффективности производства наоснове внедрения ресурсосберегающих технологий, комплексного использования материально-сырьевых ресурсов.

В ближайшей перспективе (до 2015 г.) необходимо [4, с. 25]: повысить уровень самообеспечения сахаром, маслом растительным, улучшить структуру питания населения за счет увеличения производства и потребления белковых продуктов (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродуктов, рыбы и рыбопродуктов), а также овощей, фруктов, растительного масла.

Ключевым условием обеспечения  устойчивого развития перерабатывающей промышленности является повышение  технического и технологического уровня производства до соответствующего мировым  аналогам и обеспечивающего выпуск конкурентоспособной продукции  за счет активного вложения средств  на модернизацию производства с внедрением новейших ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

Улучшение обеспечения предприятий  перерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем предусматривается на основе развития интеграционных процессов и будет осуществляться путем укрепления производственных связей и объединения на договорных и кооперативных началах партнеров по агропромышленной деятельности (сельскохозяйственных, перерабатывающих, агросервисных предприятий, финансовых структур, в том числе с участием иностранных юридических лиц).

В целях повышения конкурентоспособности  продукции предстоит повысить качество, потребительские свойства, улучшить ее оформление и упаковку с учетом требований рынка, а также проводить  работу по внедрению стандартизации и сертификации.

К 2020 г. за счет собственного производства население страны может  быть полностью обеспечено мясо –  и молокопродуктами, хлебопродуктами, картофелем, сахаром. Возрастет уровень  самообеспечения маслом растительным, рыбой и рыбопродуктами, однако из-за отсутствия прочной сырьевой базы достичь полного самообеспечения этими видами продукции проблематично. Перерабатывающая промышленность должна снизить негативное влияние на природу.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Беларусь