Проблемы малого бизнеса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2015 в 20:04, реферат

Описание работы

Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.

Содержание работы

Введение………….……………………………………………………………….3
Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России………………………………………………………………………….…..5
1.1. История развития малого бизнеса в России…….……………..…………..5
1.2. Представление малого бизнеса в России…………..……………….…..….6
Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса………………...………………..11
Глава 3. Стратегии развития для малого бизнеса……………..…………...…18
Заключение……………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………

Файлы: 1 файл

тема 4.doc

— 87.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение………….……………………………………………………………….3

Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России………………………………………………………………………….…..5

1.1. История развития малого бизнеса в России…….……………..…………..5

1.2. Представление малого бизнеса в России…………..……………….…..….6

Глава 2. Проблемы развития малого бизнеса………………...………………..11

Глава 3. Стратегии развития для малого бизнеса……………..…………...…18

Заключение……………………………………………………………………….23

Список литературы………………………………………………………………25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Значение стратегии, позволяющей фирме выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, появление новых возможностей для бизнеса, развитие информационных сетей, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, и другие причины привели к возрастанию значения выработки стратегии развития организации.

Слово "стратегия" греческого происхождения и означает "искусство развертывания войск в бою" или "искусство генерала". Этот военный термин широко вошел в обиход специалистов, теорию и практику менеджмента. В менеджменте стратегия рассматривается как долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, а также позиции организации к окружающей среде, приводящее организацию к ее целям. Стратегия представляет собой набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации.

Стратегия - это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах.

Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно, гибкими, чтобы, при, необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными.

Суть стратегического управления заключается в том, что в организации, существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей фирмы и создание управленческих механизмов реализации этой стратегии через систему планов.

Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что стратегии развития играют очень важную роль в решении и осуществлении главной цели и миссии организации, и от выбора стратегии зависит будущее всей организации. Цель моей работы - показать проблемы развития малого и среднего бизнеса и стратегии развития. Главная задача – рассмотреть, какие проблемы развития существуют для малого и среднего бизнеса, и какими стратегиями эти проблемы можно решить.

 

 

 

 

 

Глава 1. История развития, понятие и сущность малого бизнеса в России.

1.1. История развития малого бизнеса в России.

 

   Малый бизнес в России является  сегментом экономики в буквальном  смысле вызванным реформами. В  течение нескольких десятилетий  в России доминировала командная  плановая экономика. В этих условиях  управление национальным хозяйством велось на основе централизованного планирования. Планы носили руководящий характер и являлись неукоснительными к выполнению. Руководители предприятий были ограничены в выборе экономических решений, в результате чего отсутствовала материальный интерес в конечных результатах своего труда.                   Система управления экономикой страны по существу представляла собой аналог системы управления вертикально интегрированной корпорации. Отсутствие самостоятельности в решении вопросов, определяющих деятельность предприятий, ограничивало вероятность его усиленного развития, сковывало инициативу работников всех уровней. В такой ситуации производители не имели возможности выбирать поставщиков сырья, оборудования, а также независимо осуществлять сбыт продукции. Данные факторы только тормозили рост качества продукции, производительности труда и введение инноваций. В свою очередь, потребитель был ограничен в выборе предлагаемых продуктов. Все это приводило к отсутствию конкуренции, которая вынуждала бы всех участников экономического процесса действовать результативно и ответственно.

   Централизованное управление экономикой  имело своей целью обеспечение  передовых пропорций в развитии  общественного производства, сбалансированного  развития отраслей и формирования единого народного комплекса. Считалось, что это обеспечит более эффективное распределение ресурсов между отраслями и предприятиями.

 

 

1.2. Представление малого бизнеса.

 

Понятие малого бизнеса нераздельно связано с величиной функционирующих хозяйственных субъектов, т.е. малых предприятий. Так согласно принятому 14 июня 1995 г. Закону  РФ № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства не превышает 25% и в которых численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных величин:

    в промышленности, строительстве  и на транспорте – 100 человек;

    в оптовой торговле  – 50;

    в розничной торговле  и бытовом обслуживании  – 30;

    в других отраслях  и при осуществлении других  видов деятельности – 50 человек.

В порядке научных работ малый бизнес представляет собой деятельность, исполняемую субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законом, государственными органами и другими представительными организациями критериях. Как правило, наиболее всеобщими мерками, на основании которых организация относится к малому бизнесу, оказывает: количество  персонала, величина уставного капитала, объем активов, объем прибыли и дохода. Следует заметить,  что критерии причисления предприятий к малым в нашей стране пока не устоялись, поэтому в настоящее время обширно обсуждаются вопросы уточнения критериев, в частности с точки зрения установления границы максимального получаемого малыми предприятиями ежегодного дохода.

Малый бизнес – это базовая составляющая рыночного хозяйства, которая является наиболее совершенной формой производственно-экономических отношений, при которых предприниматель, работая в условиях полной хозяйственной самостоятельности и имущественной ответственности, становится подлинным хозяином.

 

Малые и средние предприятия различаются по форме собственности, организационно-правовой форме, отраслевой и территориальной принадлежности, по размерам, по характеру деятельности, по структуре деятельности и отношению к происхождению капитала.

По форме собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными и иными.

В зависимости от целей деятельности выделяют коммерческие и некоммерческие предприятия. Коммерческие предприятия осуществляют предпринимательскую деятельность, и их основная цель – это получение прибыли.

По отраслевой принадлежности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные и другие предприятия.

По размерам предприятия группируются на крупные, средние и малые.

По характеру деятельности (стадиям жизненного цикла продукта) выделяют исследовательские, проектные, конструкторские, производственные, сбытовые и другие предприятия.

По структуре деятельности предприятия разделяют на специализированные, производящие ограниченную номенклатуру товаров и диверсифицированные, производящие широкую номенклатуру товаров и работающие на разных рынках.

По отношению к происхождению  капитала различают национальные, иностранные и смешанные предприятия.

Главными особенностями малого и среднего бизнеса являются: деятельность в хозяйственной отрасли с целью приобретения выгоды, экономической свободы, инновационный характер, реализация товаров и услуг  на рынке, мобильность. А так же односторонность его размеров вызывает специальный, личный характер взаимоотношений между работодателем и персоналом, что разрешает достигать полной отдачи и мотивации работы персонала и самой большой степени его заинтересованности в работе. Сравнительно маленькие рынки необходимых ресурсов и сбыта не разрешают организации проявлять положительное воздействие на цены и общий отраслевой размер реализации товара. В малом бизнесе существует специфический характер взаимоотношений между предпринимателем и клиентами, т.е. малое предприятие рассчитано на обслуживание сравнительно малого числа потребителей. Малые предприятия в основном рассчитывают на относительно незначительные кредиты банков, собственные средства и  “неформальный” рынок капиталов (деньги друзей, родственников и т.д.).

  Функциями малого бизнеса, главным  образом, являются экономические, устанавливаемые  его значимостью. Это – работодатели,  производители товаров и услуг, катализатор научно-технического  прогресса, налогоплательщики, агенты  рыночных отношений.

Также, очень актуальной функцией является социальная. Так через малые бизнес многие люди открывают и осуществляет свой творческие возможности. В основном применяется труд социально слабых и не защищенных групп, которые в свою очередь не могут подобрать для себя оптимальное применение в больших организациях. Малые организации являются главным местом производственного обучения молодых кадров.

Сфера деятельности малого и среднего  бизнеса весьма обширна. Основными сферами деятельности малых предприятий являются торговля и общественное питание, сельское хозяйство, промышленность и строительство. Однако следует отметить, что самым распространенным видом является торговля и посредническая деятельность (более 70%). Производственной деятельностью занимается примерно каждый десятый предприниматель, примерно столько же предоставляют населению транспортные, строительные и бытовые услуги, занимаются переработкой сельскохозяйственной продукцией. На рынке информационных, медицинских и риэлтерских услуг занято незначительное число малых предприятий.

Основными потребителями продукции и услуг малого и среднего бизнеса является местное население, а также жители ближайших городов и населенных пунктов. Помимо этого их продукцией и услугами пользуются частные фирмы и предприниматели, государственные учреждения и организации, торгово-посреднические организации.

Важная роль малого и среднего бизнеса состоит в том, что он обладает способностью значительно увеличить количество новых рабочих мест, дополняет существующий рынок необходимыми товарами и сопутствующими им услугами, в том числе удовлетворяет множество необходимых потребностей для крупных организаций, а так же выпускает особо важные и необходимые товары и сопутствующие услуги.

   В существующих условиях рыночных отношений в России малый и средний бизнес являются одним из наиболее перспективных форм хозяйствования. Однако малый и средний бизнес не занимают такого места в экономике страны, которое в экономически развитых странах наоборот специально отводится. В таких странах число предприятий малого и среднего бизнеса определяется как выше среднего и составляет более 80% от всеобщего числа всех организаций.

Какие проблемы мешают развитию малого и среднего бизнеса в России на современном уровне? Ответ на этот вопрос предлагаю рассмотреть во второй главе моей работы.

 

 

 

 

 

Глава 3. Стратегии развития для малого бизнеса.

 

   Наиболее распространенные, проверенные практикой и хорошо  предоставленные в литературе  стратегии развития бизнеса чаще  всего называются основными, или эталонными. Эти стратегии, показывают четыре основных подхода к увеличению роста фирмы и в большинстве случаев связаны с важным изменением внутреннего состояния одного или нескольких элементов: продукты, рынки, отрасли, становление фирмы внутри какой-либо отрасли, технологии. Все эти элементы могут преобладать в различных состояниях, таких как, существующее (то есть, находящееся в данный момент) состояние или новое (недавно измененное) состояние.

Информация о работе Проблемы малого бизнеса