Процесс командообразования в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:54, реферат

Описание работы

На сегодняшний день любой организации для успешного существования и развития необходима эффективная команда, то есть группа людей , которые имеют общие цели и задачи и принимают на себя ответственность за конечные результаты.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.33 Кб (Скачать файл)

 

Введение

На сегодняшний  день любой организации для успешного  существования и развития необходима эффективная команда, то есть группа людей , которые имеют общие цели и задачи и принимают на себя ответственность за конечные результаты.

Теоретики и  практики, занимающиеся психологией управления, на основе многочисленных исследований , доказали , что совместная трудовая деятельность в коллективе оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение людей. Количество и качество работы, выполняемой сотрудниками, зависит именно от социально-психологического климата в коллективе.

Социальная  окружающая среда настолько сильно влияет, что люди либо начинают работать так, чтобы превзойти других (или не отстать от них) либо относятся к работе безразлично.

В большинстве  своем, для эффективного проведения стратегических изменений, руководству организации необходимо заручиться поддержкой своих сотрудников, хотя бы небольшой их частью. Это нужно для того, чтобы в случае необходимости «доверенные» лица из команды смогли бы самостоятельно осуществить изменения в стратегии ведения бизнеса.

Проблемам, связанным  с формированием команды, посвящены  многочисленные научные публикации как отечественных, так и зарубежных специалистов по командообразованию. Однако следует заметить, что в существующих публикациях остаются недостаточно разработанными вопросы, связанные непосредственно с построением модели команды, применительно к малому бизнесу.

На сегодняшний день стратегические изменения в бизнесе не просто необходимы организациям, но без них невозможно продолжать рационально развиваться. Процесс реализации стратегических изменений пройдёт наиболее эффективно, если для этих целей будет сформирована специальная команда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие команды

Одним из способов усовершенствования системы управления в организациях является создание команд.

О командах и  их создании заговорили относительно недавно, чуть более тридцати лет  назад. Первые исследования командной деятельности, опубликованные в начале 60-х годов , были посвящены поискам способов повышения эффективности и продуктивности управленческого труда.

Под командой понимается совокупность людей, которые:

  • Ощущают свою целостность;
  • Чувствуют свою обособленность от «остального мира»;
  • Стремятся к достижению определённой цели, иногда осознанной, иногда нет;

Образование и развитие команд естественно и  неизбежно, поскольку:

  • Руководители создают их для выполнения какой-либо работы (это могут быть проектные группы, производственные бригады, различные комитеты и коллегии), при этом цель, стоящая перед командой, может не всегда осознаваться её членами;
  • Люди сами спонтанно формируют команды для защиты своих интересов (это могут быть профсоюзы, политические партии, лоббистские группы);
  • Люди могут удовлетворить многие свои потребности только в случае принадлежности к какой-либо команде.

Таким образом, принадлежность к команде помогает человеку:

  • Удовлетворить свои социальные потребности;
  • Сформировать себя как личность;
  • Получить помощь и поддержку при достижении своих собственных целей, которые не всегда могут совпадать с целями команды или организации;
  • Получить возможность психологической разгрузки, находя взаимопонимание с другими членами команды;
  • Получить право участвовать в совместной деятельности, приносящей определённую, не обязательно финансовую, выгоду.

Можно утверждать, что в основе создания команд лежат три базовые идеи.

1.Члены команды  объединены общими намерениями, целями и задачами.

2.Члены команды  взаимозависимы, они нуждаются друг в друге для достижения командных и личных целей.

3.Члены команды  принимают утверждение, что совместная  работа более эффективна.

Команды могут  быть как формальными, так и неформальными. Формальная команда-это команда, которая является частью формализованной структуры организации. Неформальной является команда, не входящая в состав формальной организационной структуры. Их могут возглавлять люди, вообще не имеющие формальной власти, но влияние этих команд на достижение целей организации может быть очень велико. Такие команды стремятся:

  • Быть небольшими;
  • Выработать свой собственный признак, который может быть отражён в названии, поведении, ритуалах.

Эффективность команды имеет две составляющие:

  • Степень реализации её целей;
  • Удовлетворение, которое испытывают люди от принадлежности к данной команде.

Среди множества  факторов, определяющих эффективность команды, можно выделить три:

1. Параметры команды;

2. Внешняя среда функционирования;

3. Мотивация команды.

Эти три фактора  помогают получить следующие результаты:

1. Достижение  целей;

2. Удовлетворённость членов коллектива своей деятельностью.

 

  1. Влияние организационной культуры на процесс командообразования

 

Теоретики и практики менеджмента  с разных точек зрения рассматривают  процесс формирования команд. В зависимости  от целей, задач и способов их решения, различают четыре основных способа командообразования:

1. Целеполагающий подход (основанный на целях). Этот подход основан на улучшении умения членов группы ориентироваться в процессах выбора и реализации групповых целей.

2. Межличностный подход. Он сфокусирован на улучшении межличностных отношении в группе и основан на том, что межличностная компетентность улучшает эффективность существования группы как команды. Целью его является увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.

3. Ролевой подход предполагает определение членов команды относительно роли каждого. В командном поведении многое может быть понято и изменено за счет изменения исполнения ролей, а также индивидуального восприятия этих ролей. В данном случае команда формируется путём пересмотра ролей её членов.

4. Проблемно- ориентированный подход. В его основе лежит формирование команды через решение проблем. Проблема приводит к возникновению новой команды управления.

Организационная культура включает в себя такой компонент, как «миссия организации», который в удобной для восприятия форме определяет её социальное предназначение и даёт возможность взглянуть на деятельность организации, что называется, с вершины пирамиды. Миссия позволяет каждому сотруднику организации представить себя частью целостного образования и ощутить свою сопричастность общему делу. Благодаря данному компоненту организационной культуры осуществляется целеполагающий подход, то есть ориентация членов команды в её основных целях.

Существует отличие миссии команды от её целей.

Цель команды позволяет  следить за своим продвижением на пути к успеху.

Организационная культура определяет роль каждого сотрудника и способствует поддержанию определённых взаимоотношений  сотрудников, исходя из их роли в организации.

Таким образом, можно сделать  вывод , что организационная культура оказывает решающее влияние на процесс командообразования в организации.

 

3. Процесс командообразования

 

Под командообразованием понимается развитие из формальной, утверждённой руководством управленческой структуры, рабочей группы с культурой «команда».

Управление с помощью команды, то есть командный менеджмент, основан на процессе делегирования  (передачи) полномочий. Работать в команде намного эффективнее.

Главное – создать команду.

Одним из способов усовершенствования системы управления в организациях является создание команд. О командах и их создании заговорили относительно недавно, чуть более тридцати лет  назад. Первые исследования командной  деятельности, опубликованные в начале 60-х годов, были посвящены поискам способов повышения эффективности и продуктивности управленческого труда.

Чаще всего, командой называют небольшое  количество человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности.

Мнения специалистов о количестве человек в составе команды  расходятся. Одни считают, что количество человек в команде должно быть 5- 7 , другие -  15- 20. Команда состоит  из группы специалистов, принадлежащих  к различным сферам организационной  деятельности и работающих совместно  над решением тех или иных проблем.

По мнению специалистов, самым оптимальным  количеством человек в команде  может быть как раз 5 -7 , потому что , как показывает практика, 15 -20 человек, это уже не команда, а толпа .Но это всё носит субъективный характер, поэтому утверждать, сколько человек должно быть в команде не стоит. Всё зависит от конкретной ситуации, от конкретных целей и желаемых результатов.

Старший научный сотрудник Института  Истории Естествознания и Техники  РАН  Е.Н . Емельянов считает : «Команда – это просто ещё один из возможных ресурсов для прорыва на новый уровень развития».

Приведённое выше утверждение довольно интересно, но заставляет задуматься о  том, что если команда – это  ресурс, а ресурсы имеют свойство заканчиваться, так и здесь придётся затрачивать усилия и возможно средства для поддержания такого ресурса.

Ни одна из групп не становится командой до тех пор, пока она не признает себя подотчётной как команда. Взаимная отчётность не может возникнуть по принуждению, но когда команда разделяет общее назначение, цели и подход, взаимная отчётность возникает как естественная составляющая.

На самом деле, команда станет командой только тогда, когда каждый из её членов будет смотреть вперёд, не забывая при этом оглядываться на своих коллег. Команда остаётся командой только из-за того, что у  членов команды есть что-то «общее». Поэтому при формировании команды  необходимо учитывать личные составляющие, так как она должна «бороться» с «настроениями» , а для этого внутри команды необходимо присутствие идеального сочетания «личностей».

Вообще, процесс формирования команды  – задание, требующее высокой  управленческой компетенции. При его  осуществлении требуется не только наличие правильно подобранных, высококвалифицированных специалистов, но и людей, желающих работать вместе, сообща, как команда. Иначе сама задумка  создания команды окажется бессмысленной. Любой процесс имеет свою продолжительность, поэтому состоит из некоторых  этапов. Тат как создание команды  – это определённый процесс, то он состоит из нескольких этапов. Принцип формирования различного рода команд един для всех за некоторыми исключениями. Эти исключения зависят от целей создания той или иной команды, и всегда имеет место принцип «индивидуальности», то есть добавление или исключение элементов, характерных для конкретной команды.

Чтобы правильно организовать работу команды, её создание, по мнению одного из специалистов в области формирования команд, должно пройти четыре стадии:

  • Подготовка;
  • Создание рабочих условий;
  • Формирование и построение команды;
  • Содействие в работе.

Мнения многих специалистов сводятся к тому, что каждой стадии формирования команды соответствуют свои принципы и цели. Создание команды должно проходить постепенно и последовательно. Далее более подробно рассмотрены  вышеуказанные стадии формирования команды.

На первой стадии формирования осуществляется предварительная работа. Здесь решается, какие задачи необходимо решить, и  нужно ли создание команды для  этих целей. Если необходимость обоснована, то определяются чёткие цели и перечень навыков, необходимых для решения  поставленных задач. Также осуществляется определение правил поведения, которые  должны соблюдать все члены команды.

Вторая стадия включает создание условий  для работы. На этой стадии руководство  организации определяет условия, в  соответствии с которыми команда  выполняет свою работу. Команды должны быть обеспечены ресурсами, необходимыми для успешной работы. Они включают материальные ресурсы, человеческие ресурсы  и поддержку со стороны организации. При необходимости руководству  следует устранять различного рода проблемы.

Третья стадия включает непосредственно  сам процесс формирования  и  построения команды. На этой стадии должны быть чётко определены границы : кто  является ,и кто не является членом команды. Члены команды уже должны разделять общую цель. Руководство организации должно объяснить команде её задачу и степень ответственности за выполняемые функции – сделать абсолютно понятным, какие действия от неё ожидаются.

Наконец, начавшую функционировать  команду необходимо обеспечить постоянной поддержкой со стороны менеджмента  организации.

Проанализировав предложенные стадии, можно заметить, что они в достаточной  мере описывают процесс формирования команды, от подготовки до дальнейшей поддержки. Но, всё равно, процесс  создания команды должен быть индивидуальным для каждой отдельно взятой организации, тем более для каждой отдельно взятой цели. Нельзя предугадать все моменты, все нюансы, имеющиеся в той или иной организации. Есть команды, необходимость в которых носит краткосрочный характер, есть наоборот – долгосрочный.

Некоторые авторы считают, что этапов формирования команды должно быть больше, некоторые – меньше. К тому же, нельзя забывать о таком элементе, входящим в формирование команды, как  процесс развития.

Информация о работе Процесс командообразования в организации