Разработка стратегии для предприятия ОАО «НК Роснефть»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 10:39, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов стратегического планирования, разработка стратегических альтернатив для предприятия.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
изучение теоретических основ стратегического планирования,
анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
анализ портфеля предприятия,
определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке,

Содержание работы

Введение 3
I. Теоретические аспекты стратегического планирования 4
1.1 Сущность стратегического планирования 4
II. Разработка стратегии для предприятия ОАО «НК Роснефть» 7
2.1. Общая характеристика предприятия ОАО «НК «Роснефть»…………………..7
2.2. Миссия и цели предприятия. Дерево целей……………………………………...9
2.3. Анализ внутренней и внешней среды. SWOT-анализ………………………….11
2.4. Разработка базисной стратегии предприя тия на основе матрицы БКГ………16
Заключение 21
Список литературы 22

Файлы: 1 файл

0849661_73B71_razrabotka_bazisnoi_strategii_dlya_oao_nk_rosneft.doc

— 165.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение

Мировой кризис 2008-2009 гг. подтвердил, что любая организация  должна иметь план действий, альтернатив, предусматривающих разные развития экономической обстановки в стране, мире или отдельной отрасли, чтобы всегда суметь занять наиболее выгодное положение.

Все это определяет актуальность данной темы.

Целью настоящей  работы является рассмотрение теоретических  аспектов стратегического планирования, разработка стратегических альтернатив для предприятия.

Данная цель обусловила постановку и решение  следующих задач:

  • изучение теоретических основ стратегического планирования,
  • анализ факторов внешней и внутренней среды, влияющих на деятельность предприятия,
  • анализ портфеля предприятия,
  • определение стратегических позиций предприятия на конкурентном рынке,

Объектом исследование является стратегическое планирование. Предметом исследования является стратегическое планирование в экономической деятельности ОАО «НК «Роснефть».

 

 

 

 

I.Теоретические аспекты стратегического планирования

1.1. Сущность  стратегического планирования

Управление  фирмой как научное направление  в экономике сформировалось в  начале XX века. Под стратегическим планированием понимается процесс разработки и поддержания стратегического равновесия между целями и возможностями организации в изменяющихся рыночных условиях. Цель стратегического планирования – определить наиболее перспективные направления деятельности организации, обеспечивающие ее рост и процветание.

Последовательность  действий, составляющих стратегическое планирование представлена на рис. 1.1. Все начинается с выработки миссии и целей. Сформулированная миссия позволяет  определить измеримые цели, выраженные в соответствующих показателях.

Рис. 1.1 Цикл стратегического  планирования

 

Целевая функция  начинается с установления миссии предприятия, выражающей философию и смысл  его существования. Миссия – это концептуальное намерение двигаться в определенном направлении. Миссия выражает устремленность в будущее, показывает то, на что будут направляться усилия организации, какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому миссия не должна зависеть от текущего состояния предприятия, на ней не должны отражаться финансовые проблемы и т.д. В миссии не принято указывать получение прибыли в качестве основной цели создания организации, хотя получение прибыли является важнейшим фактором функционирования предприятия. 
Цель – это конкретизация миссии в организации в форме, доступной для управления процессом их реализации. Основные характеристики цели заключается в следующем:

  • четкая ориентация на определенный интервал времени;
  • конкретность и измеримость;
  • непротиворечивость и согласованность с другими миссиями
  • адресность и контролируемость.

Исходя из миссии и целей существования организации  строятся стратегии развития и определяется политика организации.

Следующий шаг  стратегического планирования –  это определение параметров внешней  среды, влияющих на деятельность предприятия. Полученные результаты исследования внешней среды нередко заставляют вновь уточнить миссию и цели, таким образом, процедура планирования вновь возвращается на первоначальный этап.

На следующем  этапе стратегического планирования проводится SWOT-анализ, который выявляет положительные и отрицательные внешние и внутренние факторы деятельности организации. Стратегический анализ включает не только анализ плюсов и минусов существующей ситуации, но и внешних тенденций. Результаты SWOT-анализа часто заставляют вновь вернуться к формулировке миссии и целей и дополнить исследование внешней среды. Этот шаг представлен пунктирными линиями.

Анализ окружающей среды необходим при осуществлении  стратегического анализа, т.к. его  результатом является получение  информации, на основе которой делаются оценки относительно текущего положения предприятия на рынке. 
Анализ окружающей среды предполагает изучение трех ее составляющих:

  • внешней среды;
  • непосредственного окружения;
  • внутренней среды организации.

Портфельный анализ является основным элементом стратегического планирования. Под портфельным анализом понимается инструмент, с помощью которого руководство предприятия оценивает свою деятельность с целью вложения средств в наиболее прибыльные и перспективные направления и сокращения или прекращение инвестиций в неэффективные проекты.

Основным методом  портфельного анализа является построение двухмерных матриц. Одной из таких матриц является матрица Бостонской Консультативной Группы (БКГ). Матрица БКГ базируется на применении показателей: сравнительная доля рынка и темпы роста рынка. Основу матрицы представляют следующие гипотезы:

  1. Существенная доля рынка означает наличие конкурентных преимуществ предприятий, связанных с уровнем издержек производства.
  2. Присутствие хозяйствующих субъектов на растущих рынках означает повышенную потребность в финансовых средствах для обновления и расширения производства.

При выполнении указанных гипотез выделяются четыре типа рынков с разными стратегическими  целями и потребностями. При этом определяются следующие возможные виды товаров: «Проблема», «Звезда», «Дойная корова», «Собака». [см. 8, с. 331]

 Рис. 1.2. Матрица БКГ

Темп роста  рынка

Относительная доля рынка

Большая

Малая

Высокий

«Звезды»

«Проблемы»

Низкий

«Дойные коровы»

«Собаки»


 

Выбор эффективных стратегий при использовании матрицы БКГ зависит от того, насколько реализуются указанные выше гипотезы.

II. Разработка стратегии для предприятия ОАО «НК Роснефть»

2.1.Общая характеристика предприятия 
ОАО «НК Роснефть»

Открытое акционерное  общество «Нефтяная компания «Роснефть»  создано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1995 г. № 327 «О первоочередных мерах по совершенствованию деятельности нефтяных компаний» и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1995 г. № 971 «О преобразовании государственного предприятия «Роснефть» в открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть».

Место нахождения: Российская Федерация, 115035, г. Москва, Софийская  набережная, 26/1.

Целью деятельности ОАО «НК «Роснефть», согласно Уставу, является извлечение прибыли. [см. 3, с 3, 4]

Предметом деятельности НК Роснефть является обеспечение поиска, разведки, добычи, переработки нефти, газа, газового конденсата, а также  реализации нефти, газа, газового конденсата и продуктов их переработки потребителям в Российской Федерации и за ее пределами, любые сопутствующие виды деятельности, а также виды деятельности по работе с драгоценными металлами и драгоценными камнями.

Роснефть —  лидер российской нефтяной отрасли и одна из крупнейших публичных нефтегазовых компаний мира. Основными видами деятельности НК «Роснефть» являются разведка и добыча нефти и газа, производство нефтепродуктов и продукции нефтехимии, а также сбыт произведенной продукции. Компания включена в перечень стратегических предприятий и организаций России.

Уставный капитал  НК Роснефть составляет 105 981 778,17 рублей. Основным акционером Компании является государство, которому принадлежит 75,16% ее акций. В свободном обращении находится около 15% акций Компании.

География деятельности НК «Роснефть» в секторе разведки и добычи охватывает все основные нефтегазоносные провинции России: Западную Сибирь, Южную и Центральную Россию, Тимано-Печору, Восточную Сибирь и Дальний Восток. Компания также реализует проекты в Казахстане и Алжире. Семь крупных нефтеперерабатывающих заводов НК «Роснефть» распределены по территории России от побережья Черного Моря до Дальнего Востока, а сбытовая сеть Компании охватывает 38 регионов России.

Основное конкурентное преимущество НК «Роснефть» — размер и качество ее ресурсной базы. Компания располагает 22.3 млрд барр. н. э. доказанных запасов, что является одним из лучших показателей среди публичных нефтегазовых компаний мира. При этом по запасам жидких углеводородов Роснефть является безусловным лидером. Обеспеченность Компании доказанными запасами углеводородов составляет 26 лет, а большая часть запасов относится к категории традиционных, что дает возможность эффективно наращивать добычу. Компания так же располагает 26.6 млрд барр. н. э. вероятных и возможных запасов, которые являются источником восполнения доказанных запасов в будущем.

Роснефть успешно реализует  стратегию ускоренного роста добычи, в том числе благодаря внедрению самых современных технологий. В 2008 г. Компания добыла более 106 млн т нефти (2,12 млн барр./сут). Таким образом, за последние 5 лет добыча нефти Компании выросла в пять раз. На фоне столь впечатляющей динамики Роснефть демонстрирует высокую эффективность своей деятельности и имеет самый низкий уровень удельных операционных расходов на добычу нефти не только среди российских, но и среди основных международных конкурентов.

Роснефть также является одним из крупнейших независимых производителей газа в Российской Федерации. Компания добывает более 12 млрд куб. м природного и попутного газа в год и обладает существенным потенциалом для дальнейшего наращивания объемов добычи за счет уникального портфеля запасов. В настоящее время Роснефть реализует программу по увеличению уровня использования попутного нефтяного газа до 95%.

Заводы НК «Роснефть» характеризуются выгодным географическим положением, что позволяет значительно увеличить эффективность поставок производимых нефтепродуктов. Важная отличительная черта НК «Роснефть» — наличие собственных экспортных терминалов в Туапсе, Де-Кастри, Находке и Архангельске, которые позволяют существенно повысить эффективность экспорта продукции Компании. Роснефть в настоящее время осуществляет комплексные программы расширения и модернизации терминалов с целью соответствия их мощностей планируемым объемам экспорта.

 

2.2МИССИЯ И ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ.

 

Миссией НК «Роснефть» является мировое лидерство за счет увеличение реализации собственной продукции напрямую конечному потребителю. С этой целью компания развивает розничную сбытовую сеть, которая сегодня насчитывает около 1700 АЗС. По количеству АЗС Роснефть занимает второе место среди российских компаний.

Роснефть строго придерживается международных стандартов корпоративного управления, раскрытия информации, а также финансовой отчетности.

НК «Роснефть» стремится укрепить свое положение среди ведущих мировых энергетических корпораций и занять лидерские позиции по операционным и финансовым показателям, а также по акционерной стоимости.

Ключевыми условиями достижения этих целей компания считает:

  • непрерывное повышение эффективности по всем направлениям деятельности;
  • инновационный подход к развитию;
  • повышение информационной прозрачности и открытости;
  • соблюдение высоких стандартов корпоративного управления;
  • высокую социальную ответственность;
  • строгое соблюдение российских и международных стандартов экологической и промышленной безопасности.

Динамичное развитие НК «Роснефть» в последние годы позволило  создать мощный потенциал для  устойчивого роста и планомерной  реализации стратегических задач. Ключевыми  составляющими этого потенциала являются уникальная ресурсная база, высококвалифицированные кадры, а также эффективная система инновационного развития. Неблагоприятная макроэкономическая ситуация, сложившаяся в конце 2008 года, внесла определенные коррективы в планы компании, однако не повлияла на ее стратегию.

Основными стратегическими приоритетами компании являются:

  • Устойчивый рост добычи нефти
  • Развитие сектора переработки и сбыта
  • Монетизация запасов газа

НК «Роснефть» стремится  реализовывать максимально возможный объем продукции напрямую конечному потребителю.

Рис 1.3. Дерево целей ОАО  «НК Роснефть».

 
Цели

 
Содержание

 
Объем продаж

1. Устойчивый рост добычи нефти

2. Модернизации своих НПЗ

3.Низкий уровень удельных операционных расходов на добычу нефти. 
4.Уувеличения выпуска качественной продукции

 
Прибыль

1.Увеличение выпуска качественной продукции с высокой добавленной стоимостью.2. Работа в наиболее перспективных нефтегазоносных регионах России обеспечит Компании доступ к примерно 53 млрд барр. н. э. перспективных ресурсов.

 

 
Удовлетворение общественного мнения

 
1.Соответствие самым современным экологическим стандартам.

 
Формирование имиджа

1.Удовлетворение  желаний клиента.2.Надежность и  качество предлагаемого товара.3.Поддержка  имиджа с помощью СМИ, участия в различных выставках и акциях

Информация о работе Разработка стратегии для предприятия ОАО «НК Роснефть»