Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:34, курсовая работа
Целью данной работы является исследование развития франчайзинга в России и разработка стратегии его развития. Она состоит в теоретическом обосновании процессов развития франчайзинга в России и определении путей обеспечения устойчивого развития предпринимательских структур.
Реализация поставленной цели предопределила следующие задачи:
1.обобщить и уточнить теоретические аспекты устойчивого развития франчайзинга;
2.определить основные тенденции и процессы, определяющие развитие франчайзинга в стране;
Введение
1.Сущность франчайзинга, как формы ведения бизнеса
1.Основные понятие франчайзинга, его черты и признаки
2.История развития франчайзинга
1.3 Виды и методы франчайзинга
2.Формирование и развитие франчайзинга в России
2.1 Правовое регулирование Франчайзинга в России
2.2 Перспективы развития Франчайзинга в России
Заключение
Приложения
Список литературы
2.2 Перспективы развития Франчайзинга в России
Российский малый бизнес находится в очень сложном положении, так как в нашей стране инфраструктура его находится в самом начале своего становления. Одним из путей ее ускоренного создания может стать широкое внедрение франчайзинга. Франчайзинг как метод ведения бизнеса позволяет не только построить систему взаимоотношений между малыми предпринимателями, уходящими в одну и ту же франшизную схему, но и упорядочить их отношения с внешними контрагентами, как малыми, так и крупными. С его помощью наводятся определенные мосты между малым и крупным бизнесом.
Одна из серьезнейших проблем, существующих в российской экономике, связана с замораживанием значительных сумм денег населением, которое не доверяет банкам и биржевым спекуляциям, а также различным финансовым схемам после провала известных пирамид. Население хранит свои сбережения в основном в валюте.
Широкое распространение франшизных систем позволяет значительно повысить экономическую активность населения и использовать эти средства для инвестирования в мелкие и мельчайшие предприятия.
Социологические опросы, проводимые в промышленно развитых странах, показывают, что предприниматели, вступившие во франшизную сеть, ориентированы на успех значительно в большей степени, чем рядовые предприниматели. Таким образом, франшизные системы объединяют лиц с явно выраженными позитивными жизненными установками. Совместные интересы формируют общее видение как проблем, так и целей, и задач, решаемых в сети. В этом смысле франчайзинг близок к сетевому маркетингу, который собирает под свои знамена наиболее авантюрную, позитивно настроенную часть экономически активного, но свободного населения.
При создании российской системы франчайзинга следует иметь в виду, что франшизная сеть состоит главным образом из малых предприятий. Это означает, что человеческие факторы играют в ней очень большую роль.
Российский предприниматель сильно отличается от западного или восточного. У него свои взгляды, намерения, традиции ведения бизнеса. К тому же нужно учесть, что Россия — многонациональная страна, и с началом перестройки культурные и местные факторы начали оказывать значительно большее влияние на предпринимателей, чем в предыдущий период. Поэтому, как и во многих других областях, прямое заимствование зарубежного опыта вряд ли приведет к успеху. Само сообщество российских предпринимателей с учетом международного опыта должно в конечном счете выработать окончательные решения. В этом плане огромна роль созданной недавно Российской ассоциации франчайзинга.
Многие российские предприятия располагают технологиями, обеспечивающими создание качественного и необходимого потребителям продукта, и если раньше им не приходилось искать способы и каналы реализации своего товара потребителю — большинство работало по централизованным заказам, то сейчас это стало насущной проблемой. Однако многие предприниматели и руководители предприятий ссылаются на нехватку оборотных средств, подразумевая, что реализация обширной маркетинговой стратегии требует значительных финансовых вложений, которых у предприятия просто нет. Но это не совсем так — именно франчайзинг может помочь оперативно расширить рынки своего сбыта, не вкладывая при этом значительных средств.
Действительно, организация филиалов, собственных торговых или производственных точек требует больших финансовых вложений, в то время как франчайзинг позволяет сэкономить капитал путем привлечения капитала франчайзи. Франчайзи более точно знает конъюнктуру и особенности местного рынка, что является немаловажным положительным фактором. Основным вкладом франчайзера при этом становится торговая марка, ноу-хау, технологии, затраты же на непосредственную организацию бизнеса, в том числе на содержание аппарата управления, содержание помещения и т. д., лежат на франчайзи. В то же время франчайзеру идет определенный процент прибыли, полученной от реализации товара: он также получает плату за использование его имени. При этом требуется незначительный, в отличие от организации собственных торговых и производственных точек, объем вложенных средств.
Несмотря на сложности в экономике России и правовых вопросах, быстрый рост франчайзинга, как формы ведения бизнеса в мире, не обошел нашу страну стороной. В интернет-источниках можно увидеть большое количество Российских компаний, которые начинают предлагать готовые модели бизнеса. Ниже представлены ключевые франчайзеры Российского рынка по данным журнала Forbes:
«Проvокация», магазины футболок
Запуск франшизы 2010; Франчайзинговых точек 96; Собственных - 3
В 2008 году Асмик Геворгян начала продавать футболки с хулиганскими картинками не через интернет, а в магазинах. Идею франшизы подкинул один из покупателей — предложил открыть точку в Курске. Вскоре появился еще один желающий, из Твери. Теперь компания открывает собственные точки только в крупных московских моллах, а в регионах работают франчайзи. В прошлом году «Проvокация» открыла по франшизе 91 магазин. «Главная проблема наших франчайзи — нехватка места в магазине. Очень быстро растет ассортимент», — говорит Геворгян.
«33 пингвина», кафе-мороженое
Запуск франшизы 2007;
Франчайзинговых точек 874; Собственных - 50;
Стартовые затраты 850 000 рублей
В конце 1990-х три томских предпринимателя Андрей и Олег Федченко и Сергей Протопопов поставляли в магазины замороженные продукты, затем выкупили Томский хладокомбинат и стали производить мороженое. Конкуренция в рознице усилилась — начали открывать кафе со своим мороженым под брендом «33 пингвина». Сейчас у компании по франшизе работают 643 стационарных и 231 летнее кафе. Главный риск, по словам гендиректора сети Елены Рыбиной, попасть на неэнергичного партнера. Раз в полтора месяца компания учит своих менеджеров, как «отсеивать ленивых» и продвигать перспективных.
«МТС», салоны связи
Запуск франшизы 2007;
Франчайзинговых точек 1588; Собственных - 2462
Стартовые затраты 500 000 рублей
МТС не только не берет паушального взноса, но и выплачивает своим партнерам ежемесячную фиксированную сумму, а также дает возможность закупать телефоны со скидкой. В 2010 году компания снизила порог вхождения в бизнес для своих франчайзи, дав возможность открывать меньшие по площади точки. Компания стремится, чтобы потребитель не смог отличить «родной» салон от партнерского, так что даже программы мотивации продавцов у них одинаковы.
«Вундеркинд», магазины развивающих игр
Запуск франшизы 2010; Франчайзинговых точек 225; Собственных - 5
Стартовые затраты 185 000–360 000 рублей
В 2001 году Антон Шатров вместе с женой-педагогом открыл детский развивающий центр: негде было заниматься c двумя маленькими сыновьями. Супруги начали придумывать для своего центра развивающие игрушки, а в 2002 году открыли первый магазин под брендом «Вундеркинд». Теперь игрушки и обучающие программы для дошкольников под одноименной маркой разрабатывает целый отдел. Франшизу «Вундеркинда» чаще всего покупают бывшие педагоги.
«Стардог’s», фастфуд
Запуск франшизы 2005; Франчайзинговых точек 439; Собственных -50
Стартовые затраты 0,1–12 млн рублей**
Основатель сети Сергей Шихарев привез идею уличных киосков с едой из Копенгагена. Но в отличие от Северной Европы в России бизнес сильно зависит от решений местной администрации. До 2010 года сеть прирастала ежегодно на 20%. После выхода распоряжения Сергея Собянина о реформировании уличной торговли компании пришлось закрыть 80 киосков. «Идеальный франчайзи — человек, имеющий административный ресурс или договоренность с торговым центром об открытии точки на автостоянке перед объектом», — говорит директор по развитию сети Сергей Рак.
«Экспедиция», магазины подарков
Запуск франшизы 2006; Франчайзинговых точек 352; Собственных - 33
Стартовые затраты 0,5–3 млн рублей
Вместо стандартных тренингов «Экспедиция» проводит для своих франчайзи так называемые поляны — мотивационное собрание могут организовать в лесу, на плоту и даже в вагоне поезда. Ассортимент «Экспедиции» зависит от нетривиальных идей, и франчайзи нередко подкидывают их в общую копилку. «Нам очень нравится развивать франчайзинг. Это одна из сфер, куда сейчас идут люди с предпринимательским зарядом», — утверждает владелец «Экспедиции» Александр Кравцов. Если открыть торговую точку в канун Нового года, инвестиции можно окупить за месяц.
«Инвитро», медицинские лаборатории
Запуск франшизы 2005 Франчайзинговых точек 230
Собственных точек 138
Стартовые затраты 0,6–3,5 млн рублей
Запуская франшизу, основатель «Инвитро» Александр Островский рассчитывал снять с себя часть организационных проблем. Не тут-то было. «Многие просто хотят вложить деньги и считают, что все само будет работать», — жалуется он. Хотя открыть медицинский офис сложнее, чем розничную точку (в частности, для этого по техническим причинам не подходит торговый центр), отбоя от франчайзи у компании нет. Энтузиазм не спал даже после повышения роялти в 2008 году. Франчайзи «Инвитро», как правило, не имеют медицинского образования, но и других франшиз не приобретают.
Заключение
Интенсивный рост франчайзинга, который наблюдается практически во всем мире, похоже, будет продолжаться. Однако весьма мало вероятно, чтобы франчайзинговые системы завтрашнего дня были полностью идентичными тем, что существуют сегодня. При стремительно изменяющейся экономике и в то время, когда идея создания единого мирового рынка практически стала реальностью, некоторые внутренние аспекты природы франчайзинга как такового находятся на грани изменения.
Одним из ключевых факторов, стимулирующих рост франчайзинга, является уменьшение доли традиционного производства и вытеснение его сектором сферы услуг. Франчайзинг особенно хорошо подходит для бизнеса в сфере общественного питания, поэтому большую популярность, в наше время, приобретает деловой франчайзинг. Он предполагает приспособляемость к условиям рынка. Передача полной концепции бизнеса облегчает вхождение франчайзинга в предпринимательскую деятельность, по той причине, что данный вид франчайзинга регламентирует практически все аспекты деятельности данного предприятия. Также при использовании, делового франчайзинга, франчайзер предлагает различные льготы франчайзи, что в итоге не может оказать положительное влияние как на деятельность отдельного франчайзи, так и на функционирование всей системы в целом.
Однако, к сожалению, развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга, - российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. Например, а США только на федеральном уровне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.
Наряду с этим, для франчайзи все складывается не так уж и гладко. Как показывают исследования, примерно половина из регистрируемых в России предприятий малого бизнеса так и не смогли развернуть свою деятельность из- за недостатка стартового капитала. Очевидно, что франчайзи придется столкнуться с теми же проблемами, что и остальным мелким предпринимателям.
Отсутствие собственных средств, сдерживало, и будет сдерживать успешное развитие франшизных предприятий, но есть основания полагать, что благодаря специфическим особенностям франчайзинга рынок альтернативного финансирования в настоящий момент для них более благоприятен. К сожалению, на поддержку со стороны франчайзеров отечественным предпринимателям пока рассчитывать не приходится. Такая позиция основана на нестабильности российского инвестиционного рынка и зарубежные франчайзеры опасаются рисковать, не имея надежных гарантий.
Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства - -то эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики. Развитие франчайзинга в России будет проходить все большими темпами, поэтому не следует упускать шанс обойти своих конкурентов уже сейчас.
Список литературы