Региональный аспект национальной безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2014 в 19:34, курсовая работа

Описание работы

Главным национальным интересом в области экономики, сформулированным в государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, является обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Защита этого национального интереса России возможна на основе устойчиво функционирующего, многоотраслевого, высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию — вооружением, социальную сферу — предметами потребления и услугами, а экспорт — конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

Содержание работы

Введение
Региональный аспект национальной безопасности
Критерии и параметры экономической безопасности региона
Основные направления региональной политики государства
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ.docx

— 32.85 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

  1. Региональный аспект национальной безопасности
  2. Критерии и параметры экономической безопасности региона
  3. Основные направления региональной политики государства

Заключение

Список использованной литературы

Введение

 

Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, пограничной, экологической и других сферах. 10 января 2000 г. был подписан Указ Президента РФ № 24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации». Концепция национальной безопасности Российской Федерации — это система взглядов на обеспечение в России безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Реализация национальных интересов России возможна только при устойчивом развитии экономики.

Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности — оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и др. — зависит от экономических возможностей страны.

Главным национальным интересом в области экономики, сформулированным в государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, является обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Защита этого национального интереса России возможна на основе устойчиво функционирующего, многоотраслевого, высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию — вооружением, социальную сферу — предметами потребления и услугами, а экспорт — конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.

Экономическая безопасность подразумевает сохранение и обеспечение жизненно важных интересов основных слоев населения страны. Положения и принципы экономической безопасности обретают необходимую четкость, когда определены основные тенденции развития социально-экономической структуры и фундаментальные интересы населения страны.

Эффективная система экономической безопасности - вопрос жизни любой страны. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.

  1. Региональный аспект национальной безопасности.

 

Проблема защиты экономической безопасности весьма остро стоит не только для страны в целом, но и для отдельного региона. Каждый регион, испытывая сильное влияние общероссийских экономических тенденций и явлений, в то же время имеет свои проблемы безопасности, которые определяются особенностями региона: географическим положением, климатическими условиями, структурой отраслей экономики, национальным составом населения и культурно-историческими традициями его поведения.

Все это делает особо актуальной целенаправленную деятельность по предотвращению и преодолению опасных для экономики регионов тенденций и явлений и обеспечению экономической безопасности этих регионов.

Экономическая безопасность региона рассматривается как состояние, при котором отсутствуют, сведены к минимуму или устранены внутренние и внешние угрозы сохранения социально-экономического и финансового потенциала региона ниже уровня, достаточного для повышения благосостояния его населения. Рост благосостояния населения региона - основа отсутствия (или слабого проявления) социальных конфликтов, сепаратистских намерений и обеспечения единства Федерации.

Система экономической безопасности региона включает в себя следующие блоки. Первый блок - интересы региона в области экономики. Второй блок - оценка внешних и внутренних угроз экономической безопасности региона. Третий блок - формирование экономической политики, институциональных преобразований и необходимых механизмов, устраняющих или смягчающих воздействие факторов, подрывающих устойчивость региональной экономики и приводящих ее к выпадению из единого рыночного пространства. Необходимо создание таких методов формирования экономической политики региона, которые обеспечивали бы органичное встраивание в этот процесс детальной проработки проблем экономической безопасности. И четвертый блок - это организационное обеспечение защиты экономической безопасности региона. Защита экономической безопасности требует постоянной деятельности по выявлению и диагностике угроз региональным интересам в области экономики и разработке мер по их предотвращению и преодолению.

Для реализации этих блоков системы экономической безопасности региона необходим определенный инструментарий. Таким инструментарием служат индикаторы экономической безопасности и их пороговые значения. Пороговые значения количественно выражают региональные интересы в области экономики, встраиваемость экономики региона в экономику страны и общероссийский рынок. Они являются важнейшим инструментом практической деятельности по защите этих интересов.

Региональные социально-экономические интересы, угрозы и пороговые значения должны учитывать соответствующие параметры в этой сфере в целом по России, во всяком случае, не противоречить им, но не обязательно повторять их, а также специфику экономики и социальной сферы данного региона.

Главными региональными национальными интересами в области экономики, на наш взгляд, являются повышение благосостояния населения и интеграция региональной экономики, кооперация ее отраслей с другими регионами (доля продукции региона в общероссийском товарообороте).

В сферу регионального интереса входит увеличение всех видов доходов населения, снижение уровня бедности и безработицы, доступность для населения образования, культуры, медицинского обслуживания, тепло-, электро- и водоснабжения, транспорта, связи и коммунальных услуг. Особое значение следует придать оплате наемного труда. Первоочередным условием защиты главного регионального интереса в социальной сфере необходимо сделать достижение того, чтобы квалифицированный, добросовестный труд мог обеспечить достойный уровень жизни работника и его семьи.

Социальная безопасность, оторванная от своих корней - экономики, не достижима. Это будет очередная утопия, вроде построения социализма в отдельно взятой стране. Вместе с тем, социальные индикаторы с учетом их взаимодействия с другими индикаторами экономической безопасности могут и должны являться ориентиром при установлении региональной системы пороговых значений экономической безопасности региона.

 

  1. Критерии и параметры экономической безопасности региона.

 

Учитывая специфику проблем обеспечения региональной экономической безопасности необходима выработка особой системы параметров, ориентированной на регионы. В соответствии со Стратегией экономической безопасности РФ (основные направления), утвержденной Указом Президента РФ в 1996 г., в ряде публикаций рассматривались проблемы определения показателей (пороговые значения) экономической безопасности. Однако в них предметом обсуждения были в основном системы показателей для оценки экономической безопасности на федеральном уровне. Учитывая важность и специфические особенности региональных проблем, представляется необходимой специальная проработка проблем показателей для регионов, основанная на регионально-ориентированном методическом подходе, который должен обеспечить:

• оценку кризисных ситуаций в экономике и социальной сфере регионов;

• оценку влияния региональных кризисных ситуаций на национальную безопасность России;

• выделение приоритетов и траекторий социально-экономического развития региона;

• разработку и обоснование программно-целевых мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона.

Разработка системы критериев и параметров экономической безопасности регионов должна базироваться на использовании следующих общеметодологических признаков: во-первых, комплексности, необходимости анализа и учета всех сторон объекта изучения; во-вторых, системности, учета ряда взаимосвязей и взаимозависимостей; в-третьих, вариантности (альтернативности), выявления и обоснования нескольких вариантов выхода из кризисной ситуации; в-четвертых, безусловного примата экономической безопасности как важного элемента оценки жизнедеятельности населения и экономики в регионе; в-пятых, приемлемого риска, т.е. выявления и реализации доступных мер по недопущению возникновения пороговых ситуаций.

Анализ положения в регионе должен опираться на набор индикаторов экономической безопасности, который позволит выявить и качественно оценить грядущие угрозы, а также реализовать комплекс программно-целевых мер по стабилизации обстановки.

К принципиальным требованиям системы параметров экономической безопасности регионов относятся:

• возможность использования данного параметра в федеральных органах исполнительной власти и органах власти субъектов Федерации;

• совместимость данного параметра с действующей в стране системой учета, статистики и прогнозирования;

• достаточная степень конкретности и определенности, позволяющая давать однозначную оценку фактическому состоянию экономики страны в целом, отрасли и региона с позиций обеспечения экономической безопасности;

• возможность осуществлять мониторинг и прогнозирование факторов, влияющих на уровень угроз безопасности региона.

К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, политическую стабильность, целостность общества и экономики, относятся:

• способность экономики функционировать в условиях режима расширенного воспроизводства;

• границы критической зависимости экономики от импорта важнейших видов продукции, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране;

• госконтроль над стратегическими ресурсами;

• устойчивость финансовой системы; поддержание научного и инновационного потенциала;

• сохранение экономического единства в регионе;

• обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

Для экономической безопасности региона принципиальными являются пороги показателей — предельные значения, несоблюдение (превышение или недостижение) которых приведет к началу разрушительных нерегламентированных процессов в регионе.

Интересы экономической безопасности России сегодня, как никогда, требуют объективного и всестороннего мониторинга экономики и общества с использованием индикаторов экономической безопасности, который предполагает прежде всего фактическое отслеживание, анализ и прогнозирование важнейших групп экономических показателей (индикаторов), а также реализацию специально разработанных механизмов противодействия угрозам безопасности и достижения устойчивого состояния экономики.

Можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности региона:

• макроэкономические показатели состояния экономики (общий объем производства, ВВП на душу населения и др.);

• демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования);

• динамика занятости, в том числе по крупным экономическим районам, половозрастным и социальным группам населения;

• динамика производства, обеспеченность ресурсами, работоспособность и степень изношенности важнейших производственных мощностей, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающих систем, техническая аварийность;

• состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми ресурсами важнейших государственных нужд, расчетная дисциплина, дотации, убыточность;

• развитие рыночных структур, структура собственности, доля собственников в общей численности населения, социальная активность населения;

• действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования.

Очевидно, что в переходный период необходимо отслеживать взаимосвязи между масштабами и скоростью преобразований и возникновением опасных тенденций в социально-экономическом развитии — тенденций, угрожающих безопасности страны в целом. В распоряжении власти постоянно должен находиться инструментарий анализа потенциальных и реальных угроз экономической безопасности, альтернативный (сценарный) набор решения данных проблем, позволяющих найти компромисс, увязать противоречивые интересы и тенденции развития общества.

Важнейшей проблемой, от решения которой зависит разработка эффективных мер политики экономической безопасности по предупреждению и компенсации ущерба, является определение системы общих пороговых уровней снижения экономической безопасности в ответ на действие тех или иных факторов риска. Представляется, что общие пороговые значения безопасности можно охарактеризовать системой критериальных оценок общехозяйственного, социально-экономического и финансово-экономического плана, отражающих предельно допустимые уровни снижения:

Информация о работе Региональный аспект национальной безопасности