Рынки: виды и типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 22:02, реферат

Описание работы

Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг. Это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег.
Описание структуры рынка зависит от выбранных критериев классификации. Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементы единой рыночной системы. Эти критерии следующие:
по объектам купли-продажи (потребительский рынок, или рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок земли, рынок машин и оборудования, рынок недвижимости, рынок труда, рынок технологии, рынок услуг, денежный рынок, валютный рынок, страховой рынок, рынок информации);

Файлы: 1 файл

1.docx

— 20.58 Кб (Скачать файл)

1. Рынки: виды  и типы

Рынок - совокупность сделок, актов купли-продажи товаров и услуг.  Это есть совокупность экономических отношений производства и обмена товаров при помощи денег. 

Описание структуры рынка зависит  от выбранных критериев классификации. Существует несколько критериев, по которым можно выявить основные составляющие элементы единой рыночной системы. Эти критерии следующие:

  • по объектам купли-продажи (потребительский рынок, или рынок товаров и услуг, рынок средств производства, рынок земли, рынок машин и оборудования, рынок недвижимости, рынок труда, рынок технологии, рынок услуг, денежный рынок, валютный рынок, страховой рынок, рынок информации);
  • по пространственному размещению (локальный, местный, национальный, мировой);
  • по формам собственности (частный, кооперативный, государственный);
  • по характеру продаж (оптовый, розничный, импортный, экспортный);
  • по уровню насыщения товарной массой и степени удовлетворения спроса (равновесный, дефицитный, избыточный);
  • по видам конкурентной борьбы (рынок совершенной конкуренции, рынок не совершенной конкуренции);
  • в зависимости от характера сделок (свободный рынок, регулируемый рынок);
  • с точки зрения рыночного законодательства (легальные рынки, не легальные).

В связи с этим главными критериями классификации типов рынков являются степень свободы конкуренции  и характер ценообразования, в зависимости  от которых различают четыре основных типа (модели) рынков:

  • Свободный (чистой или совершенной) конкуренции;
  • Многополистической конкуренции;
  • Олигополистической конкуренции;
  • Чистой монополии

1. Рынок свободный (чистой или  совершенной) конкуренции – самый  массовый тип рынка, отличительной  особенностью которого является  наличие множества (более 40) продавцов,  а также покупателей какого-либо  схожего товара (пшеницы, сахар,  леса, цветных металлов и т.д.). Ни один отдельный покупатель  или продавец не оказывает  здесь особого влияния на уровень  текущих рыночных цен товара, поскольку она задается рынком. Продавец не в состоянии запросить  цену товара выше рыночной, так  как покупатели могут свободно  приобрести любое необходимое  его количество по установленной  рыночной цене. Рынок характеризуется  однородностью и взаимозаменяемостью  конкурирующих товаров, отсутствием  ценовых ограничений. В условиях  свободной конкуренции для любой  фирмы спрос полностью зависит  от цены. Это объясняется тем,  что на рынке действует большое  количество фирм, причем ни одна  из них не контролирует достаточно  значительной доли рынка.

2. Рынок монополистической конкуренции - второй по массовости тип рынка, состоящий из большого числа (от 10 до 40) продавцов, предлагающих покупателям, которых также много, разные варианты товаров не по единой рыночной, а по различным ценам, колеблющимся в широком диапазоне. Предлагаемые товары не полностью взаимозаменяемы и могут отличаться друг от друга не только физическими характеристиками, патентом, лицензией, качеством, внешним оформлением, марочным наименованием, фирменным названием, формой, цветом, модным стилем, сервисными услугами, но и потребительским предпочтением. Покупатели учитывают разницу в предложениях и готовы платить за товары разные цены3.

Особенностями рынка монополистической  конкуренции являются:

1) острая конкурентная борьба  между фирмами;

2) фирменная дифференциация товаров,  выпускаемых фирмами- конкурентами с разными потребительскими свойствами и неодинаковыми дополнительными услугами, ее приоритетная специфика для некоторой части потребителей;

3) легкость проникновения на  рынок;

4) разный подход к установлению  цен в зависимости от поставленной  цели (обеспечение выживаемости, максимизация  прибыли, завоевание лидерства  на рынке или качественности  товара).

Фирма формирует цену производимой продукции с учетом структуры  потребительского спроса, издержек производства, цен товаров фирм-конкурентов, используя  разные стратегии ценообразования  и оптимально выбранный метод  установления цен.

2. Емкость рынка и  подходы к его оценке

Ёмкость рынка — это объем тех товаров или услуг, которые предлагаются и приобретаются в пределах рынка (рыночного сегмента). Емкость рынка - объем сделок купли-продажи товаров или услуг, совершенных на определенной территории (территориальный рынок) или в отдельной отрасли (отраслевом рынке).

Емкость рынка характеризуется размером спроса населения, равным величине товарного предложения. В каждый данный момент времени емкость рынка имеет количественную определенность, т.е. объем предложения и спроса выражается в стоимостных и натуральных показателях продаваемых, а следовательно, и покупаемых товаров или услуг.

Нет ничего более простого и более  сложного в маркетинге, чем определение  ёмкости рынка. Задача с виду представляется вполне обычной – узнать сколько  продают конкуренты за определённый период, прибавить импорт и вычесть  экспорт (если таковые имеются), при  этом не забыв учесть продажи собственной компании. 

Ёмкость рынка (расчитанная, прогнозная) — значение емкости рынка, полученное на основании расчетных методов.  Замеры емкости носят вариантный характер, и поэтому результирующие значения могут различаться в зависимости от используемых методик сбора информации и формул расчета. Одновременное применение нескольких подходов повышает вероятность получения точных результатов и при нехватке информации является практически единственно приемлемой альтернативой. 

Первым шагом к любой  проблеме оценки емкости рынка или  прогнозирования является формулирование проблемы с точки зрения «доступности информации» и точное определение  того, какой продукт и рынок  оценивать. Только потом необходимо выяснять, какая публичная информация доступна, и какой метод необходимо применять. Если целевой рынок является новым и незнакомым, то в первую очередь необходимо рассмотреть  следующие факторы:

  • Положение в цепочке создания стоимости (сырье – компоненты – конечные продукты/услуги) 
  • Уровень концентрации отрасли (монополия – олигополия - … - сильно фрагментированный рынок)

 

Второй вопрос – «Каков уровень концентрации отрасли у целевого рынка?» В отличие от проблемы конкурентной ситуации и потенциала для вхождения на рынок, на сильно фрагментированных рынках доступность информации очень низка, тогда как концентрированные рынки обычно лучше организованы и могут иметь отраслевую ассоциацию или государственное агентство, которое собирает информацию по всей отрасли.

3. Виды спроса  и типы маркетинга

Спрос (по определению) – это потребность, предъявленная  на рынке и постоянно подкрепляемая  деньгами.

 1. Отрицательный (на товары или услуги). Рынок не принимает товар или услугу. Задачей маркетинга в этом случае является изучение источника сопротивления и определение способности маркетинговой программы менять негативное отношение на позитивное путем модернизации товара и еще более активного стимулирования покупателей.

2. Отсутствие  спроса. Бывает, что потребителей  товар не привлекает или они  к нему безразличны. Что делать? Как действовать? Нужно найти  способы связывания основных  свойств товара с естественными  (ежедневными) потребностями человека  и его интересами.

3. Скрытый.  Это спрос на товар, которого  нет. Множество людей мечтает  иметь товар, которого вообще  не существует. В этом случае  задачей маркетинга будет определение  величины потенциального рынка  и создание эффективных товаров  и услуг, которые смогут этот  спрос удовлетворить. 

4. Какие еще  существуют виды спроса? Разбираем  далее: падающий. При насыщении  товарами рынка спрос падает  все ниже и ниже. Маркетологам нужно провести глубокий анализ причин его падения, а также выяснить, можно ли опять стимулировать сбыт товара (услуг) путем поиска новых рынков и модификации товаров.

5. Нерегулярный. В зависимости от времени года  и даже суток сбыт товара  может колебаться. Нужно искать  способы сглаживания таких колебаний  и распределять спрос по времени  при помощи гибких цен, различных  мер стимулирования и других  приемов побуждения потребителей.

6. Поддерживаемый. Обычно при такой ситуации  компания удовлетворена собственным  торговым оборотом. Виды спроса  характеризуются его нехваткой,  а в случае, когда спрос постоянно  поддерживается, – это самая приятная  ситуация. Задачей маркетинга является  поддержка существующего уровня, несмотря на постоянно изменяющиеся  предпочтения и вкусы потребителей, растущую конкуренцию. Товар должен  быть качественным, а сотрудники  компании постоянно оценивают  уровень удовлетворенности потребителей, чтобы потом анализировать правильность  собственных действий.

7. Спрос чрезмерный. При таком положении дел он  выше предложения, фирма не  может (или не хочет) удовлетворять  его. Нужно искать способы постоянного  либо временного снижения такого  высокого спроса. Сделать это  можно путем повышения цен  или сокращения сервиса. Данная  политика компании называется  демаркетингом. 

8. Нежелательный.  Это спрос на товар, который  зарекомендовал себя как вредный  для здоровья. В данном случае  нужно убеждать потребителей "плохих" товаров отказаться от вредных  привычек; распространять устрашающие  сведения, приводить статистические  данные; резко поднимать цены  и ограничивать доступность этого  товара.


Информация о работе Рынки: виды и типы