Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июля 2013 в 20:28, реферат
Рост онкологических заболеваний является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. В России рак ежегодно уносит жизни более 300 000 пациентов. Ежегодно выявляется около 450 000 новых онкологических больных. Сейчас на учете с различными онкологическими заболеваниями стоят около 2,5 млн. россиян.
Эффективность борьбы с раковыми заболеваниями во многом зависит от лекарственной терапии. Наряду с хирургическим и лучевым методами, химиотерапия злокачественных опухолей получила широкое распространение, тем более что при ряде локализаций опухолевого процесса она является определяющей.
Рынок противоопухолевых препаратов
Автор: Юлия УВАРОВА, «Ремедиум»
Рост онкологических заболеваний является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины. В России рак ежегодно уносит жизни более 300 000 пациентов. Ежегодно выявляется около 450 000 новых онкологических больных. Сейчас на учете с различными онкологическими заболеваниями стоят около 2,5 млн. россиян.
Эффективность борьбы с раковыми заболеваниями во многом зависит от лекарственной терапии. Наряду с хирургическим и лучевым методами, химиотерапия злокачественных опухолей получила широкое распространение, тем более что при ряде локализаций опухолевого процесса она является определяющей.
Возрастающая
социальная значимость данной группы
лекарственных средств
Исследование включало продажи розничного (по данным розничного аудита IMS), больничного сегментов и ДЛО и охватывало период с 2007 по 2009 гг. Для сравнения были взяты сопоставимые периоды (9 месяцев). Все данные приведены в оптовых ценах.
Группа L01 является
наиболее продаваемой группой АТС
3-го уровня. На долю лекарственных средств,
применяемых для лечения
На сегодняшний
день сегмент противоопухолевых
препаратов оценивается в 19 млрд. руб.,
или 3 млн. упаковок. При этом если в
натуральном выражении прирост
сегмента за 2 года (9 месяцев 2009 г. к 9 месяцам
2007 г.) составил всего 11%, то в стоимостном
выражении рассматриваемый
Прирост продаж в рублях был положителен по всем группам, однако в натуральном выражении наблюдалось небольшое снижение продаж в группах L01A и L01C. Наиболее продаваемой группой (79,9%) является L01X [Противоопухолевые препараты другие], которая и определила развитие сегмента в целом (+3 п.п. за 2 года). Представленная ниже диаграмма (рис. 1) отражает долевое распределение внутри рассматриваемого сегмента препаратов для лечения онкологических заболеваний.
Особенностью
рынка противоопухолевых
Российский
рынок противоопухолевых
По статистике, пятилетняя выживаемость онкологических больных составляет во Франции 57,9%, в США – 62% среди мужчин и 63,5% среди женщин. В России она не достигает и 43%. Это самый низкий показатель в Европе, что, в частности, связано с запоздалой диагностикой, лечением устаревшими препаратами. Аппаратов лучевой терапии в России насчитывается всего 70, а в США – около 3000. Между тем, снижение на треть смертности от онкозаболеваний в США и Европе за последние 20 лет было достигнуто именно благодаря применению инновационных препаратов, использование которых в России пока весьма ограничено. Ввиду высокой стоимости препаратов пациенты не могут оплачивать их самостоятельно. Введенная в 2005 г. программа дополнительного лекарственного обеспечения впервые дала возможность многим больным раком получать современные лекарства. Однако отказ части льготников от участия в программе ДЛО ударил в первую очередь по лекарственному обеспечению онкологических больных. В 2008 г. программа ДЛО была разделена на федеральную программу обеспечения дорогостоящими лекарственными средствами и региональную программу обеспечения отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами (ОНЛС). (Видимо, так?)
Однако в перечень тяжелых заболеваний, для которых финансирование дорогостоящего лекарственного обеспечения производится непосредственно из федерального бюджета РФ, не включены рак молочной железы, рак легкого и рак кишечника. А ведь при них уровень смертности наиболее высокий.
Лидерами
рынка онкологических препаратов в
денежном выражении остаются зарубежные
компании. В Топ-10 корпораций представлен
только 1 российский производитель
«Верофарм», занимающий 8 место. Однако
в натуральных показателях
Общая доля десятки лидеров по итогам
9 месяцев 2009 г. составила 92,7% сегмента
(табл. 2).
Лидером в данном сегменте стала компания F.Hoffmann-La Roche Ltd., доля которой увеличилась на 2,8 п.п. за счет роста доли препарата Мабтера. Наибольший прирост в денежном выражении пришелся на долю компании Janssen-Cilag AG (+13,2 п.п.), благодаря Велкейд - основному препарату компании. Наибольшее снижение доли наблюдалось у компании Novartis: несмотря на рост продаж в денежном выражении, доля компании снизилась на 2,6 п.п. за счет падения доли препарата Гливек.
В таблице 2 представлен рейтинг продаж торговых наименований.
Лидером продаж
в денежном выражении является препарат
Велкейд (прирост +13 п.п.). Важно отметить
также рост доли препарата Мабтера
(+7 п.п.). Наибольшее падение продемонстрировал
Гливек, однако ему удалось удержать
второе место в рейтинге. Общая
доля десятки в денежном выражении
выросла почти на 10 п.п. и составила
85,2 %, в то время как доля в упаковках
составила всего 8,5%.
В таблице 4 представлены рейтинги продаж
торговых наименований в каждой подгруппе
АТС 3-го уровня рассматриваемого сегмента.
В структуре продаж противоопухолевых
препаратов по странам-производителям
(см. рис. 3) есть некоторая особенность.
В натуральном выражении рынок
можно условно разделить на 3 части:
препараты Азии, России и Западной
Европы (остальные страны занимают
незначительную долю). При этом если
в 2007 г. доля России составляла почти
половину сегмента в натуральном
выражении, то по итогам 9 месяцев 2009 г.
доля российских препаратов снизилась
на 14 п.п.
В стоимостном выражении преобладающая
доля продаж (более 90%) принадлежит препаратам
из стран Западной Европы. Россия занимает
лишь 2% от всего объема продаж. И эта доля
продолжает снижаться, уступая место инновационным
зарубежным препаратам.
Представляет интерес анализ сегментации цен в рассматриваемой группе препаратов. Особенностью данной группы является высокая средняя цена: 98% объема продаж приходится на препараты, стоимость которых выше 500 руб. за упаковку. В натуральном выражении доля дорогих препаратов не превышает 30%. Сокращается доля дешевых лекарственных средств стоимостью до 100 руб., в средних ценовых сегментах (от 100 до 500 руб.) наблюдается стагнация.
Таким образом,
можно выделить следующие основные
особенности группы противоопухолевых
препаратов:
- Высокий темп роста в денежном выражении.
За 2 года продажи выросли более чем в 3
раза. При этом в упаковках прирост составил
всего 11%.
- Высокая стоимость препаратов группы:
на 109 из 140 позиций цена выше 500 руб.
- Преимущественная реализация за счет
программы ДЛО и больничного сектора.
- Зависимость от импорта. Группа представлена
в основном зарубежными препаратами –
100 из 140 наименований препаратов принадлежат
иностранным производителям.
- Рынок противоопухолевых препаратов
сильно подвержен влиянию отдельных крупных
закупок специализированными учреждениями.
- Ввиду того, что противоопухолевые лекарства
являются исключительно рецептурными,
согласно закону о рекламе данный тип
ЛС не может продвигаться иначе, чем через
специализированные издания и медицинских
представителей. Поэтому выбор препаратов
пациентом зависит напрямую от назначения
врача.
Рисунки и таблицы смотрите в прикрепленном файле
Рисунок 1
Структура сегмента противоопухолевых препаратов
Рисунок 2
Структура сегмента противоопухолевых препаратов по патентному статусу
Таблица 1
Рейтинг ведущих корпораций по итогам 9 месяцев 2009 г.
Корпорация |
Доля продаж, упак. |
Доля продаж, руб. | ||||||
9 мес. 2007 г. |
9 мес. 2008 г. |
9 мес. 2009 г. |
Прирост, 2009/2007 г. |
9 мес. 2007 г. |
9 мес. 2008 г. |
9 мес. 2009 г. |
Прирост, 2009/2007 г. | |
Ф. ХОФФМАНН ЛЯ РОШ ЛТД |
1,4 |
2,5 |
3,2 |
1,8 |
25,4 |
22,6 |
28,2 |
2,8 |
ЯНССЕН-СИЛАГ АГ |
0,3 |
2,0 |
2,0 |
1,7 |
13,4 |
32,8 |
26,7 |
13,2 |
НОВАРТИС (вкл. САНДОЗ-ЛЕК) |
0,5 |
1,2 |
1,5 |
0,9 |
24,2 |
21,5 |
21,5 |
-2,6 |
МЕРК ШАРП И ДОУМ Б.В. |
0,6 |
0,4 |
0,4 |
-0,2 |
6,1 |
2,9 |
3,7 |
-2,4 |
БАЙЕР ХЕЛСКЭР |
0,2 |
0,8 |
0,5 |
0,3 |
2,8 |
5,2 |
2,9 |
0,1 |
ЛАБОРАТОРИЯ ТЮТОР С.А.С.И.Ф.И.А. |
1,0 |
1,0 |
1,4 |
0,4 |
4,0 |
1,6 |
2,7 |
-1,3 |
САНОФИ-АВЕНТИС |
0,4 |
0,6 |
0,5 |
0,1 |
3,7 |
1,8 |
2,2 |
-1,5 |
ВЕРОФАРМ |
20,3 |
20,6 |
18,9 |
-1,5 |
3,8 |
1,6 |
1,8 |
-2,0 |
ТЕВА |
4,4 |
14,1 |
9,7 |
5,3 |
2,6 |
2,2 |
1,6 |
-1,0 |
ЭЛИ ЛИЛЛИ |
0,4 |
1,0 |
1,0 |
0,6 |
1,1 |
1,3 |
1,3 |
0,2 |
Итого |
29,5 |
44,1 |
39,1 |
87,2 |
93,5 |
92,7 |
Таблица 2
Рейтинг наиболее продаваемых торговых наименований по итогам 9 месяцев 2009 г.
Торговое наименование |
Доля продаж, упак. |
Доля продаж, руб. | ||||||
9 мес. 2007 г. |
9 мес. 2008 г. |
9 мес. 2009 г. |
Прирост, 2009/2007 г. |
9 мес. 2007 г. |
9 мес. 2008 г. |
9 мес. 2009 г. |
Прирост, 2009/2007 г. | |
Велкейд |
0,3 |
2,0 |
2,0 |
1,7 |
13,3 |
32,7 |
26,4 |
13,0 |
Гливек |
0,5 |
1,2 |
1,5 |
0,9 |
24,2 |
21,5 |
21,5 |
-2,7 |
Мабтера |
0,3 |
1,5 |
1,7 |
1,3 |
8,9 |
15,0 |
15,9 |
7,0 |
Герцептин |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,1 |
7,6 |
3,2 |
5,2 |
-2,5 |
Авастин |
0,2 |
0,2 |
0,3 |
0,2 |
4,3 |
2,3 |
4,2 |
-0,1 |
Темодал |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,1 |
5,7 |
2,4 |
3,7 |
-2,0 |
Кселода |
0,6 |
0,6 |
0,8 |
0,2 |
4,3 |
1,9 |
2,7 |
-1,5 |
Флудара |
0,2 |
0,8 |
0,5 |
0,3 |
2,7 |
4,6 |
2,5 |
-0,1 |
Таксотер |
0,2 |
0,4 |
0,4 |
0,1 |
2,5 |
1,2 |
1,7 |
-0,8 |
Абитаксел |
0,6 |
0,4 |
0,6 |
0,0 |
3,4 |
0,9 |
1,4 |
-1,9 |
Итого |
3,5 |
7,6 |
8,5 |
76,9 |
85,6 |
85,2 |