Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:47, контрольная работа
Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.
1 Общие сведения
2 Виды анкетирования
2.1 По числу респондентов
2.2 По полноте охвата
2.3 По типу контактов с респондентом
3 Схема процесса составления анкет
4 Онлайн-анкетирование
5 Примечания
6 Литература
Сбор информации при помощи анкетирования, её организация.
1 Общие сведения
2 Виды анкетирования
2.1 По числу респондентов
2.2 По полноте охвата
2.3 По типу контактов с респондентом
3 Схема процесса составления анкет
4 Онлайн-анкетирование
5 Примечания
6 Литература
1.Общие сведения
Метод анкетирования
— психологический вербально-
Анкетирование
в психологии используется с целью
получения психологической
При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.
Пионером использования анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил сотню крупнейших британских учёных.
2.Виды анкетирования.
По числу респондентов:
1.Индивидуальное анкетирование (один респондент)
2.Групповое анкетирование (несколько респондентов),
3.Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.[2]
4.Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)
По полноте охвата:
1.Сплошное (опрос всех представителей выборки)
2.Выборочное (опрос части выборки)
По типу контактов с респондентом:
1.Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)
2.Заочное (анкетёр отсутствует)
3.Рассылка анкет по почте
4.Публикация анкет в прессе
5.Публикация анкет в Интернете
6.Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.
3.Схема процесса составления анкеты.
Схема процесса
составления анкеты состоит из следующих
этапов, последовательность которых
весьма условна, поскольку все они
тесно взаимосвязаны и
Этап 1. Определение необходимой информации: нужно удостовериться в том, что информация, которую намечено получить, полностью соответствует всем компонентам проблемы маркетингового исследования; далее следует подготовка набора вспомогательных таблиц и составление чёткого представления о целевой выборке.
Этап 2. Метод проведения опроса: включает в себя проверку выбранного метода опроса.
Этап 3. Содержание отдельных вопросов: надо определить необходим ли вопрос; нужно ли использовать несколько вопросов вместо одного для получения однозначной информации; не должно быть двойных вопросов.
Этап 4. Преодоление невозможности и нежелания отвечать: нужно определить достаточно ли информирован респондент; для проверки информированности респондентов перед вопросами, непосредственно касающимися темы, нужно задавать фильтрующие вопросы, чтобы выяснить осведомлённость, знание о применении продукта, предшествующий опыт; надо проверить, нет ли в анкете ошибок сокращения времени или придумывания; проверить, есть ли вопросы, содержащие скрытые альтернативы, которые могут завысить оценки вероятности наступления события. Нужно обратить внимание на то, может ли респондент сформулировать ответ и свести к минимуму усилия, требуемые от респондентов. Необходимо пояснение причины сбора информации. Если информация затрагивает чувства респондента, нужно: расположить вопросы на подобные темы в конце анкеты; перед вопросом сказать, что исследуемое поведение распространено; задавать вопросы о третьем лице; спрятать вопрос в группе других вопросов, на которые респонденты захотят ответить;
вместо вопросов о конкретных числах представить категории для ответа; по возможности применять вероятностные методики.
Этап 5. Выбор
структуры вопроса: открытые вопросы
полезны при поисковом
Этап 6. Выбор словесной формулировки вопроса: определение темы с позиций: кто, что, где, когда, почему и как (шесть W); использование простых слов, соответствующих словарному запасу респондента; не нужно использовать неопределённые слова: как обычно, нормально, часто, регулярно, случайно, иногда; избегание скрытых альтернатив, не выраженных открыто в вопросе; избегание направляющих вопросов, наталкивающих респондента на ответ; избегание скрытых допущений; респонденты не должны делать обобщений или заниматься расчётами; использование положительных и негативных утверждений;
Этап 7. Определение порядка вопросов: начальные вопросы должны быть интересными, простыми и не раздражать; вопросы о компетентности лучше помещать в начале анкеты; сначала следует располагать вопросы по основной информации, затем классификационные и в конце - идентификационные; сложные комплексные и «чувствительные» вопросы нужно располагать в заключительных разделах анкеты; общие вопросы должны предшествовать конкретным; необходимо тщательно разрабатывать разветвлённые вопросы и охватывать все возможные варианты; вопрос, находящийся после разветвления, помещать как можно ближе к соответствующему разветвлённому вопросу. Разветвленные вопросы располагать так, чтобы респондент не мог предположить, какая дополнительная информация от него потребуется.
Этап 8. Форма и расположение: деление анкеты на несколько частей; нумерация вопросов в каждой части; предварительная кодировка анкеты (присвоение кода каждому ответу); последовательная нумерация анкеты.
Этап 9. Печать анкеты: придание анкете профессионального внешнего вида; оформление данных анкеты в виде буклета; использование вертикальных столбцов для ответов; использование таблиц, когда для ответа на несколько вопросов применяется одинаковый набор категорий; нужно избегать уплотнения вопросов для создания видимости краткости анкеты; расположение указаний и инструкций как можно ближе к соответствующим вопросам.
Этап 10. Предварительное тестирование: предварительное тестирование необходимо проводить всегда; тестирование всех аспектов анкеты, включая содержание вопросов, используемые слова, согласованность, форму и расположение, сложность вопросов и инструкции; респонденты, опрашиваемые при предварительном тестировании, должны быть похожи по характеристикам на привлекаемые к фактическому исследованию; начинать предварительное тестирование нужно с личных интервью; предварительное тестирование можно проводить по телефону, почте или с помощью электронных средств, если один из этих методов используется в фактическом исследовании; задействование как можно большего числа интервьюеров для предварительного тестирования; для предварительного тестирования нужно сделать небольшую выборку - 15-30 респондентов; использование протокольного анализа и собеседования для определения проблем с анкетой;
после каждой значительной переработки анкеты нужно сделать ещё одно тестирование с новой выборкой; кодировка и анализ ответов, получаемых при предварительном тестировании.
4.Онлайн-анкетирование
Основная статья: :en:Computer-assisted web interviewing
С ростом популярности
Интернета всё более
5.Примечания
1.↑ Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.
2.Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру. Статья «Групповое анкетирование»
6.Литература
Ядов В. А. Социологическое исследование — методология, программа, методы. Москва, Издательство «Самарский университет», 1995. ISBN 5-230-0*020-4
Никандров В. В.
Вербально-коммуникативные
http://www.center-yf.ru/data/
http://knowledge.allbest.ru/
Информация о работе Сбор информации при помощи анкетирования, её организация