Сбор информации при помощи анкетирования, её организация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 11:47, контрольная работа

Описание работы

Метод анкетирования — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета. Анкетирование — опрос при помощи анкеты.

Содержание работы

1 Общие сведения
2 Виды анкетирования
2.1 По числу респондентов
2.2 По полноте охвата
2.3 По типу контактов с респондентом
3 Схема процесса составления анкет
4 Онлайн-анкетирование
5 Примечания
6 Литература

Файлы: 1 файл

сбор информации при помощи анкетирования,её организация.doc

— 43.00 Кб (Скачать файл)

Сбор  информации при помощи анкетирования, её организация.

1 Общие сведения

2 Виды анкетирования 

2.1 По числу  респондентов

2.2 По полноте  охвата

2.3 По типу  контактов с респондентом

3 Схема процесса  составления анкет

4 Онлайн-анкетирование

5 Примечания

6 Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Общие сведения

Метод анкетирования  — психологический вербально-коммуникативный  метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента  используется специально оформленный  список вопросов — анкета. Анкетирование  — опрос при помощи анкеты.

Анкетирование в психологии используется с целью  получения психологической информации, а социологические и демографические  данные играют лишь вспомогательную  роль. Здесь контакт психолога  с респондентом сведён к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

При помощи метода анкетирования  можно с наименьшими затратами  получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок.

Пионером использования  анкеты в психологическом исследовании считают Ф. Гальтона,[1] который в  своём исследовании влияния наследственности и среды на уровень интеллектуальных достижений при помощи анкеты опросил  сотню крупнейших британских учёных.

2.Виды анкетирования.

По числу респондентов:

1.Индивидуальное анкетирование (один респондент)

2.Групповое анкетирование (несколько респондентов),

3.Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры.[2]

4.Массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов)

По полноте  охвата:

1.Сплошное (опрос всех представителей выборки)

2.Выборочное (опрос части выборки)

По типу контактов  с респондентом:

1.Очное (в присутствии исследователя-анкетёра)

2.Заочное (анкетёр отсутствует)

3.Рассылка анкет по почте

4.Публикация анкет в прессе

5.Публикация анкет в Интернете

6.Вручение и сбор анкет по месту жительства, работы и т. д.

3.Схема процесса  составления анкеты.

Схема процесса составления анкеты состоит из следующих  этапов, последовательность которых  весьма условна, поскольку все они  тесно взаимосвязаны и определяют друг друга 

Этап 1. Определение необходимой информации: нужно удостовериться в том, что информация, которую намечено получить, полностью соответствует всем компонентам проблемы маркетингового исследования; далее следует подготовка набора вспомогательных таблиц и составление чёткого представления о целевой выборке.

Этап 2. Метод проведения опроса: включает в себя проверку выбранного метода опроса.

Этап 3. Содержание отдельных  вопросов: надо определить необходим  ли вопрос; нужно ли использовать несколько  вопросов вместо одного для получения  однозначной информации; не должно быть двойных вопросов.

Этап 4. Преодоление невозможности  и нежелания отвечать: нужно определить достаточно ли информирован респондент; для проверки информированности  респондентов перед вопросами, непосредственно  касающимися темы, нужно задавать фильтрующие вопросы, чтобы выяснить осведомлённость, знание о применении продукта, предшествующий опыт; надо проверить, нет ли в анкете ошибок сокращения времени или придумывания; проверить, есть ли вопросы, содержащие скрытые альтернативы, которые могут завысить оценки вероятности наступления события. Нужно обратить внимание на то, может ли респондент сформулировать ответ и свести к минимуму усилия, требуемые от респондентов. Необходимо пояснение причины сбора информации. Если информация затрагивает чувства респондента, нужно: расположить вопросы на подобные темы в конце анкеты; перед вопросом сказать, что исследуемое поведение распространено; задавать вопросы о третьем лице; спрятать вопрос в группе других вопросов, на которые респонденты захотят ответить;

вместо вопросов о конкретных числах представить категории для  ответа; по возможности применять  вероятностные методики.

Этап 5. Выбор  структуры вопроса: открытые вопросы  полезны при поисковом исследовании и как начальные вопросы; использование, при каждой возможности, структурированных вопросов; в многовариантных вопросах ответ должен включать набор всех возможных взаимоисключающих вариантов; добавление нейтрального варианта ответа, если ожидается, что большинство респондентов на альтернативный вопрос ответят нейтрально; рассмотреть возможность использования раздельного голосования для уменьшения искажения ответов на многовариантные и альтернативные вопросы; если количество вариантов слишком велико, необходимо рассмотреть возможность добавления ещё одного вопроса, чтобы уменьшить нагрузку по анализу большого количества информации.

Этап 6. Выбор  словесной формулировки вопроса: определение  темы с позиций: кто, что, где, когда, почему и как (шесть W); использование простых слов, соответствующих словарному запасу респондента; не нужно использовать неопределённые слова: как обычно, нормально, часто, регулярно, случайно, иногда; избегание скрытых альтернатив, не выраженных открыто в вопросе; избегание направляющих вопросов, наталкивающих респондента на ответ; избегание скрытых допущений; респонденты не должны делать обобщений или заниматься расчётами; использование положительных и негативных утверждений;

Этап 7. Определение  порядка вопросов: начальные вопросы  должны быть интересными, простыми и не раздражать; вопросы о компетентности лучше помещать в начале анкеты; сначала следует располагать вопросы по основной информации, затем классификационные и в конце - идентификационные; сложные комплексные и «чувствительные» вопросы нужно располагать в заключительных разделах анкеты; общие вопросы должны предшествовать конкретным; необходимо тщательно разрабатывать разветвлённые вопросы и охватывать все возможные варианты; вопрос, находящийся после разветвления, помещать как можно ближе к соответствующему разветвлённому вопросу. Разветвленные вопросы располагать так, чтобы респондент не мог предположить, какая дополнительная информация от него потребуется.

Этап 8. Форма  и расположение: деление анкеты на несколько частей; нумерация вопросов в каждой части; предварительная кодировка анкеты (присвоение кода каждому ответу); последовательная нумерация анкеты.

Этап 9. Печать анкеты: придание анкете профессионального  внешнего вида; оформление данных анкеты в виде буклета; использование вертикальных столбцов для ответов; использование таблиц, когда для ответа на несколько вопросов применяется одинаковый набор категорий; нужно избегать уплотнения вопросов для создания видимости краткости анкеты; расположение указаний и инструкций как можно ближе к соответствующим вопросам.

Этап 10. Предварительное  тестирование: предварительное тестирование необходимо проводить всегда; тестирование всех аспектов анкеты, включая содержание вопросов, используемые слова, согласованность, форму и расположение, сложность вопросов и инструкции; респонденты, опрашиваемые при предварительном тестировании, должны быть похожи по характеристикам на привлекаемые к фактическому исследованию; начинать предварительное тестирование нужно с личных интервью; предварительное тестирование можно проводить по телефону, почте или с помощью электронных средств, если один из этих методов используется в фактическом исследовании; задействование как можно большего числа интервьюеров для предварительного тестирования; для предварительного тестирования нужно сделать небольшую выборку - 15-30 респондентов; использование протокольного анализа и собеседования для определения проблем с анкетой;

после каждой значительной переработки анкеты нужно сделать  ещё одно тестирование с новой  выборкой; кодировка и анализ ответов, получаемых при предварительном тестировании.

4.Онлайн-анкетирование

Основная статья: :en:Computer-assisted web interviewing

С ростом популярности Интернета всё более востребованным способом сбора данных становится онлайн анкетирование. Дизайн онлайн опросников часто влияет на результат опроса. К таким факторам дизайна относят качество руководства опросников, доступные форматы представления данных (вопросов), способы управления, проработанность и этические составляющие опросника. Ряд сайтов даёт бесплатную возможность создать онлайн опросник и собрать данные.

5.Примечания

1.↑ Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. СПб.: Питер, 2002. С. 45.

2.Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру. Статья «Групповое анкетирование»

6.Литература

Ядов В. А. Социологическое  исследование — методология, программа, методы. Москва, Издательство «Самарский университет», 1995. ISBN 5-230-0*020-4

Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии. СПб.: Речь, 2002. ISBN 5-9268-0140-0

http://www.center-yf.ru/data/stat/Metod-sbora-informacii.php

http://knowledge.allbest.ru/marketing/2c0a65625a2bc78b4d43a89421216c27_0.html

 


Информация о работе Сбор информации при помощи анкетирования, её организация