Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2014 в 23:44, реферат
Достаточно очевидно, что разные потребители желают приобрести разные товары. Для того чтобы удовлетворить эти различные потребно¬сти, организации-производители и организации-продавцы стремятся вы-явить группы потребителей, которые скорее всего положительно отреаги¬руют на предлагаемые продукты и ориентируют свою маркетинговую деятельность прежде всего на эти группы потребителей.
Достаточно очевидно, что разные потребители желают приобрести разные товары. Для того чтобы удовлетворить эти различные потребности, организации-производители и организации-продавцы стремятся выявить группы потребителей, которые скорее всего положительно отреагируют на предлагаемые продукты и ориентируют свою маркетинговую деятельность прежде всего на эти группы потребителей.
Здесь уместно вспомнить известный закон Парето (закон 80:20), основанный на статистических исследованиях и согласно которому 20% потребителей покупают 80% товаров определенной марки, представляя обобщенную группу целевых потребителей, в силу определенных причин (каких? — надо выяснить) ориентированных на данный товар. Остальные 80% потребителей приобретают 20% товара данной марки и не имеют четкого выбора, они скорее всего совершают случайные покупки. Производители стремятся ориентировать свои продукты и маркетинговую деятельность на эти 20% потребителей («стрельба по целям»), а не на весь рынок в целом («стрельба по площадям»). Такая стратегия рыночной деятельности оказывается более эффективной.
Сегментация рынка заключается в разделении рынка на четкие группы покупателей (рыночные сегменты), которые могут требовать разные продукты и к которым необходимо прилагать разные маркетинговые усилия.
Рыночный сегмент — это группа потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемые продукт и на набор маркетинговых стимулов.
Главными доводами в пользу проведения сегментации являются следующие:
Обеспечивается лучшее понимание не только нужд потребителей, но и того, что они из себя представляют (их личностные характеристики, характер поведения на рынке и т.п.).
Обеспечивается лучшее понимание природы конкурентной борьбы на конкретных рынках. Исходя из знания данных обстоятельств легче выбирать рыночные сегменты для их освоения и определять, какими характеристиками должны обладать продукты для завоевания преимуществ в конкурентной борьбе.
Представляется возможность концентрировать ограниченные ресурсы на наиболее выгодных направлениях их использования.
При разработке планов маркетинговой деятельности учитываются особенности отдельных рыночных сегментов, в результате чего достигается высокая степень ориентации инструментов маркетинговой деятельности на требования конкретных рыночных сегментов.
Первым шагом при проведении сегментации является выбор критериев сегментации. При этом надо проводить различие между критериями сегментации рынков потребительских товаров, продукции производственного назначения, услуг и др. Хотя при проведении сегментации рынков разных товаров частично могут использоваться и одинаковые критерии, например объем потребления.
Так, при сегментации рынка потребительских товаров используются такие критерии, как: географические, демографические, социально-экономические, психографические, поведенческие и др.
Географическая сегментация — деление рынка на различные географические единицы: страны, регионы, области, города и т.д.
Демографическая сегментация — деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: возраст, пол, семейное положение, жизненный цикл семьи, религия, национальность и раса.
Социально-экономическая сегментация предполагает деление потребителей по уровню доходов, роду занятия, уровню образования.
Психографическая сегментация — деление рынка на различные группы в зависимости от социального класса, жизненного стиля или личностных характеристик потребителей.
Жизненный стиль характеризует
то, на что потребители тратят свое время,
как отдыхают, в каких домах и квартирах они живут,
что из себя представляет интерьер их
жилищ, что является их хобби и др. Например,
производители сигарет сегменти
Личностные характеристики потребителей скорее используются в качестве критериев сегментации в случае, когда данный продукт подобен продуктам конкурентов и индивидуальные запросы потребителей не выявляются при применении других критериев сегментации. Например, в свое время покупатели моделей «Форд» были охарактеризованы как «независимые, импульсивные, склонные к изменениям и самоувенные». Однако персональные черты характера трудно точно измерить, так как их выявление обычно осуществляется в лечебных целях, а не в целях сегментирования рынка.
Вследствие того, что психографические критерии сложнее измерить по сравнению с другими критериями сегментации, их, зачастую, используют для лучшего понимания потребителей, просегментированных с помощью других критериев.
Поведенческая сегментация предполагает деление рынка на группы в зависимости от таких характеристик потребителей, как: уровень знаний, отношения, характер использования продукта или реакции на него.
При этом под отношением понимаются устойчивые благоприятные или неблагоприятные оценки, чувства и склонности к действиям по отношению к определенным предметам и идеям; оно сильно влияет на поведение покупателей.
В соответствии с этим выделяют сегментацию: по обстоятельствам применения, на основе выгод, на основе статуса пользователя, на основе интенсивности потребления, на основе степени лояльности, на основе стадии готовности покупателя к совершению покупки.
Сегментация по обстоятельствам применения — деление рынка на группы в соответствии с обстоятельствами, поводами возникновения идеи, совершения покупки или использования продукта. Например, за рубежом апельсиновый сок, как правило, потребляется за завтраком. Однако производители апельсинов стараются расширить спрос на апельсины, стимулируя потребление апельсинового сока в другое время суток.
Сегментация на основе выгод — деление рынка на группы в зависимости от выгод, пользы, которые ищет потребитель в продукте. Например, курение для одной категории потребителей является одной из главных жизненных потребностей, для других — только элементом определенного имиджа.
Статус пользователя характеризует степень регулярности использования какого-то продукта его пользователями, которые делятся на не использующих продукт, бывших пользователей, потенциальных пользователей, на пользователей-новичков и на регулярных пользователей. Например, можно ориентировать свою рыночную деятельность на превращение пользователей-новичков в регулярных пользователей. Разные предприятия ориентируют свою деятельность на разные группы пользователей, к тому же последние требуют разных методов продвижения продукта.
Интенсивность потребления — показатель, на основе которого рынки сегментируются на группы слабых, умеренных и активных потребителей определенных продуктов. Очевидно, что выгоднее обслуживать один рыночный сегмент, состоящий из значительного числа активных потребителей, чем несколько небольших сегментов слабых потребителей.
Степень лояльности характеризует степень лояльности, приверженности потребителя определенной марке продукта, обычно измеряется числом повторных покупок продукта данной марки.
Стадия готовности покупателя — характеристика, в соответствии с которой покупателей классифицируют на неосведомленных и осведомленных о продукте, на хорошо информированных о нем, на заинтересованных в нем, на желающих его купить и на не намеренных его купить. Маркетинговый план разрабатывается с учетом распределения покупателей по разным стадиям их готовности к совершению покупок.
При сегментации рынка продукции производственно-технического назначения в первую очередь используются следующие критерии: географическое местоположение; тип организации, приобретающей товар; размер закупок; направления использования купленных товаров.
Сегментация может осуществляться на основе только одного критерия, а также на последовательном применении нескольких критериев. Важно, чтобы в последнем случае сегменты не оказались слишком малочисленными, не выгодными для коммерческого освоения. На рис. 2.1 приводится фрагмент результатов последовательной трехступенчатой сегментации рынка потребителей алюминия.
Рис. 2.1. Трехступенчатая сегментация рынка алюминия
Выбор правильного критерия сегментации в существенной мере влияет на конечные результаты коммерческой деятельности. Например, разрабатывая рыночную стратегию и тактику реализации модели автомобиля «Мустанг», компания «Форд Моторз» (США) в качестве базового критерия сегментации выбрала возраст покупателей. Модель предназначалась для молодежи, желающей приобрести недорогой спортивный автомобиль. Однако, выпустив машину на рынок, руководство фирмы к своему удивлению обнаружило, что модель пользуется спросом у покупателей всех возрастов. Напрашивался вывод, что в качестве базовой сегментной группы следовало выбрать не молодежь, а «психологически молодых» людей. Этот пример говорит о необходимости учитывать при сегментации психологические факторы.
Так, на рис. 2.2 приводятся результаты сегментации рынка потребительских товаров по принципу учета при выборе покупок степени их новизны, соответствия моде, требованиям престижности, по психологическому признаку.
Далее с помощью выбранных критериев осуществляется сам процесс сегментации рынка.
Для каждого выделенного с помощью определенного критерия/критериев рыночного сегмента необходимо определить профиль реакции потребителей. Представители одного рыночного сегмента должны подобным образом относиться к продукту с точки зрения найденных в нем достоинств, сходным образом его применять, одинаковым образом реагировать на инструменты маркетинговой деятельности (цену, рекламу и др.), демонстрировать схожие поведение и лояльность к продукту. Только в данном случае с этих позиций сегментацию потребителей следует признать удачной.
Выявление профиля реакции потребителей обычно проводиться путем проведения специальных исследований. Например, были опрошены любители кофе с целью ранжирования 25 характеристик данного продукта (кофе с кофеином и без него; молотый и в зернах; обычный и быстрорастворимый и т.п.). Полученные данные были подвергнуты факторному анализу, в результате чего были выявлены три четких сегмента потребителей, условно названных как «любители кофе с кофеином», «любители кофе без кофеина» и «любители молотого кофе». Каждый из данных сегментов был охарактеризован с точки зрения его размера, целей и частоты применения кофе, марки и типа потребляемого кофе, демографических характеристик потребителей. В соответствии с полученными результатами было определено, на какие сегменты потребителей следует поставлять определенные марки кофе.
Сегменты, полученные в результате успешной сегментации, должны быть:
Определенными, то есть иметь четкий набор потребностей и реагировать схожим образом на предлагаемый продукт.
Достаточно существенными по размеру, чтобы оправдать дополнительные затраты на «подгонку» маркетинговых стратегий под требования данного сегмента.
Доступными для эффективной маркетинговой деятельности.
Количественно измеряемыми.
Используемыми в течение достаточно длительного периода времени.
Если выделенные сегменты на удовлетворяют требованиям однотипности реакции потребителей или другим требованиям, предъявляемым к рыночным сегментам, то следует продолжить процесс сегментации, используя другие критерии. Таким образом, процесс сегментация носит итеративный характер.
Практика маркетинговой деятельности
свидетельствует, что более глубокая сегментация
основывается не на одном каком-либо признаке
(хотя, возможно, и очень существенном),
а, как правило, на комбинации различных
признаков. На этом построены все существующие
в настоящее время процедуры и методы
сегментации рынка. Можно выделить следующие
методы:
• сегментации по выгодам;
• построения сетки сегментации;
• многомерной классификации;
• группировок;
• функциональных карт.
Метод сегментации по выгодам
Метод основан на построении
модели поведения потребителей. Предусматривается
последовательное прохождение трех этапов:
А. Определение выгод, которые
интересуют потребителей, и оценка их
важности.
В. Определение различий в образе
жизни, которые предопределяют сегментацию
по выгодам, и группировка потребителей
по этим оценкам.
С. Определение того, содержат
ли сегменты по выгодам различные представления
о товаре и конкурирующих марках.
Модель поведения потребителей
демонстрирует, как комбинация различий
между потребителями и потребительскими
ситуациями определяет их поведение. В
центре стоят искомые потребителем выгоды
от товара, они и определяют восприятие
и оценку альтернатив. Восприятие, в свою
очередь, определяет выбор товара и его
употребление.
Глубокая сегментация начинается
с выгод и действует по принципу прямой
и обратной связи или начинается с поведения
и действует по принципу обратной связи.
Затем каждый сегмент описывается в категориях
поведения, предпочтении, искомых выгод,
потребительских ситуаций, потребительской
демографии, географии и образа жизни.
Реализуя этот процесс, можно
опираться на интуицию и использовать
способность к оценкам или же применять
сложный статистический анализ.
Метод построения сетки сегментации
Метод построения сетки сегментации
используется на уровне макросегментации
для выделения базовых рынков. Рассматривается
комбинация переменных, характеризующих
функции, потребителей и технологии. На
основе анализа значимости выделяются
основные сегменты, дающие наибольший
процент предпочтений.
Метод многомерной классификации
Сущность метода заключается
в одновременной многомерной (автоматической)
классификации признаков потребительского
поведения. Такой подход базируется на
следующих предположениях. В один тип
объединяются люди, имеющие сходства между
собой по ряду признаков (демографических,
социально-экономических, психографических
и т.п.). Степень сходства у людей, принадлежащих
одному типу, должна быть выше, чем степень
сходства у людей, принадлежащих разным
типам. С помощью такого подхода решается
задача типизации потребителей по наиболее
важной компоненте.
Исследования поведенческой
реакции отечественных потребителей на
моду выявило три типа потребителей (мужчин
и женщин). «Избирательный тип» представляет
лиц, тщательно отбирающих модные новинки
и предъявляющих к ним высокие требования.
«Независимый тип» характеризует лиц,
сдержанно реагирующих на моду и придерживающихся
выбранного стиля. | «Безразличный тип»
считает, что мода не имеет никакого значения,
а изделия должны быть недорогими и практичными.
Метод группировок
Метод группировок состоит в
последовательной разбивке совокупности
объектов на группы по наиболее значимым
признакам. При этом один из признаков
выделяется в качестве системообразующего.
Формируются подгруппы, в которых значимость
этого признака значительно выше, чем
во всей совокупности потенциальных потребителей
данного товара.
Метод функциональных карт
Метод функциональных карт предполагает
проведение «двойной» сегментации: по
продуктам и по потребителям. Такие карты
могут быть:
однофакторными, когда двойная
сегментация рынка проводится по какому-либо
одному фактору и для однородной группы
изделий;
многофакторными — при анализе
того, для каких групп потребителей предназначена
конкретная модель изделий и какие ее
параметры наиболее важны для продвижения
товара на рынке.
В любом случае путем составления
функциональных карт можно определить,
на какой сегмент рынка (т.е. определенную
по ряду признаков группу потребителей)
рассчитано данное изделие и какие его
функциональные параметры соответствуют
тем или иным запросам потребителей.