Сертификация продукции и услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 16:39, контрольная работа

Описание работы

Как уже было упомянуто, существует обязательная и добровольная сертификация. Соотношение добровольной и обязательной сертификации в России и дальнем зарубежье противоположное. За рубежом наличие сертификата прямо связано с обеспечением продаж. Вряд ли кто представит на рынок товар без сертификата - при отсутствии товарного дефицита и наличии конкуренции. Никто не будет покупать ни за какие деньги «кота в мешке». В условиях кризиса экономики России национальным бедствием стало распространение опасной продукции, поэтому одной и первоочередных проблем экономики является внедрение обязательной сертификации.

Содержание работы

Введение.
1. Законодательные основы метрологии.
2. Принципы организации и назначение системы органов по
сертификации продукции и услуг
Заключение.
Литература .

Файлы: 1 файл

метрология.doc

— 211.50 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО Уральский  государственный экономический  университет

ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  Метрология         на тему:

Сертификация продукции и услуг.

 

 

 

 

 

Преподаватель: Шарафутдинова Е. Н.

Студент: Лапин Д. П.

УК-10 НУ

 

Новоуральск

2011


Содержание.

 

 

Введение.                                                                                                                    3   

1.   Законодательные  основы метрологии.                                                              5                                                                                             

2.   Принципы  организации и назначение системы  органов по             сертификации продукции и услуг.                                                                           13

Заключение.                                                                                                                16  

Литература .                                                                                                                17                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Основной задачей Госстандарта России в этой области является организация и осуществление деятельности по подтверждению соответствия продукции и услуг установленным требованиям. В Системе сертификации ГОСТ Р действует более 800 аккредитованных Госстандартом России органов по обязательной сертификации и около 2000 испытательных лабораторий (центров). Это позволило создать в стране дополнительно около 40 тыс. рабочих мест. Вся деятельность органов по сертификации и испытательных лабораторий, а также работа надзорных органов Госстандарта России направлена непосредственно на защиту потребителей от опасной продукции. В 1998 г. постановлением Госстандарта России введена в действие Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской федерации предусмотрена их обязательная сертификация. Номенклатура была подготовлена с целью доведение до заинтересованных потребителей информации об объектов обязательной сертификации,, а также для устранения дублирования одной и той же продукции в различных перечнях и удобства пользования этими перечнями. Особое место в работах по сертификации занимает деятельность, связанная с системами качества предприятий и системами охраны окружающей среды в соответствии со стандартами ИСО 9000 и ИСО 14000. Если внедрение стандартов ИСО серии 9000 уже прошло начальную стадию (к настоящему времени в Системе сертификации ГОСТ Р выдано более 300 сертификатов на системы качества предприятий и производства), то внедрение стандартов ИСО серии 14000 только начинается. Здесь необходимо отметить, что внедрение стандартов ИСО серии 14000 и проведение работ по сертификации потребует определенных затрат и времени. Но эти мероприятия дадут обществу и каждому гражданину гарантию сохранения окружающей среды и связанного с ней здоровья. В 1998 г. Госстандарта России принял концепцию «Совершенствование сертификации и перехода к механизму подтверждения соответствия». На ее основе подготовлен проект соответсвующего федерального закона. В качестве первого шага в реализаци концепции подготовлен проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня продукции, соответствие которой может быт подтверждено декларацией о соответствии и порядка ее принятия».

Следует отметить, что  реализация основных положений концепции  позволит повысить ответственность  товаропроизводителя за безопасность и качества производимой продукции или услуги, а также упростить для некоторых видов продукции и услуг процедуру подтверждения соответствия установленным требованиям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Законодательные основы метрологии.

Законодательная метрология – самая молодая из трех составных частей метрологии. Она является средством государственного регулирования метрологической деятельности посредством законов и законодательных положений, которые вводятся в практику через Государственную метрологическую службу и метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц. К области законодательной метрологии относятся испытания и утверждение типа СИ, их поверка и калибровка, сертификация СИ, государственный метрологический контроль и надзор за СИ. Неуклонно возрастающая значимость и ответственность измерений и измерительной информации обусловили необходимость установления в законодательном порядке целого комплекса правовых и нормативных положений, соблюдение которых направлено на обеспечение единства и требуемой точности измерений. Законодательные   основы  российской  метрологии  определены сегодня самыми высокими актами:

Конституция Российской Федерации: (статья 71, р) устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени. Таким образом эти положения Конституции РФ закрепляют централизованное руководство основными вопросами  законодательной   метрологии  (единицы величин, эталоны и связанные с ними другие метрологические  основы ).

 
Закон РФ "Об обеспечении  единства измерений", устанавливающий правовые основы обеспечения единства измерений, регулирует отношения государственных органов управления Российской Федерации с юридическими и физическими лицами по вопросам изготовления, выпуска, эксплуатации, ремонта и импорта средств измерений и направлен на защиту прав и законных интересов граждан, установленного правопорядка и экономики Российской Федерации от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений. (см. рис.1) Закон РФ "Об обеспечении единства измерений" (см.рис.1)  2008год . Закон определяет:

-основные метрологические  понятия (приведены определения  основных метрологических терминов);

- компетенцию Госстандарта  России в области обеспечения  единства измерений;

- единицы величин,  государственные эталоны, средства  измерений и методики выполнения  измерений;

- компетенцию и структуру  Государственной метрологической  службы и других государственных  служб обеспечения единства измерений;

- метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц (предприятий и организаций);

- сферы распространения государственного  метрологического контроля и  надзора;

- виды государственного метрологического  контроля и надзора;

- права, обязанности и ответственность государственных инспекторов по обеспечению единства измерений;

-условия использования средств  измерений в сферах распространения  государственного метрологического  контроля и надзора (утверждение  типа, поверка);

- требования к выполнению измерений по аттестованным методикам;

- основные положения калибровки  и сертификации средств измерений;

- лицензирование деятельности  предприятий и физических лиц  по изготовлению, ремонту, продаже  и прокату средств измерений;

- ответственность за нарушение положений Закона;

- источники финансирования работ  по обеспечению единства измерений.

Закон "Об обеспечении единства измерений" устанавливает и законодательно закрепляет основные понятия, принимаемые  для целей Закона: единство измерений, средство измерений, эталон единицы величины, государственный эталон единицы величины, нормативные документы по обеспечению единства измерений, метрологическая служба, метрологический контроль и надзор, поверка и калибровка средств измерений, сертификат об утверждении типа средств измерений, аккредитация на право поверки средств измерений, сертификат о калибровке. В основу определений положена официальная терминология Международной организации законодательной метрологии (МОЗМ). Основные статьи Закона устанавливают: 
 
• организационную структуру государственного управления обеспечением единства измерений; 
 
• нормативные документы по обеспечению единства измерений; 
 
• единицы величин и государственные эталоны единиц величин; 
 
• средства и методики измерений. 
 
Закон определяет Государственную метрологическую службу и другие службы обеспечения единства измерений, метрологические службы государственных органов управления и юридических лиц, а также виды и сферы распределения государственного метрологического контроля и надзора. Отдельные статьи Закона содержат положения по калибровке и сертификации средств измерений и устанавливают виды ответственности за нарушение Закона. Закон определяет состав и компетенцию Государственной метрологической службы, подчеркивает межотраслевой и подведомственный характер ее деятельности (например, утверждение общероссийских нормативных документов). Межотраслевой характер деятельности закрепляет правовое положение Государственной метрологической службы, аналогичное другим межотраслевым и контрольно-надзорным органам государственного управления (Госатомнадзор, Госэнергонадзор, Госсанэпиднадзор и др.). Закон служит базой для создания в России новой системы измерений, которая может взаимодействовать с национальными системами измерений зарубежных стран. Это, прежде всего, необходимо для взаимного признания результатов испытаний и сертификации, а также для использования мирового опыта и тенденций в современной метрологии. Некоторые из них учтены в Законе. Так, заменены устаревшие понятия и термины, трансформирована система поверки средств измерений: вместо государственной и ведомственной поверки, а также аккредитованными службами юридических лиц введена единая поверка средств измерений. Требования к аккредитованным метрологическим службам и порядок их аккредитации в максимальной степени приближены к новым условиям и одновременно — к обеспечению в этих условиях единства измерений.

нормативные и рекомендательные документы ГСИ

На рисунке 2 показан в обобщенном виде массив нормативных и рекомендательных документов ГСИ. В настоящее время в составе ГСИ около 2500 документов, утвержденных Госстандартом России и его метрологическими институтами.

Основополагающие ГОСТ, правила (ПР) и рекомендации метрологических институтов (МИ).(см.рис.1) В эту группу входят около 150 документов ГСИ. Большая часть документов ГСИ регламентирует организацию и порядок выполнения различных видов метрологических работ (поверка средств измерений, разработка и аттестация методик выполнения измерений, метрологическая экспертиза технической документации, испытания средств измерений в целях утверждения типа, государственный метрологический контроль и надзор, лицензирование предприятий по различным направлениям метрологической деятельности, анализ состояния измерений, аккредитация метрологических служб, типовые положения о метрологической службе и другие вопросы). Это так называемые организационные документы. Другая часть основополагающих документов ГСИ регламентирует методики проведения ряда метрологических работ (оценивание погрешности измерений, установление межповерочного интервала, оценивание метрологических характеристик средств измерений, выбор средств измерений, расчет экономического эффекта от внедрения средств и методик выполнения измерений, установление значений параметров методик поверки и другие вопросы). Еще одна часть основополагающих документов ГСИ устанавливает метрологические термины и их определения, единицы величин, классы точности и нормируемые метрологические характеристики средств измерений, формы представления погрешностей измерений и др. В группе документов на государственные поверочные схемы около 180 ГОСТ и МИ. Они играют значительную роль в поверочной (калибровочной) деятельности метрологических служб. При организации поверки (калибровки) государственные поверочные схемы используются непосредственно или к ним «привязываются» локальные поверочные схемы.

В документах на государственные поверочные схемы  содержится следующая информация:

- воспроизводимую  и хранимую эталоном единицу  величины;

- среднее квадратическое  отклонение результата измерений,  неисключенную систематическую  погрешность и нестабильность  эталона за год;

- технические  средства, входящие в состав эталона;

- наименование  величины, размер единицы, которая  передается средствам измерений;

- методы передачи  размера единицы величины;

- метрологические  характеристики рабочих эталонов  и средств измерений, используемых для передачи размера единицы величины;

- диапазоны  значений или номинальные значения  передаваемой величины.

Метрологические службы предприятий практически  непосредственно государственные  эталоны не используют. Документы  на нормы точности измерений содержат: погрешности, допускаемые при измерении линейных размеров (ГОСТ 8.051, ГОСТ 8.549), нормы точности дозирования торговыми автоматами (ГОСТ 10309), нормы точности определения массы в резервуарах (ГОСТ 8.378), нормы точности взвешивания и дозирования (ГОСТ 13712) и ряд других норм точности измерений. В группе документов ГСИ на методики выполнения измерений около 190 ГОСТ, ПР и МИ. Эта группа документов в ближайшее время будет развиваться, т.к. использование таких документов существенно облегчит применение аттестованных методик выполнения измерений, что требует Закон РФ «Об обеспечении единства измерений» (статья 9). Наиболее многочисленная группа документов ГСИ на методики поверки средств измерений. В ней около 1900 ГОСТ и МИ. В настоящее время разработаны и применяются около 80 Типовых программ испытаний для целей утверждения типа средств измерений. Эти документы могут потребоваться метрологическим службам при разработке и применении единичных экземпляров средств измерений, используемых в сферах государственного метрологического контроля и надзора. До введения в действие Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» такие средства измерений проходили метрологическую аттестацию и их тип не утверждался Госстандартом России. После введения в действие указанного Закона типы всех средств измерений, применяемых в сферах государственного метрологического контроля и надзора, должны быть утверждены Госстандартом России, для чего они должны быть подвергнуты соответствующим испытаниям. Программы таких испытаний могут быть разработаны на основе Типовых программ. В группе документов ГСИ по другим вопросам обеспечения единства измерений около 50 МИ. Это документы рекомендательного характера. Они содержат методики пересчета градировочных характеристик средств измерений для различных условий, построение уравнений теплофизических свойств индивидуальных веществ и материалов, основные положения обеспечения эффективности измерений при управлении технологическими процессами и рекомендации по другим вопросам.

Рис. 2 массив нормативных и рекомендательных документов ГСИ

Ведомственные документы см. (рис.1)

Положения Закона Российской Федерации «Об обеспечении  единства измерений», ряда основополагающих и других документов ГСИ носят  общий характер, поэтому они нуждаются  в конкретизации. Такая конкретизация  реализуется в документах ведомств и предприятий. Кроме того, ряд конкретных метрологических требований отсутствует в документах ГСИ. Если конкретные метрологические требования можно распространить на все объекты данного ведомства, то целесообразна разработка ведомственного документа. В качестве примера здесь можно привести ведомственный документ в теплоэнергетике (РД 34.11.321-88 Нормы точности измерений технологических параметров тепловых электростанций). В этом документе приводятся пределы допускаемых значений погрешностей измерений теплоэнергетических параметров вновь сооружаемых и реконструируемых тепловых электростанций. Для объектов теплоэнергетики такие требования могут быть применены непосредственно без разработки документов предприятий.

Информация о работе Сертификация продукции и услуг