Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 14:29, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – ознакомиться с теоретическими основами организации сервиса на предприятии, углубить знания товарной и ассортиментной политики предприятия.
Основная задача - изучение и рассмотрение места и роли сервисного обслуживания в маркетинговой деятельности предприятия.
Курсовая работа состоит из трех частей, каждая из которых включает в себя три пункта.
В первой части рассматриваются теоретические основы товарной политики предприятия, проведен анализ литературы по данной теме. Рассмотрены цели, задачи, функции товарной политики, рассмотрены этапы формирования и факторы,
C понятием «товар»
тесным образом связано
Товарная линия — группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо продажи одним и тем же группам потребителей, либо реализации через одинаковые типы магазинов, либо продажи в рамках одного и того же диапазона цен. Товарная линия называется короткой, если возможно увеличить прибыль путем расширения ассортимента продукции данной товарной линии, и — длинной, если возможно повышение прибыли путем сужения ассортимента.
Рассматривая товар, следует помнить, что потребитель приобретает не товар, а те блага, которые ему может предоставить этот товар. Конечно, характеристики товара — очень важны, но, скорее, как средство предоставления потребителю определенных благ. Когда потребители осуществляют покупку, то в первоначальный момент они руководствуются не физическими характеристиками товара, но теми благами, которые может им предоставить данный товар, обладающий этими характеристиками. Вышеизложенное легло в основу разработки 3-х уровневой концепции товара (рис. 1). Главные выгоды характеризуют набор тех благ, которые ищет потребитель. Фактический товар представлен его основными свойствами (эксплуатационно-технические характеристики, марка, уровень качества, упаковка, дизайн). Для совершения покупки потребитель часто требует помощи от торгового персонала по поставке купленного товара, оплаты в рассрочку, установке купленного товара. На решение потребителя о покупке также сильное влияние оказывает наличие гарантии, определенных послепродажных услуг, вежливость и компетентность персонала. Все это на рисунке 1 называется усиленным (улучшенным) товаром.
Параллельно с 3-х уровневой используется также 2-х уровневая концепция товара (рис. 2). На рисунке 2 изображены фактический товар или товар как таковой (его основные свойства, эксплуатационно-технические характеристики, определяющие основное предназначение товара) и его окружение (то, что делает приобретение товара привлекательным для потребителя). Двухуровневая концепция товара в отличие от трехуровневой содержит факторы, являющиеся инструментами управления производителя товара. Так, согласно одному из направлений применения закона Парето, на разработку и производство товара с определенными свойствами расходуется 80% выделенных на товар ресурсов, соответственно 20% этих ресурсов тратится на создание окружения товара. Выбор же потребителя на 80% предопределен окружением товара и лишь на 20% — его основными характеристиками (предполагается, что товар имеет сертификат качества).
В последние
годы появились и другие подходы
к представлению структуры
Рисунок 3.1.1 - Трехуровневая концепция товара
Рисунок 3.1.2 - Двухуровневая концепция товара
Одним из элементов окружения товара является его марка.
Марка — это название, термин, знак, символ, рисунок или их комбинация, предназначенные для того, чтобы идентифицировать товар и дифференцировать его от товара конкурентов. Марка включает в свой состав марочное имя, марочный знак и товарный знак.
Марочное имя представляет часть марки в виде букв, слов и их комбинаций, которые могут быть произнесены.
Марочный знак — это часть марки, которая является узнаваемой, но не произносимой. Он представляет символ, рисунок, отличительные цвет или шрифтовое оформление.
Под товарным знаком понимается марка или ее часть, защищенные юридически, что дает продавцу исключительное право использовать марочное имя или марочный знак.
В зависимости от того под какой маркой реализуется товар существуют две разновидности марки — марка производителя, часто также называемая национальной маркой, и частная марка.
Марка производителя — это марка, созданная производителем или взятая в аренду у другого производителя.
Частная марка разрабатывается оптовыми или розничными фирмами. Частная марка иногда может называться как посредническая марка, марка дистрибьютера, марка дилера, торговая марка. В качестве примера частной марки можно назвать марку торговой компании Reebok. Она берет на реализацию спортивную одежду и обувь, спортинвентарь у разных производителей, реквизиты которых представлены на этикетках. Однако на главном лейбле, где указана цена, обозначена марка Reebok. Примером, российской частной марки является марка фирмы Довгань.
(В отечественной специальной литературе часто используется обобщенный термин, не различающий различные виды марок — товарный знак).
Очень часто потребители на основе своего мнения о товарах фирмы формируют свое мнение о данной фирменной марке — имидж марки.
Отсутствие марки на товаре снижает его цену на 10 — 20%. Однако создать престижную национальную марку по силам только достаточно крупным товаропроизводителям, способным выпускать качественные товары, поставляемые на различные рынки, и вкладывать существенные средства в их продвижение. Для многих других товаропроизводителей предпочтительнее использование частной марки.
Марка имеет свою стоимость, включаемую в так называемые «неосязаемые активы» фирмы. Например, стоимость товарного знака «Столичная», по оценкам специалистов, составляет 300 млн. долл., что равняется приблизительно 10 годовым объемам ее продаж. Стоимость марки «Кока-Колы» составляет 72,5 млрд. долларов; «Майкрософта» — 70,2 млрд. долларов. Стоимость товарного знака также учитывается при его лицензировании.
Производитель, маркирующий свой товар, имеет в своем распоряжении по крайней мере четыре стратегии: использовать индивидуальные марки для каждого своего товара; использовать единую марку для всех своих товаров; использовать различные марки для отдельных групп товаров; использовать марку компании-производителя в сочетании с марками отдельных своих товаров. Кроме того, могут быть использованы стратегия расширения марки и многомарочная стратегия.
Расширение марки — это выпуск нового или модифицированного товара под успешно себя зарекомендовавшей маркой. Как часто товары с практически неизменными свойствами, имеющие признанные марки добавляют к ним слова «супер», «ультра», «чемпион» и т.п. Примерами служат стиральные порошки, зубные пасты и т.д.
Многомарочная стратегия — стратегия, когда один продавец разрабатывает две или более марок в одной товаровой категории. Например, стиральные порошки марок «Тайд» и «Ариель« компании Проктэр энд Гэмбл.
Успешной считается марка, охотно покупаемая потребителями и торговыми организациями. Обычно марочный лидер имеет в два раза больший показатель рыночной доли по сравнению с товаром, чья марка по престижности занимает второе место. Последняя имеет показатель рыночной доли в два раза больший по сравнению с товаром, чья марка занимает третье место. [6]
3.2 Планирование и управление товарным ассортиментом
Сущность планирования,
формирования и управления ассортиментом
заключается в том, чтобы производитель
своевременно предлагал определенную
совокупность товаров, которые бы, соответствуя
в целом профилю его
Итак, товарный
ассортимент — это вся
Для начала следует рассмотреть основные понятия при рассмотрении ассортимента. К ним относятся:
Ширина. Это общее количество ассортиментных групп (товарных линий) у производителя (продавца). Количество групп связано с количеством сегментов рынка.
Насыщенность (полнота).
Это общее количество составляющих
ассортимент конкретных товаров. Она
характеризует степень или
Глубина. Варианты предложения каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы.
Гармоничность ассортимента. Это степень близости товара различных ассортиментных групп отностительно их конечного использования, требования к организации производства, каналам распределения и других показателей.
Рациональность. Способность набора товаров наиболее полно удовлетворять потребность покупателей.
Устойчивость. Способность
набора товаров удовлетворять спрос
на одни и те же товары. Особенность
таких товаров — наличие
Новизна. Это способность ассортимента удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров.
Управление ассортиментом — деятельность, направленная на достижение требований рациональности ассортимента. [10]
3.2.1. Номенклатура и товарный ассортимент
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
Номенклатура, или товарный ассортимент, — это вся совокупность изделий, выпускаемых предприятием. Она включает различные виды товаров. Вид товара (автомобиль, трактор, металлообрабатывающий станок) делится на ассортиментные группы (типы) в соответствии с функциональными особенностями, качеством, ценой. Каждая группа состоит из ассортиментных позиций (разновидностей или марок), которые образуют низшую ступень классификации. Например, предприятие производит холодильники и стиральные машины. Холодильники представлены одно-, двух- и трех камерными моделями и морозильными камерами. Последние имеют несколько марок, отличаются объемом и некоторыми техническими данными.
Товарный ассортимент
характеризуется широтой (количеством
ассортиментных групп), глубиной (количеством
позиций в каждой ассортиментной
группе) и сопоставимостью (соотношением
между предлагаемыми
Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
3.2.2Ассортиментная концепция
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.
Ассортиментная концепция выражается в виде системы показателей, характеризующих возможности оптимального развития производственного ассортимента данного вида товаров. К таким показателям относятся: разнообразие видов и разновидностей товаров (с учетом типологии потребителей); уровень и частота обновления ассортимента; уровень и соотношения цен на товары данного вида и др. Цель ассортиментных концепций — сориентировать предприятие на выпуск товаров, наиболее соответствующих структуре и разнообразию спроса конкретных покупателей.
Подкрепленная мерами организационного и иного характера по обеспечению выпуска продукции в предусмотренных структуре и наборе ассортиментная концепция может рассматриваться как своего рода программа по управлению развитием производства и реализацией соответствующих товаров. Целевая ее часть включает требования к оптимальной структуре ассортимента, а программная — систему мер по ее достижению за определенный период. Этой программе придает комплексный характер включение в нее вопросов, связанных с оптимизацией ассортимента. В качестве критериев оптимальности выступают требования потребителей к ассортименту и качеству товаров, ресурсные возможности, социальные установки.