Сетевой маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 00:25, доклад

Описание работы

Одним из способов доставки готовых изделий от предприятия-изготовителя конечному потребителю является сетевой маркетинг, представляющий собой особую разновидность товарораспределительной системы, используемой в современной предпринимательской деятельности.
Эта система сбыта позволяет потребителям стать распространителями и создавать новые уровни – сети. При этом все сети участвуют в прибылях своей сети и нижележащих сетей. Данная система зародилась в Соединенных Штатах Америки и носит название Multilevel Marketing (МЛМ) (дословный перевод: «многоуровневый маркетинг»). В экономической литературе она стала именоваться сетевым маркетингом (СМ).

Файлы: 1 файл

Маркетинг.docx

— 40.78 Кб (Скачать файл)

     Поэтому доверительный характер взаимоотношений между дистрибьюторами позволяет избежать внутренних войн, постоянно ведущихся в традиционном бизнесе. Более того в сетевом маркетинге конкуренция трансформируется в сотрудничество дистрибьюторов, которые искренне стремятся помочь друг другу в ведении данного бизнеса.

      Другим несомненным достоинством системы спонсорства следует назвать оперативность построения дистрибьютором своей цепочки в сетевом маркетинге. Это связанно с тем, что, вовлекая в данный бизнес несколько участников, дистрибьютор объясняет им отработанные правила и тонкости данного вида деятельности, освоить которые можно довольно быстро, а затем привлеченные люди столь же быстро начинают создавать собственные ответвления сети. Это приводит к тому, что процесс построения сети протекает весьма динамично.

     Однако ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов , что просто привлекать в бизнес человека, даже очень хорошего, с точки зрения дальнейшего развертывания цепочки недостаточно. Нельзя оставлять его действовать в свободном плавании, необходимо готовить и направлять его усилия, обеспечивать ему соответствующий мотивационный фон для работы.

    Таким образом, в сетевом маркетинге дистрибьютор может развернуть бизнес гораздо быстрее, чем при традиционном подходе, и начать зарабатывать деньги исходя из принципа «лучше получать по одному проценту от усилий ста людей , чем сто процентов от собственных трудов». На деле, как правило, речь идет даже не об одном, а о трех – пяти процентах. Фактическая цифра зависит от того, сколько дистрибьютору удается привлечь в сетевой маркетинг сподвижников, которые, что очень важно, будут работать добросовестно и эффективно.

    Между тем на деле не все участники сети работают активно, может происходить их отсев в различных эшелонах сети.

    Пока будет идти процесс создания такой разветвленной сети – команды дистрибьюторов, естественно возникновение вопроса: «кто будет продавать товары?» Однако построение сети и предполагает, что каждый из формирующих сеть функционеров и есть продавец, находящийся на первом уровне иерархии компании.

     Необходимо иметь в виду и то , что в сетевом маркетинге существует определенный уровень насыщения, т. е. После достаточно быстрого роста число дистрибьюторов в сети более или менее стабилизируется и рост становится незначительным.

Пирамида продаж

Рассматривая вопросы, связанные  с сетевым маркетингом и его  регулированием, нельзя не коснуться  такого экономического явления, как  пирамида продаж. Наиболее показательным  с точки зрения регламентации  и ограничения этого вида бизнеса  является законодательство Великобритании. Оно определяет все формы многоуровневого  маркетинга как пирамиды продаж, хотя по мнению некоторых маркетологов термин «пирамида продаж» относится только к неприемлемым, ущербным формам многоуровневого маркетинга.

     На первый взгляд в пирамиде продаж используются вроде бы традиционные формы дистрибуции, когда продукция последовательно продвигается по дистрибьюторской сети до тех пор пока не достигнет потребителя. Но при этом имеется одна внешне небольшая , но между тем очень существенная разница : в отличии от розничной торговли в пирамиде продаж не устанавливается розничной цены , поэтому перемещение товаров по цепочке дистрибьюторов теоретически может происходить бесконечно. Результатом такой системы сбыта стал не один финансовый кризис стал не один финансовый кризис , и как результат – формирование негативного отношения к такой концепции.

    В чем же проблемность пирамиды продаж? Рассмотрим путь, по которому перемещается продукт через дистрибьюторов намеревается получить какую-то прибыль , то чем дальше по такой сети движется продукт , тем он в силу эскалации цены становится дороже.

    Стало быть в пирамиде продаж каждое звено рано или поздно обречено на неудачу, поскольку наступает момент , в который дистрибьютор на каком –то звене не в состоянии продать продукт следующему звену , т.е. он остается с нереализованной партией товара и подобная система может рухнуть .

   Поэтому не стоит путать многоуровневый маркетинг с торговой пирамидой – она не приспособлена для продвижения товаров и услуг. А если товар не движется, нельзя говорить о маркетинге, тем более о многоуровневом. Хотя для пирамиды и характерна многоуровневость, но на каждом его уровне идет накрутка к оптовой цене товара, которого и в наличии зачастую не бывает,

     В сетевом маркетинге большинство дистрибьюторов, как было сказано выше, приобретают продукцию непосредственно у ее поставщика, однако некоторые фирмы поставщики исходят из того , что в начале своей деятельности , пока дистрибьютор не раскрутится , ему приходится приобретать продукцию не непосредственно у поставщика , а у спонсора . Так дистрибьютор З который получает продукцию у дистрибьютора Ж. Постепенно дистрибьютор З выходит на определенный уровень оборачиваемости продукции, и тогда он может отказаться от услуг дистрибьютора Ж и получать продукцию напрямую от компании поставщика. Нельзя при этом не отметить , что в наращивании бизнеса дистрибьютора З заинтересован и дистрибьютор Ж поскольку он продолжит получать комиссионные от сбыта дистрибьютора З и может даже по некоторым схемам получать оптовые партии , в которые будет включен товар , получаемый непосредственно дистрибьютором З , т.е. товар который вообще не проходит через дистрибьютора Ж.

Некоторые схемы пирамиды продаж связаны и с другой проблемой: они могут быть построены так, что большую часть дохода дистрибьютор получает не от сбыта продукции, а  от привлечения в бизнес новых  членов, т.е. за счет их вступительных  взносов.

   Учитывая сказанное, можно заметить, что пирамида продаж лишается двух основных преимуществ сетевого маркетинга.

    Во-первых, в сетевом маркетинге отсутствует прямая зависимость роста дистрибьютора от объема приобретаемого товара. Это означает, что человек, не обладающий большими средствами, имеет такой же шанс преуспеть в сетевом маркетинге, как и тот , что уже богат. Напротив, в пирамиде продаж чем больше продукции ее участник приобретает, тем на более высокую ступень пирамиды он попадает, т.е. для эффективного бизнеса необходимы большие вложения личных или заемных средств.

Во вторых в сетевом  маркетинге продвижение в бизнесе  происходит автоматически, по мере роста дистрибьюторской сети (именно это является движущей силой продвижения участника сетевого маркетинга). Что касается пирамиды продаж, то здесь единственный способ продвижения к вершине пирамиды – вкладывание как можно больше денежных средств, на которые покупается больше продукции для последующей реализации.

 

Правовое регулирование  сетевого маркетинга в России

      Надо отметить, что несмотря на сравнительную новизну сетевого маркетинга российского предпринимательства, госуправления уже обратили внимание на необходимость государственного руководства данной деятельностью в целях регулирования отношений между предпринимателями– организаторами и участниками многоуровневого сетевого маркетинга , защиты населения от проникновение на рынок некачественной продукции и услуг , а также ограничения условий для возникновения мошеннических пирамидальных образований.

       Между тем пока нормативно-правовые акты в данной сфере принимаются только на уровне отдельных субъектов Российской Федерации, где товарораспределение в форме сетевого маркетинга получило наибольшее распространение. Наиболее внимательно к внедрению элементов государственного регулирования маркетинга относится правительство Москвы, которое по новейшим направлениям предпринимательства, в том числе по вопросам сетевого маркетинга, издает соответствующие нормативно правовые акты и создает специализированные органы государственного управления.

Приведем терминологический  аппарат , разработанный в правительстве Москвы для целей регулирования сетевого маркетинга.

Он содержит следующие  понятия:

Многоуровневый сетевой маркетинг (МСМ)- предпринимательская деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося стороной дистрибьюторского договора , который на его основе создает многоуровневые сети дистрибьюторов для реализации товаров и услуг, выплачивая дистрибьюторам вознаграждение на разных уровнях за продажу товаров или услуг конечному покупателю, а также за рекрутирование потенциальных дистрибьюторов.

Дистрибьюторский договор ( далее- договор) – система договорных отношений предпринимателя с дистрибьютором о коммерческом представительстве дистрибьюторами предпринимателя при осуществлении действий в рамках МСМ.

Предприниматель- организатор и руководитель многоуровневой сети , являющийся стороной договора с остальными участниками многоуровневой сети.

Дистрибьютор- участник многоуровневой сети.

Многоуровневая сеть- структура , основанная на системе гражданско-правовых отношений, которые определяются условиями договора. Уровни сетей образуются по признаку зависимости вознаграждения дистрибьютора от деятельности рекрутированного им участника и всех последующих рекрутированных участников , вовлеченных в деятельность рекрутированным.

Рекрутирование- деятельность дистрибьютора , предусмотренная договором, которая заключается в привлечении потенциальных дистрибьюторов к участию в многоуровневой сети.

Вознаграждение- предусмотренная договором оплата деятельности дистрибьютора , которая выражается в выплате денег или ином виде , а так же в предоставлении преимуществ, привилегий, скидок, статуса, и т.д.

Конечный покупатель- покупатель товаров и услуг, распространяемых при помощи многоуровневой сети, не являющийся дистрибьютором.

Третья сторона- лицо, действующее в интересах предпринимателя вне рамок договора (агенты, склады и т.п.)

   В целях упорядочения деятельности по многоуровневому сетевому маркетингу (далее МСМ) на территории Москвы и повышению собираемости налогов создана Московская комиссия при Мэре Москвы от 2 октября 1998г №998-РМ.

   Основной функцией Комиссии является деятельность по защите прав и интересов всех субъектов МСМ, в том числе потребителей, недопущению проникновения на рынок структур, ведущих незаконную, неквалифицированную, и опасную для человека деятельность.

    Основными задачами Комиссии являются:

  • -Обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти Москвы, заинтересованных служб и ведомств, предприятий и организаций независимо от их ведомственной принадлежности т организационно правовой формы в решении социально-экономических вопросов, связанных с осуществлением деятельности по МСМ на территории Москвы;
  • -Подготовка и внесение в установленном порядке предложений по усовершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов, связанных с проблемами МСМ;
  • -Организация профилактических мер по предотвращению возникновения мошеннических образований , организованных по принципу МСМ;
  • -Рассмотрение перспективных направлений развития отрасли МСМ и ПП на территории Москвы;
  • -Выработка предложений по улучшению качества работы и повышения эффективности сетевого предпринимательства за счет использования компаниями МСМ и ПП средств электронной торговли в сети Интернет.

 

Принципы работы сетевой  фирмы

Рассмотрим предполагаемые плюсы и минусы сетевого маркетинга на примере типовой сетевой фирмы. Для этого сначала ознакомится  с основными положениями этой организации.

  • Шаг №1: вы становитесь сотрудником фирмы - категория «дилер», то есть вы начинаете участвовать в бизнесе Компании;
  • Шаг №2: вы привлекаете в свою группу новых членов («дилеров») – становитесь «инструктором»;
  • Шаг №3: вы имеете группу от 15 до 25 человек – становитесь «менеджером»
  • Шаг №4: вы становитесь «старшим менеджером», то есть набрали группу от 35 до 60 человек и даже имеете возможность переехать в свой собственный офис.

Доход каждого дистрибьютора  Компании складывается из 2-х составляющих – дохода от личных продаж и ежемесячного вознаграждения за работу в сети.

Доход от личных продаж –  это разница между ценой по которой консультант реализует продукцию, и ценой склада.

Ежемесячное вознаграждение вы получаете при условии, что  можете удержать свой статус в течение 5 месяцев (кроме «дилера»).

При падении на 2 ранга  вознаграждение за стабильную работу не выплачивается.

При работе с клиентами  вы не должны нарушать требования, предъявляемые  Кодексом и правилами Компании.

Заключение

За прошедшие 55 лет бизнес сетевого маркетинга превратился в  законный и эффективный канал  распределения, идеально приемлемый для  новой волны, которая в скором времени захлестнёт мир бизнеса.

Сетевой маркетинг, основанный на неограниченном развитии способностей и возможностей человека, широко распространился  по всему миру, захватив как развитые, так и развивающиеся страны, стал одним из важнейших социально-экономических  факторов нашего времени. Разработанный  более полувека назад, он дает любому человеку при желании стать предпринимателем и начать свой собственный бизнес при минимальных затратах.

К сожалению, в отечественной  коммерческой практике сложилось неверное мнение, что МЛМ чуть ли не подпольный бизнес, его организационная основа – пирамида это во многом определяет несколько скептическое отношение  клиентов.

   Очевидным свидетельством того, что сетевой маркетинг уже сформировался как бизнес служит тот факт, что в настоящее время торговые операции с акциями более 20 сетевых компаний осуществляются в рамках системы автоматической котировки Национальной ассоциации фондовых дилеров (США), а также на Нью-Йоркской фондовой бирже. Есть ещё немало компаний, готовых выпустить собственные акции, так как то обстоятельство, что финансовое положение сетевых компаний почти в два раза лучше аналогичного показателя традиционных корпораций, вызывает необычный интерес у инвесторов.

Информация о работе Сетевой маркетинг