Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2015 в 00:20, контрольная работа
Для России главной целью является снижение влияния негативных факторов на социально-экономические процессы, я также стимуляция воздействия позитивных.
Важное значение в этом процессе играет планирование и прогнозирование, позволяющее предвидеть возможности и последствия всех изменений. В условиях рыночных отношений государство может прямо и косвенно воздействовать на экономику.
Введение ……………………………………………………………………………….. 3
1. Система государственного стратегического планирования ………………………4
2. Задачи стратегического планирования …………………………………………….. 5
3. Долгосрочное планирование для России …………………………………...……... 6
Заключение ……………………………………………………………………………... 9
Список использованных источников…………………………………….. …………..10
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ………………………………………………………………………………
1. Система государственного стратегического планирования ………………………4
2. Задачи стратегического планирования …………………………………………….. 5
3. Долгосрочное планирование для России …………………………………...……... 6
Заключение …………………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………….. …………..10
ВВЕДЕНИЕ
Для России главной целью является снижение влияния негативных факторов на социально-экономические процессы, я также стимуляция воздействия позитивных.
Важное значение в этом процессе играет планирование и прогнозирование, позволяющее предвидеть возможности и последствия всех изменений. В условиях рыночных отношений государство может прямо и косвенно воздействовать на экономику.
Планирование заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.
Проблема планирования экономического и социального развития страны относится к числу перманентно актуальных тем экономической науки. Ей было посвящено огромное количество научной и научно-методической литературы советского периода. Несмотря на колоссальный опыт, накопленный за время развития плановой экономики в СССР, такие компоненты системы планирования, как система плановых и отчетных показателей, степень охвата планами субъектов и предметов планирования, механизмы составления, согласования и корректировки планов, логика планирования, методы анализа и обеспечения плановой сбалансированности, механизмы стимулирования субъектов и объектов планирования, и многие другие оставались предметами острых дискуссий вплоть до последних месяцев существования СССР. По сути дела, те же вопросы стоят и сейчас, несмотря на принципиально иной характер российской экономики и серьезные перемены в российском социуме.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
В последнее время в бизнесе и государственном управлении всё чаще некоторые используют словосочетание «стратегическое планирование», под которым понимается некоторое желаемое состояние развития экономики государства на 20 или даже 50 лет[2]. Стратегическое планирование есть результат расчёта плана (траектории) наилучшего использования национальных ресурсов сейчас для максимального ускорения движения в желаемом направлении.
Стратегическое планирование становится необходимым элементом управления в условиях набирающих скорость перемен, происходящих в экономике и обществе. Современная экономика требует перехода от административного иерархического планирования к стратегическому планированию. Поиск нового качества и содержания в планировании социально-экономического развития муниципальных образований привел к появлению новых форм и методов этой деятельности.
Система государственного стратегического управления позволяет:
- формирование долгосрочных приоритетов деятельности государства в области социально-экономического развития, позволяющих частным компаниям снизить риски, в том числе при принятии долгосрочных инвестиционных решений;
- развертывание долгосрочных решений (со сроком реализации 7 и более лет) в комплекс средне- и краткосрочных задач, согласованных между собой;
- балансировку планируемых действий, требующих значительных организационных и ресурсных затрат (проекты в энергетике, транспорте, демографии, национальной безопасности, в сфере развития человеческого потенциала);
- ориентированность субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на деятельность в соответствии с поставленными долгосрочными целями;
- увязку принимаемых в процессе государственного стратегического управления решений с бюджетными ограничениями, определяемыми как на среднесрочную, так и на долгосрочную перспективу;
- мониторинг реализации принимаемых решений.
ЗАДАЧИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Основными задачами, решаемыми Министерством при осуществлении стратегического планирования, являются:
- формирование системы стратегического управления;
- разработка и мониторинг реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации;
- мониторинг проектов по реализации основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации[3].
На сегодняшний день стратегический характер приобрела деятельность, направленная на преодоления кризисных явлений в экономики. В этом направлении в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведётся активная работа по мониторингу мер, направленных на оздоровление экономики.
Эффективное функционирование системы стратегического управления особенно актуально в период финансового кризиса и дефицита Федерального бюджета. Формирование системы государственного стратегического управления позволит изменить подход к среднесрочному прогнозированию, увязать его с прогнозированием долгосрочных тенденций развития, обеспечить координацию разработки, реализации долгосрочных стратегий и программ развития Российской Федерации в целом, а также отдельных регионов и секторов экономики, их взаимную увязку по целям, срокам и мероприятиям. Кроме того, данная система предполагает развитие механизмов «управления по результатам», обеспечивающих четкую взаимосвязь между результатами деятельности органов государственной власти и бюджетными средствами, выделенными на их достижение.
ДОЛГОСРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ РОССИИ
Долгосрочное планирование для России процесс относительно новый, чего не скажешь о ряде стран с уже успешно действующей системой стратегий. Таковыми являются, например, страны Европейского союза, где планирование уже на протяжении долгого времени строится семилетними циклами. Для развития стратегического планирования "помимо законодательной базы, очень важно иметь в виду практическое осуществление положений". Долгосрочная система предполагает и достаточно длительный по времени этап становления.
Со второй половины 2009 г. в большинстве развитых стран, испытывавших в 2008-2009 гг. серьезный спад, стали наблюдаться признаки возобновления экономического роста. А в ряде крупных развивающихся стран, таких как Китай, Индия, экономический рост вообще не прекращался. Россия пережила активные фазы кризиса гораздо труднее, чем ее «компаньоны» по БРИК и даже чем многие развитые страны Запада. Тем не менее и у нас, судя по параметрам экономической динамики в конце 2009 г. и в 2010 г., стагнация уже позади, что побуждает к более активным действиям стратегического порядка.
Основным долгосрочным ориентиром для страны остается Комплексная программа социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. Конкретные показатели, заложенные в этот документ (см. гл. 3), в результате кризиса подвержены определенной корректировке, вместе с тем принципиальные ориентиры по большинству направлений, связанных с переходом на инновационный социально ориентированный путь развития, нисколько не потеряли своей актуальности и для посткризисного времени[1].
Конкретизацией данного курса является выдвинутая Президентом России в 2009 г. программа всесторонней модернизации и технологического обновления экономики страны. При этом впервые четко на высшем уровне обозначены главные приоритеты намеченного технологического прорыва. Это: энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки новых видов топлива; ядерные технологии; космические технологии, прежде всего связанные с телекоммуникациями, включая ГЛОНАСС и программу развития наземной инфраструктуры; медицинские технологии, прежде всего диагностическое оборудование, а также лекарственные средства; стратегические информационные технологии, включая вопросы создания суперкомпьютеров и разработки программного обеспечения. Принято решение создать под Москвой (в Сколково) ультрасовременный научно-технологический комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий.
Слабым местом по-прежнему является обеспечение соединения прогнозов и научно-технологических разработок с тем, что касается широкого воплощения соответствующих инновационных решений в практику. Не заметны какие-либо сдвиги по использованию механизмов стратегического и индикативного планирования для осуществления прорывов на базе прогнозов и разработок ученых в приоритетных отраслях экономики[1].
Для того чтобы повысить уровень концентрации ресурсов на реализации приоритетных направлений, в Правительстве прорабатываются предложения по изменению порядка государственного финансирования Федеральных целевых программ (ФЦП) в разрезе министерств и агентств. Программа повышения эффективности бюджетных расходов, предлагаемая Минфином РФ, предполагает переход от функциональной классификации расходов к программно-целевой. Основой бюджета должны стать государственные программы. В них имеется в виду определять цели, задачи, основные направления и инструменты госполитики в определенной сфере или отрасли. В состав программ должны войти и ФЦП. Ведомственная структура расходов при этом исчезнет — в бюджете не будет указываться, сколько средств выделено каждому из ведомств. Внедрить новые принципы Минфин готов уже в 2012 г., но не исключено, что в эти замыслы будут внесены изменения, поскольку со стороны Минэкономразвития и ряда других правительственных структур выдвигаются возражения против многих пунктов предложений Минфина.
Крайнюю актуальность приобрела на этапе посткризисного развития задача целенаправленной модернизации производственного аппарата страны. За годы рыночных трансформаций коэффициенты обновления основных производственных фондов в промышленности и других отраслях национального хозяйства упали в несколько раз, так что теперь возрастные характеристики оборудования стали запредельно опасными. Должны быть интенсифицированы процессы инвестирования развития с особым контролем за теми их частями, которые связаны с обновлением активной части основных производственных фондов в базисных отраслях экономики.
У России на этапе выхода из кризиса практически нет альтернативы наступательному инновационному варианту экономической политики. Нужно сделать все возможное для того, чтобы воспользоваться «преимуществами отставшего» в технологической гонке игрока, преимуществами страны, имеющей наибольший диапазон в выборе решений по модернизации своей экономической системы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из важнейших социально-экономических целей государства является экономический рост. Он измеряется с помощью показатей реального ВВП в целом и на душу населения.
Введение стратегического планирования как систематической процедуры формирования, реализации и корректировки стратегических планов позволяет существенно увеличить плотность институционального пространства страны и, как следствие, вклад институциональной составляющей в ее социально-экономическое развитие.
Все это вместе ставит перед современными исследователями актуальную задачу развития теории и методологии системного стратегического планирования, учитывающего сложность и взаимозависимость социально-экономических объектов, процессов, проектов и сред в сегодняшнем мире.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Учебник. — Москва: Экономика. — 604 с., 2011
2. Википедия. Свободная энциклопедия. Режим доступа:
http://www.ru.wikipedia.org/
3. Официальный Интернет-ресурс Министерства экономического развития Российской Федерации, 2013. Режим доступа:
http://www.economy.gov.ru/
Информация о работе Система государственного стратегического планирования