Системный подход к разработке управленческих решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

В условиях перехода экономики нашей страны к фазе устойчивого экономического роста возрастает роль научного подхода в повышение эффективности управления организацией и разработке управленческих решений. Главным фактором научного подхода к совершенствованию управления является исследование систем управления. Применение системного подхода к управлению позволяет выработать стратегию развития организации, обосновать планы и управленческие решения, осуществлять контроль за их выполнением, выявлять резерв повышения эффективности деятельности организации, оценивать результаты функционирования организаций, их подразделений и работников.

Содержание работы

-Введение.

Принципы и задачи системного подхода к разработке и реализации управленческих решений.

1.1Основные свойства систем управления.

1.2Сущность и требования системного подхода.

1.3Общая характеристика проблемы как системы.


Механизм реализации системного подхода при принятии управленческих решений.

2.1Процедуры системного подхода при разработке и реализации управленческих решений.

3. Структуризация процесса разработки управленческих решений (на примере торговой или обслуживающей организации) - Применение системного анализа в разработке управленческих решений на примере анализа принятия решений по благоустройству г. Алатырь.

-Заключение.

-Список литературы.

Файлы: 1 файл

!!! контр. методы принят.упр. решений работы.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

13

Процедура системного анализа определяется следующими принципами:

- определять цели;

- количественно оценить все ключевые факторы, относящиеся к решению поставленной задачи;

- определить экономические последствия каждой рассматриваемой альтернативы.

Разграничение методов исследования операций и системного анализа имеет определенное методологическое значение. Исследование операций предполагает изучение целенаправленных действий и процессов, поддающихся логико-математической формализации, что на практике непосредственно увязывается с количественными методами.

 

 

 

 

 

 

 

3. Применение системного анализа в разработке управленческих решений на примере анализа принятия решений по благоустройству г. Алатырь.

 

Принятие решений в системе муниципальной власти имеет свои особенности, связанные главным образом с тем, что вынесенный вариант решения должен быть не только эффективным, но и признанным большинством населения, а также отвечать критериям легитимности и справедливости. Центральными субъектами, участвующими в подготовке и принятии решений на муниципальном уровне является представительный орган власти. В сферу принятия таких решений входят вопросы выбора приоритетных направлений социально-экономического развития муниципального образования, защиты интересов его жителей, поддержки и развития ее ключевых институтов и пр. На муниципальном уровне главными инициаторами в принятии решений местного значения также выступают представители основных ветвей власти, локализованных в том или ином территориальном образовании. Решения, принимаемые органами власти, предопределяют реализацию различных направлений муниципальной политики, разделенных по основным функциональным блокам: политические, экономические, правовые, этические, технические и т.д.

Порядок в принятии управленческого решения администрацией г. Алатырь включает, как правило, прохождение следующих стадий

14

1) описание проблемной ситуации;

2) формулировка проблемы, требующей разрешения;

З) предварительный анализ, выдвижение гипотез;

4) установление целей и задач;

5) определение критериев;

б) поиск, анализ и сопоставление альтернатив, вариантов решений

7) оценка риска;

8) выбор оптимального варианта  решения;

9) разработка плана реализации принятого решения.

Непременным условием принятия решения в муниципальном образовании является обязательный учет мнения населения, формированный в перечень необходимых организационных обеспечивающих обоснованность в целесообразности принимаемых решений. Данное условие полнее всего может быть обеспечено путем разработки соответствующего закона, предусматривающего процедуру принятия решения Советом народных депутатов с соблюдением всех демократических принципов. Важнейшим средством в принятии решений представительными органами власти является регламент. Регламент включает перечень предписаний, позволяющих определить порядок в принятии управленческих решений на базе структуры администрации в границах выделенных в нем полномочий и распределении ответственности между индивидуальными членами. Основными элементами регламента являются порядок созыва сессий Совета народных депутатов Козловского района; полномочия депутатов; определение субъектов законодательной инициативы; порядок обсуждения законодательных инициатив и их принятия (чтения); порядок применения права вето. Регламенты имеют несколько разновидностей: регламент проведения совещаний и сессий, регламент прохождения документов и регламент принятия решений. Регламент проведения совещаний и сессий призван упорядочить работу на крупных представительных мероприятиях с точки зрения организации работы и экономии рабочего времени. Структуру регламента составляют несколько разделов, среди которых: общие положения; планирование работы; организационные мероприятия. Организационные мероприятия, в свою очередь, включают в себя следующие составляющие:

- порядок подготовки вопросов;

- порядок проведения организационных мероприятий;

15

- определение полномочий участвующих в организации субъектов;

- порядок проверки реализации полномочий;

- время, отводимое на доклады и выступления;

- ведение протоколов;

- публикация регламента;

- порядок изменения регламента.

Регламент принятия решений определяет порядок в подготовке и принятии решений между управленческими уровнями и рядами. Регламент принятия решений включает в себя следующие разделы:

- Структуру административных органов;

- Полномочия должностных лиц;

- Порядок выбора должностных лиц;

- Текущую деятельность по координации (образование комиссий и рабочих групп);

- Распределение финансовых потоков.

Управление экологическими процессами на городских территориях принадлежит к одной из приоритетных задач в сфере муниципального управления. Особенно эта задача актуальна для г. Алатырь в связи с развитием в районе туризма, успех которого зависит от экологического благополучия района. Среди наиболее актуальных экологических проблем, реализуемых в практике самоуправления г. Алатырь, следует выделять такие, как уборка мусора и твердых бытовых отходов, загрязнение городской среды стационарными и мобильными источниками, озеленение и благоустройство городской среды. Подход к управлению экологическими процессами на городской территории представляется весьма сложным и может быть реализован лишь при одновременном учете, как социальных факторов окружения человека, так и природных, а это возможно только при использовании системного подхода. Разработка ряда решений по благоустройству г. Алатырь, принятых в 2007г., основывалась именно на применении системного подхода. Это решения о проведении озеленительных мероприятий, посвященных празднованию Дня Республики в г. Алатырь, решения о реконструкции памятников культуры и архитектуры, а также решения о поддержке природоохранных объектов. К разработке решений по благоустройству привлекались специалисты по природопользованию. В процессе разработки решений они рассматривали городскую среду как сложную систему, на восприятие которой его жителями которую влияют

16

внутренние и внешние факторы среды. К внутренним факторам среды относятся доход, качество жизни жителей города, состояние домохозяйств. Внутренние факторы выступают главным объектом воздействия со стороны местных властей. К внешним факторам среды для жителей города относятся характеристики жилища (местоположение, техническое состояние здания), характеристики двора (его благоустройство, озеленение, состояние внутридворовых дорог, наличие спортивных и детских площадок), особенности города (размер, плотность населения, транспортная доступность). Исходя из этого, разработка решений проходила на основе активного участия жителей. Использовалась такая форма работы с населением как опрос, по результатам которого формулировались предложения для решения общественно значимых проблем благоустройства города. Опрос показал, что население считает туризм перспективным направлением развития г.Алатырь и признает необходимость проведения мероприятий по благоустройству города с целью привлечения туристов. В связи с этим особую актуальность приобретали мероприятия, освященные празднованию Дня Республики, так это позволяло повысить престиж города и показать его с лучшей стороны перед многочисленными гостями праздника. Выявленное в ходе опроса мнение жителей использовалось местными органами власти в процессе разработки решений. Значительную роль в разработке решений отводилась информатизации процесса управления. Благодаря информатизации местные органы власти обобщили информацию о ситуации в районе. Были использованы информационные базы, содержащие сведения о социально-демографических характеристиках граждан, общественных организациях, потреблении ресурсов, экологическом состоянии в районе и др. Результатом анализа всех вышеперечисленных факторов стали решения о проведении работ по дальнейшему развитию общественной инфраструктуры (социально-культурной, инженерной, транспортной), улучшению архитектурного облика и повышению качества застройки города, а также по его благоустройству и озеленению. К реализации мероприятий привлекались муниципальные предприятия, общественные организации, частные предприниматели и др.

Основными критериями оценки проведенных работ являлись:

-достигнутые успехи и намечаемые  планы и программы развития  и формирования объектов общественной  инфраструктуры, благоустройства и  озеленения населенных пунктов, в том числе за счет собственных ресурсов муниципального образования;

-наличие утвержденной градостроительной  документации (схем градостроительного  планирования развития территорий, генеральных планов), утвержденных  правил застройки и землепользования, правил благоустройства и другой нормативно-правовой документации,

17

регламентирующей градостроительную деятельность на территории населенных пунктов;

-обеспеченность населения зелеными  насаждениями (кв.м на 1 жителя населенного  пункта по отношению к нормативным  требованиям);

-обеспеченность улично-дорожной  сети населенных пунктов твердым покрытием (в процентах) от общей протяженности улично-дорожной сети населенных пунктов;

-состояние и качество благоустроенности  населенных пунктов (фактическое  выделение средств из всех  источников на одного жителя  населенного пункта на проведение работ по благоустройству населенного пункта);

-обеспеченность придомовых территорий  детскими игровыми и спортивными  площадками (по отношению к нормативным  требованиям в процентах);

-качество архитектурно-планировочной  организации территории и архитектурно-художественного облика населенных пунктов, наличие современных индивидуальных архитектурных комплексов или отдельных зданий;

-сохранение историко-культурного  и природного наследия;

-состояние и качество объектов  культуры, спортивных сооружений, помещений для организации выставок, ярмарок и др. массовых мероприятий, намеченные объемы строительства и реконструкции указанных объектов;

Оценка мероприятий, посвященных празднованию Дня Республики в г. Алатырь, включала следующие моменты: опрос ответственных за проведение мероприятий по озеленению, оценку результатов проделанной работы, фото- и видеосъемку результатов, обобщение полученных данных, создание фотогалерии ля размещения на сайте г. Алатырь.

Опрос ответственных за проведение мероприятий по озеленению территорий муниципальных учреждений, показал, что эти мероприятия занимали особое место в подготовке празднования Дня Республики. Поэтому работники муниципальных учреждений подошли к ним со всей возможной ответственностью. В мероприятиях по озеленению были задействованы практически все. Были проведены субботники, во время которых работники муниципальных учреждений занимались уборкой территорий и высадкой зеленых насаждений. Особое внимание уделялось ландшафтному дизайну территорий. За поставку саженцев и семян культурных растений отвечал главный специалист по вопросам природопользования и охраны окружающей среды г. Алатырь.

18

Если говорить отдельно о каждом учреждении, то особого внимания заслуживает деятельность педагогов и учащихся средней общеобразовательной школы № 2. Новое здание школы было построено недавно и пущено в эксплуатацию в прошлом году, поэтому территория, прилегающая к школе, нуждалась мероприятиях по озеленению. Усилиями учителей и учащихся школы на ее территории были высажены саженцы елей, посеяна газонная трава, разбиты клумбы. В данный момент территорией, нуждающейся в облагораживании является только футбольное поле, на котором необходимо посеять газонную траву. Также значительные усилия по облагораживанию территории приложили работники администрации. Клумбы перед зданием администрации, на набережной и у аллеи героев созданы их руками. Стоит отметить, что клумбы создавались по всем правилам ландшафтного дизайна с привлечением компетентных специалистов. Кроме клумб на площади перед зданием администрации и возле памятника героям высажены обычные и голубые ели. Большая работа проделана в центре города. Перед фасадами немуниципальных учреждений также были посажены зеленые насаждения, ответственность за сохранение которых возложена на руководителей учреждений. Также мероприятия по озеленению были проведены на территории других учреждения и общественных мест г. Алатырь. Эти мероприятия получили высокую оценку президента ЧР Н.В.Федорова, приезжавшего с визитом в г. Алатырь на День Республики. Были сделаны фотоснимки результатов мероприятий по озеленению, отснят видеоматериал. Фото и видеоматериалы после необходимого редактирования и обработки были размещены на сайте администрации г. Алатырь в виде фотогалерии.

Таким образом, применение комплексного подхода к разработке решений по благоустройству г. Алатырь позволило повысить эффективность принятых решений и улучшить качество их оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Заключение

В современном мире все более отчетливо проявляются тенденции повышения неопределенности, сложности и взаимозависимости факторов, влияющих на процесс управления. Резко возрастает объем информации во всех областях знаний. Это повышает уровень требований к современному специалисту, особенно в такой сложной и динамично развивающейся сфере как управление социально-экономическими системами. Для эффективного решения задач, стоящих перед современным специалистом в области управления необходимо обладать рядом специфических знаний и навыков. Среди них можно выделить:

- умение четко  определять цели своей деятельности;

- навыки формализации  и структурирования проблем предметной  области;

- умение анализировать  модели различных типов с применением  адекватных методик и управленческих  инструментов;

- понимание определяющих  факторов, влияющих на развитие  ситуации;

- умение принимать  обоснованные управленческие решения  в условиях неопределенности.

Решение сложных задач требует от менеджера развитого системного мышления. Особенно это актуально для принятия решений в сфере государственного и муниципального управления. В практической деятельности без учета взаимного влияния разнородных факторов невозможно принятие качественных управленческих решений. В этих условиях незаменимым становится применение системного подхода к

разработке управленческих решений. Системный подход к разработке управленческих решений органами государственного и муниципального управления характеризуется тем, что он:

- применяется  для решения таких проблем, которые  не могут быть поставлены и  решены отдельными формальными  методами;

- использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа, направленные на активизацию использования интуиции и опыта специалистов различных областей знаний;

- объединяет разные  методы с помощью единой методики.

Практическое применение системного подхода к разработке управленческих решений было рассмотрено на примере анализа принятия решений по благоустройству г. Алатырь.

Таким образом, системный подход к разработке управленческих решений оказывает существенное влияние на совершенствование методов управления, разработку управленческих структур, совершенствование методов оценки социально-экономической эффективности мероприятий. В будущем планируется более широкое распространение системного подхода как «образа мышления» на все процессы разработки управленческих решений в системе государственного и муниципального управления.  

 

 

20

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Интернет ресурс allbest.ru.
  2. Муниципальное управление - Шумянкова Н.В: Учебное пособие     (стр. 4-5).
  3. Система муниципального управления: Учебник для вузов. Под редакцией В.Б. Зотова (стр. 5-7).
  4. Системный анализ в менеджменте: Учеб. Пособие/ В.Н. Попов, В.С. Касьянов, Н.П. Савченко; под ред. В.Н. Попова. - М.: Кнорус (стр. 8).
  5. Теория управления: учебник - изд. 3-е, доп. и перераб.; под общ. ред. А.Л. Гапотенко, А.П. Панкрухина. (стр. 9-13).
  6. Официальный сайт г. Алатырь. http://love-alatyr.ucoz.ru (стр. 13-18)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Системный подход к разработке управленческих решений