Слухи и бизнес

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2013 в 16:01, реферат

Описание работы

Метод использования слуха уже имеет за собой не только теорию, но и долгий опыт практического использования. Слухи активно используются в сфере бизнеса.
Таким образом, слухи являются эффективным средством неформальной стихийной или организованной коммуникации. Они широко используются в системе информационно-психологического противодействия политических, военных, коммерческих и других сил. Слухи могут приносить пользу, а могут нанести непоправимый ущерб.

Содержание работы

Введение
Раздел 1. Понятие и классификация слухов
Раздел 2. Слухи в сфере бизнеса
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 28.14 Кб (Скачать файл)

 

План:

 

Введение

Раздел 1. Понятие и классификация слухов

Раздел 2. Слухи в сфере бизнеса

Заключение

Библиографический список

 

 

 

Введение

 

Вряд ли, в мире найдется хотя бы один человек, не сталкивающийся со слухами! Если только это не тибетский  монах-отшельник, с младенчества не общающийся с людьми, или же Маугли. Все остальные шесть миллиардов человек являются распространителями и объектами слухов (где одно не исключает другого).

Устное распространение  информации по неофициальным каналам  играет значительно большую роль в жизни человека, чем это представляется на первый взгляд. Так, к примеру, опросы, проведенные после убийства Кеннеди, показали, что 50% опрошенных узнали о случившемся от других людей, а не из сообщений средств массовой коммуникации. Приобщенность к слухам не зависит ни от профессии, ни от возраста, ни от религиозных пристрастий.

Слухи играют важную роль в  формировании общественного мнения, имиджа личности, организации. Они могут  усугубить панику (например, перестроечный  дефицит, когда люди массово закупали сахар, спички и другие продукты, даже если дома уже не хватало места, чтобы  все это складировать), дезорганизовать  работу фирмы или предприятия, скомпрометировать  человека, органы власти или правоохранительные органы, торговые марки и бренды.

Слухи – как ноу-хау  и весьма эффективное средство проведения любой PR- кампании – интегрировались  в новые методы продвижения бренда.

 

Раздел 1. Понятие и классификация слухов

 

Слухи довольно давно выделились в самостоятельную категорию  информационных сообщений и начали использоваться в целях идеологической и политической борьбы, особенно в  войнах. Сегодня, говоря о слухах, даже специалисты в области РR, подразумевают разные вещи. Поэтому, попробуем для начала определиться в понятиях, и предложить несколько различных подходов к определению (описанию) слухов.

«Слух – это особая, обычно недостоверная информация (и/или  искажающая форма передачи любой  информации), распространяющаяся исключительно  в устной форме, как бы «по секрету», «из уст в уста», и функционирующая  исключительно в слуховой форме»1.

Слухи – это «массовидное явление межличностного обмена искаженной, эмоционально окрашенной информации. Чаще всего слухи возникают при отсутствии полной и достоверной информации по какому-либо интересующих людей вопросу»2.

«Слухи – специфический  вид коммуникации межличностной, в  процессе коей сюжет, в известной  мере отражающий некоторые реальные или вымышленные события, становится достоянием обширной диффузной аудитории»3.

Наиболее полное определение  слуха дает А.В. Оболонский: «Слух есть некая разновидность информации, которая распространяется исключительно по неформальным каналам и направлена на удовлетворение некоей реальной информационной потребности, не удовлетворяемой иными способами, коллективная попытка найти ответ на некий актуальный вопрос в условиях дефицита информации»4.

Специфической особенностью слуха выступает анонимность  его источника, создающая видимость  достоверности и тайны сообщаемых сведений. Тем не менее, передаваясь  по неформальным каналам, он способен изменить настроение электората и сместить предпочтения избирателей, при условии, что данная информация будет значима  для большого количества людей. Воздействие  слухов подобно цепной реакции - восприятие слухов избирателем вызывает потребность  в его дальнейшем распространении. Дело в том, что логическая структура  слуха не позволяет прояснить  ситуацию и ставит перед избирателем  новые вопросы, заставляя обсуждать  слух с другими людьми.

Слухи бывают разными, и соответственно существует множество оснований, по которым можно их классифицировать.

По информационной характеристике выделяют слухи абсолютно недостоверные, частично недостоверные (с элементами правдоподобия), правдоподобные слухи.

По степени влияния  на психику людей слухи делят  на:

1. Будоражащие общественное мнение, но не вызывающие явно выраженного антиобщественного поведения отдельных лиц или целых групп.

2. Вызывающие антиобщественное поведение среди некоторой части определенных социальных групп.

3. Нарушающие социальные  связи и организационно-управленческие  отношения между людьми, вызывающие  массовые беспорядки, панику и  т.д.

Сергей Беззубцев классифицирует слухи по следующим позициям5:

По происхождению. Несмотря на стихийный характер распространения  слухов, их случайным возникновение  бывает далеко не всегда. Воздействовать на аудиторию можно подбирая «интересные» сообщения или путем создания искусственного интереса, поскольку неинтересные сообщения не получают своего распространения. Поэтому разделить слухи можно на «спонтанные» и «сфабрикованные».

Спонтанный слух может  быть поддержан и использован  различными коммуникаторами с определенной выгодой.

По степени опасности. Последствия слухов могут носить различный характер и обладать как  позитивным, так и негативным эффектом. Но чаще слухи носят негативный характер, что является следствием нарастания недовольства, повышенной тревожности  и настороженности.

По пространственным характеристикам. По масштабам территориального пространства, которое охватывает слух, можно говорить о локальных, региональных, национальных и межнациональных уровнях функционирования слуха.

К локальным слухам относятся  все потоки неформальной коммуникации, ограниченные относительно небольшой  социальной группой. К ним можно  отнести информацию, циркулирующую  в рамках малых групп; корпоративные  слухи(в рамках организации); слухи в бизнес-среде (то, чем живет вся отрасль, рынок); глобальные(слухи, попадающие в поле организации извне, из макросоциума, в который включена компания).

На каждом уровне механизмы  возникновения слухов могут быть одни и те же. Однако по мере укрупнения пространственной единицы все большее  значение начинают играть не личные, а  массовые коммуникации — информационные агентства, средства массовой информации, теле- и радиопередачи, Интернет и  т. д.

 

Раздел 2. Слухи в сфере бизнеса

 

Представить бизнес без существования  слухов практически невозможно: позитивные или негативные, они в любом  случае повышают узнаваемость компании и интерес к ней. Нельзя отрицать и тот факт, что они формируют  взаимоотношения между игроками рынка и потребителями, которые, в зависимости от направленности слухов, могут либо резко улучшиться, либо, наоборот, дойти до разрыва. Еще  в древности народная молва зачастую шла впереди каравана, и если о  купце говорили, что он нечестен или его товар не отличается качеством, то на успех рассчитывать уже не приходилось.

К сожалению, гораздо легче поверить негативным слухам, чем позитивным. Поэтому заработать себе очки, очернив конкурента, довольно легко.

В бизнес эта практика пришла из политики: современные предвыборные технологии настолько тесно срослись со слухами, что избиратель зачастую не понимает, где правда, а где  вымысел.

Большим компаниям со слухами приходится сталкиваться довольно часто. Небольшие компании в борьбе за свою долю рынка нередко применяют методы очернения более крупных конкурентов.

При всей видимой коварности слухи отнюдь не всегда являются отрицательным явлением. У них есть два неоспоримых достоинства: во-первых, слухи являются древнейшим и очень эффективным способом передачи информации, а во-вторых, выполняют роль идеальной лакмусовой бумажки потенциальных проблем, так как не возникают на пустом месте и редко бывают совершенно неправдоподобными. Оба эти свойства слухов научились плодотворно эксплуатировать в области бизнеса и политики.

Само распространение  слуха активно используется в рекламе и PR6. Специалистами разработано немало методов «запуска» желательных слухов, способных послужить дешевым и эффективным средством продвижения товара, повышения спроса на него, установления положительного «народного» образа торговой марки, фирмы или отдельных лиц и т. д. В арсенале пиарщиков — случайные оговорки должностных лиц, организованная утечка информации в СМИ, распространение информации в Интернете, с помощью сотовых телефонов. Немного фантазии и смекалки — и слухи, при уважительном и осторожном к ним отношении, становятся замечательным дополнением к традиционным средствам рекламы и PR. Главное при этом — помнить, что подобное взращивание слухов должно соответствовать единому требованию — безопасности для интересов отдельной личности, общества и государства.

По системе слухов можно  проводить и своеобразные социологические  исследования. Распространив информацию о каких-то значимых изменениях в  жизни компании, потом можно собрать  богатый урожай комментариев и прочувствовать настроения, с которым встречают  данную информацию коллеги. При положительном эффекте нововведению смело нужно давать зеленый свет, при отрицательном же совсем не поздно пересмотреть намеченные планы.

 Слухи позволяют также  создавать мифы о фирме: гуманности, прогрессивности ее позиции, уникальности  сотрудников, деловых и человеческих  качествах руководства и т.  д.

Хороший, выгодный слух - это практически полезно. Особенно при грамотном и своевременном отмывании его от анонимности и бездоказательности, превращении в убедительную информацию. Такие вещи практикуются, хотя нечасто.

Здесь есть два варианта: либо это слух о самой компании, либо - о конкуренте. Многие организации  умело используют негативные слухи  о конкурентах в своих рекламных  кампаниях, подчеркивая собственные  сильные стороны.

В целях доведения информации до целевых аудиторий не исключена  и ее спонтанная, а на самом деле спровоцированная или сознательно  предусмотренная "утечка", позволяющая  достигать желаемого эффекта.

Слух будет работать на компанию, если он интересен. А слух, как и ложь, чем нереальнее и  глобальнее, тем легче запоминается. Причем, он создает покров загадочности вокруг компании, что в некоторых случаях (и при определенной аудитории) действует лучше любой рекламы. Лучше хоть какая-то информация, чем полная тишина. Главное - проанализировать причины появления слуха (если он не исходит из самой компании) и правильно оценить его возможные последствия.

 

Заключение

 

Слухи являются важным фактором формирования общественного мнения, имиджа личности, организации. На фоне слухов может порождаться паника, они зачастую серьёзно компрометируют органы государственного управления, способствуют политической дестабилизации общества. Таким образом, слух –  это довольно мощный коммуникативный  инструмент, что заставляет задуматься о его использовании более  серьезно.

Метод использования слуха  уже имеет за собой не только теорию, но и долгий опыт практического использования. Слухи активно используются в сфере бизнеса.

Таким образом, слухи являются эффективным средством неформальной стихийной или организованной коммуникации. Они широко используются в системе  информационно-психологического противодействия  политических, военных, коммерческих и  других сил. Слухи могут приносить  пользу, а могут нанести непоправимый ущерб.

 

Библиографический список

 

  1. Беззубцев С. А. «Слухи, которые работают на вас», СПб.: Изд-во Питер, 2003.
  2. Головин С. Ю. сост. Словарь практического психолога.- Минск: 1998.
  3. Ольшанский Д. В. Политическая психология. «Питер». 2002.
  4. Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1984.
  5. Богус И., Куликов Е., Использование слухов в PR деятельности (на примере рынка телекоммуникационных услуг) // Журнал Маркетинг, 2006 г.
  6. Ситников А.П., Пацынко С.В., Гришин Е.В. Слухи и их влияние на электоральное поведение // Философские науки, №7. 2007.
  7. http://delovoymir.biz/ru/columns/1622/

1 Ольшанский Д. В. Политическая психология. «Питер». 2002.

2 Платонов К. К. Краткий словарь системы психологических понятий. – М.: Высшая школа, 1984.

3 Головин С. Ю. сост. Словарь практического психолога.- Минск: 1998.

4 Ситников А.П., Пацынко С.В., Гришин Е.В. Слухи и их влияние на электоральное поведение // Философские науки, №7. 2007.

5 Беззубцев С. А. «Слухи, которые работают на вас», СПб.: Изд-во Питер, 2003.

6 Богус И., Куликов Е., Использование слухов в PR деятельности (на примере рынка телекоммуникационных услуг) // Журнал Маркетинг, 2006 г. –C. 26.


Информация о работе Слухи и бизнес