Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 01:39, контрольная работа
Стратегическое планирование, являясь важнейшей функцией управления предприятием, в значительной степени основывается на анализе рыночной среды, относящегося к сфере маркетинга. Стратегическое планирование -- это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами в рыночной среде. Оно опирается на формулировку миссии — главной цели предприятия на рынке, изложение целей и задач, хозяйственный портфель и стратегию роста.
В чем смысл стратегического анализа?
Стратегическое планирование, являясь важнейшей функцией управления предприятием, в значительной степени основывается на анализе рыночной среды, относящегося к сфере маркетинга. Стратегическое планирование -- это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями предприятия, его потенциальными возможностями и шансами в рыночной среде. Оно опирается на формулировку миссии — главной цели предприятия на рынке, изложение целей и задач, хозяйственный портфель и стратегию роста.
Стратегическое планирование реализуется последовательно в первые шесть этапов стратегического управления, замкнутый цикл которого состоит из восьми основных этапов:
—> Формулировка миссии предприятия -> Постановка целей -> Оценка и анализ внешней среды -> Управленческое обследование предприятия -> Анализ стратегических альтернатив -> Выбор стратегии -> Реализация стратегии -> Оценка стратегии ->.
Стратегический анализ как средство обоснования управленческих решений включает: 1) анализ внешней среды; 2) управленческое обследование предприятия; 3) анализ стратегических альтернатив. Он завершается выбором стратегии.
Стратегический анализ — это средство преобразования базы данных, полученных в результате анализа среды, в альтернативные стратегические планы развития компании.
К инструментам стратегического анализа относятся:
• формальные модели и количественные методы, наиболее широко применявшиеся в 70—80-е годы XX в. компаниями развитых стран;
• самостоятельный творческий анализ, основанный на специфике данной компании, аналитических и интуитивных способностях менеджеров и плановиков.
Формальные методы и модели
в определенной степени утратили
свою популярность в 80-е годы. Однако
это не означало отказ от них, а
выразилось в том, что сегодня
методы стратегического анализа
применяют с большей
Стратегический анализ может быть разделен на два основных этапа:
1) сравнение намеченных фирмой ориентиров и реальных возможностей, создаваемых деловой средой, анализ разрыва между ними;
2) анализ возможных вариантов
будущего состояния фирмы,
Когда стратегические альтернативы определены, фирма приступает к завершающему этапу разработки стратегии — выбору определенного варианта стратегии и подготовке стратегического плана.
Анализ разрыва. Конкретное применение анализа разрыва означает:
• определение основного интереса фирмы, выраженного в терминах стратегического планирования (например, в увеличении числа продаж);
• выяснение реальных возможностей фирмы с точки зрения текущего состояния деловой среды и предполагаемого ее будущего состояния (через 3 или 5 лет);
• определение конкретных
показателей стратегического
• установление разницы между показателями стратегического плана и возможностями, диктуемыми реальным положением фирмы;
• разработка специальных программ и способов действий, необходимых для заполнения разрыва.
Другой способ анализа разрыва — определение разницы меж-.IV наиболее высокими ожиданиями и самыми скромными прогнозами. Например, если высшее руководство рассчитывает на реальную ставку оборота на' вложенный капитал в 20%, но анализ доказывает, что наиболее реалистичной величиной будет 15%, требуются обсуждение и принятие мер по восполнению разрыва в 5%. Это можно произвести несколькими способами, например:
• за счет роста производительности, обеспечивающей достижение желаемых 20%;
• за счет отказа от более амбициозных планов в пользу 15%;
• путем упования на улучшение ситуации в соответствии с одним из лозунгов планирования: «Минимум усилий и больше доверия естественному ходу вещей».
Анализ динамики издержек и кривая опыта.
Модель связывает определение
стратегии с достижением
Снижение затрат при увеличении объема производства обусловлено комбинацией следующих факторов:
• преимущества в технологии,
возникающие с расширением
• обучение на опыте наиболее эффективным способам организации производства;
• эффект экономии на масштабе.
В соответствии с кривой опыта основным направлением стратегии фирмы должно стать завоевание наибольшей доли рынка, поскольку именно у крупнейшего из конкурентов появляются возможности достижения самых низких единичных издержек и, следовательно, самых высоких прибылей.
Погоня за доминированием на рынке как стратегический императив оправдывает себя в случае быстрорастущих рынков, дающих конкурентам возможность для роста. Применение кривой опыта возможно в основном в отраслях материального производства.
Анализ динамики рынка, модель жизненного цикла продукта. В основе анализа динамики рынка данного продукта лежит известная модель жизненного цикла товара, которая является аналогией жизненного цикла биологического существа. Жизнь товара на рынке разделяется на несколько основных этапов, каждому из которых соответствуют свой уровень сбыта и другие маркетинговые характеристики:
• рождение и внедрение на рынок — небольшой сбыт и стратегия, ориентированная на рост;
• стадия роста — существенное увеличение сбыта и стратегия быстрого роста;
• стадия зрелости — устойчивый сбыт и стратегия, ориентированная на стабильность;
• стадия насыщения рынка и упадка — снижение сбыта и стратегия сокращения.
Цель модели жизненного цикла заключается в правильном определении стратегии бизнеса для каждого этапа нахождения товара ы рынке. Существует множество модификаций жизненных циклов в зависимости от типов товаров. Тем не менее нельзя слишком тесно привязывать стратегию к модели жизненного цикла. Очень часто жизнь товара на рынке не укладывается в рамки известной кривой.