Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2015 в 12:57, курсовая работа
Цель данной курсовой работы состоит в формулировке мероприятий антиинфляционной политики государств соответствующей инфляционным процессам в стране. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд взаимосвязанных задач:
Определить социально-экономические последствия инфляции
Рассмотреть антиинфляционные мероприятия, их тактику и стратегию
Определить антиинфляционную политику
Обозначить этапы формирования антиинфляционной политики России
Определить направления антиинфляционной политики в России.
Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования. Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. Резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга. Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.
Краткосрочные резервы роста предложения.
1. Государственная поддержка повышения товарности экономики. Имеется ввиду льготное налогообложение предприятий, продающие побочные продукты производства и услуг, банков, обрабатывающих коммерческую информацию и торгующих ею, и т.п. такая деятельность не требует значительных дополнительных затрат, в том числе на заработную плату, но способствует приросту предложения товаров и помогает временному выправлению инфляционных перекосов. Однако уровень товарности экономики можно повышать лишь до определенного предела.
2. Поддержка формирования
новых рынков, особенно в тех
секторах экономики, где совершается
переход от натурального к
товарному производству. Примером
может служить рынок
3. Разумно организованная
приватизация государственной
4. Действенными средствами
краткосрочной
Краткосрочные резервы снижения текущего спроса.
1. Повышение ставки процента по вкладам, если правительство намерено повлиять на поведение владельцев дохода, побудить их к увеличению сбережений за счет текущего спроса. Процент по вкладам должен быть меньше суммы текущего роста цен и уровня адаптивных инфляционных ожиданий. В противном случае едва ли удастся привлечь сбережения. Однако возможности такого антиинфляционного маневра небеспредельные, так как повышение процента по вкладам влечет подорожанием кредита, что может отрицательно сказаться на размерах инвестиций.
2. Для понижения
уровня ликвидности сбережений
практикуется повышение нормы
процента по срочным вкладам
и иные приемы, рассчитанные на
то, чтобы подольше удержать
3. Денежная реформа
конфискационного типа
3. Проблема
реализации антиинфляционных
Для того чтобы разобраться в современных проблемах антиинфляционного регулирования необходимо сперва выяснить основные причины стремительного роста инфляции за последние годы.
Рассмотрим основные причины инфляции последних лет в России.
1. Низкая конкуренция среди производителей.
2. Высокие издержки из-за банковских ставок.
3. Большие интервенции Центрального банка на валютном рынке.
4. Увеличение госрасходов.
5. Падение цены на нефть.
Рост темпов инфляции в России, прежде всего, связан с разбалансированностью переходной экономической системы. Инфляция, усиливая нестабильность и риски слабой экономической системы, не дает экономике страны полноценно развиваться, решать долговременные задачи, такие как: освоение ресурсосберегающих технологий, изменение структуры производства и т.д. Важным аспектом борьбы с высоким уровнем инфляции является доверие населения к денежно-кредитной политике страны в целом. Это будет способствовать формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в странах со слабой, переходной экономикой нужно проводить соответствующие меры, основными из них являются: установление безусловного приоритета задачи снижения инфляции; интенсивная поддержка антиинфляционной политики со стороны государственной власти; полное соответствие принимаемых антиинфляционных мер и решений официально провозглашенной политике; максимальная открытость информации и постоянное взаимодействие с участниками рынка. Для России важнейшим инструментом борьбы с инфляцией может стать установление контроля над динамикой денежного предложения. При этом важны меры, которые не только ограничивают избыточный рост денег в экономике, но и стимулируют повышение спроса на деньги. Наряду с ограничением темпов роста денежного предложения не менее важны и перспективны другие меры: повышение спроса на деньги, постепенная дедолларизация, рост сберегательной активности населения. Необходимы реформы, связанные с рынком труда. Также важна выработка и реализация сбалансированной и последовательной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания. Эффективность этих мер доказана опытом многих стран, значит, с большой долей вероятности они окажутся эффективными и в условиях России. Инфляция в России имеет ряд особенностей. Например, монетарный фактор на темпы инфляции почти не действует, а удельный вес денежной массы, обслуживающей российскую экономику, по отношению к валовому внутреннему продукту значительно ниже, чем в любой другой стране с развитой рыночной экономикой. Таким образом, антиинфляционная программа в России не сможет иметь успеха, пока не будет сформирована полноценная рыночная среда с высоким уровнем развития предпринимательства, пока не будут созданы институциональные и финансовые предпосылки для сокращения инфляционного потенциала. Поэтому, антиинфляционная политика должна проводиться совместно с другими макроэкономическими и институциональными мерами по повышению эффективности сложившейся социально-экономической ситуации в стране. Затянувшаяся инфляция в России является следствием неэффективной экономической политики.
Основой антиинфляционной программы в России должна быть научно обоснованная модель управления переходной экономикой, которая стимулировала бы ее стабилизацию, подъем производства товаров и услуг на конкурентной основе. Инфляция в РФ за 2014 год составила 11,4%, вернувшись к двузначному показателю впервые с кризисного 2008 года, свидетельствуют данные Росстата. Официальный прогноз министерства на 2015 год, представленный в начале декабря, составляет 7,5%. Денежно-кредитная политика РФ в таких условиях должна быть ориентирована на снижение инфляции, так как без стабильно низкого показателя невозможно мобилизовать внутренние ресурсы, направить их на производительные инвестиции и другие цели. Анализ роста темпов инфляции показал, что оптимальным показателем инфляции в среднесрочной перспективе был бы диапазон 3-5%.
Очень важным условием антиинфляционной политики является независимость правительства от групп давления: антиинфляционные меры нужно проводить последовательно и взвешено. Нарушение алгоритма антиинфляционной борьбы в угоду группам интересов приводит к прямо противоположным результатам. Итак, основной принцип борьбы с инфляцией – уничтожение ее источников. Необходимо иметь ввиду, что временные лаги в принятии политических решений и их лоббирование – это причины монетарного раскручивания инфляции, так как они ведут к неэффективности бюджетных расходов, разбуханию денежной массы и, в конечном итоге, к искажению ценового сигнала. Инерционность производства, связанная с эффектом акселератора, дискретность и неравномерность появления и внедрения новых технологий, скачкообразное развитие экономической системы – это объективные причины немонетарного искажения ценового сигнала в долгосрочном плане. Следовательно, если существуют объективные причины возникновения инфляции, то полностью это явление не устранимо. Поэтому наиболее реалистичной целью антиинфляционной политики является не абсолютное уничтожение инфляции, а снижение инфляционного накала и поддержание ее темпов на стабильно низком и предсказуемом уровне. Одной из основных антиинфляционных мер в России является укрепление курса рубля. По мнению специалистов ЦБ РФ, такой способ борьбы с инфляцией малоэффективен, однако Минфин продолжает настаивать на применении именно таких методов. Еще одной группой антиинфляционных мер, которые будут применяться в России, может стать тщательно взвешенный прирост государственных расходов, борьба с монополиями, которые действуют на отдельных рынках, а также стимулирование сбережений граждан. Среди антиинфляционных мер в России также стоит отметить и регулирование таможенных пошлин, благодаря которым можно организовать приток тех или иных товаров в страну или стимулировать отечественного производителя. При рассмотрении различных антиинфляционных мер в России не стоит забывать, что развитие экономики нашей страны тесно связано с состоянием экономики многих стран, поэтому любые экономические неурядицы, которые происходят на мировых рынках, могут оказать существенное влияние на уровень инфляции в нашей стране.
Заключение
В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только означает снижение покупательной способности денег, но и подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций. По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается не просто следствием «злой воли» и непродуманных акций государственных чиновников, а неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции (в различных его проявлениях) носит не случайный, а весьма устойчивый и практически неизбежный характер.
В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В России других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс с трудом поддается сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные ожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, отрицательно сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении). Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политике. При этом необходимо учитывать многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.
Информация о работе Социально-экономические последствия инфляции