Соотношение этики и морали

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 15:58, контрольная работа

Описание работы

Мораль - это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль - важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни - семье, быту, политике, науке, труде. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т. д.

Содержание работы

1. Соотношение этики и морали. Основные категории и принципы этики. 2
2. Становление и эволюция этики делового общения. 7
3.Влияние рыночных отношений на этику делового общения 9
Список литературы 11

Файлы: 1 файл

ДЕЛ.КОМ..doc

— 72.00 Кб (Скачать файл)

3.Влияние рыночных отношений на этику делового общения.

Как и на Востоке, в  Западной Европе древних времен уделяется  большое внимание необходимости  учета этических норм и ценностей  в деловом общении, постоянно подчеркивается их влияние на эффективность ведения дел. Так, уже Сократ говорит о том, что «кто умеет обходиться с людьми, тот хорошо ведет и частные и общие дела, а кто не умеет, тот и здесь и там делает ошибки». Однако в отличие от восточной, западноевропейская культурная традиция более прагматична. Экономический, материальный интерес выдвигается здесь на первый план, вместе с этим большое внимание уделяется статусному характеру общения. При этом статус начальника рассматривается как более привилегированный, нежели подчиненного. Отсюда и этические нормы, такие, как справедливость, благо, добро и т. д., наполняются экономическим содержанием и приобретают также статусный характер. Как отмечал Аристотель: «Если исполняющий должность начальника нанес удар, то ответный удар наносить не следует, а если удар нанесен начальнику, то в ответ следует не только ударить, но и подвергнуть каре».

Важно отметить, что Аристотель уже совершенно определенно утверждает, что в основе делового общения лежит «потребность, которая все связывает вместе». При этом имеются в виду прежде всего экономическая потребность и экономический интерес, которые обуславливают экономический обмен между врачом, земледельцем, ремесленником, ткачом, строителем и т. д.

Соответственно этому  и критерий нравственности в деловом  общении перемещается в экономическую сферу. Так основным критерием справедливости в деловом общении, по Аристотелю, является принцип «пропорционального равенства», согласно которому «понесший большие труды получает много, а понесший малые - мало».

Эта характеристика делового общения, когда на первый план выдвигается экономический интерес, материальный результат, прибыль как концентрированный критерий человеческой деятельности и общения, становится доминирующей и всеохватывающей с развитием капитализма. Конечным критерием справедливости или несправедливости становится умение успешно вести дело - деловой прагматизм. Этика бизнеса, этика рыночных отношений окончательно выдвигается на первый план и оставляет за собой все общечеловеческие, в том числе и религиозные ценности. Хотя окончательно избавиться от них она, конечно, не может.

Поэтом человек с  «рыночным характером» постоянно  находится в состоянии противоречия, характеризуется раздвоенным сознанием. С одной стороны, вступая в деловое общение, он вынужден руководствоваться нормами морали, выработанными рынком, заботой об увеличении прибыли любыми средствами. С другой стороны, в качестве личности, живущей в обществе и конкретной социальной среде, он несет социальную ответственность перед ними и не может не учитывать общечеловеческие нормы морали порядочности. С одной стороны, существующая рыночная реальность диктует ему поведение по принципу «не обманешь - не проживешь», «не подмажешь - не поедешь», «не пойманный - не вор», а, с другой стороны, моральный долг требует от него выполнение таких заповедей, как «не кради», «не обмани», «возлюби ближнего, как самого себя». Таким образом, это реальное противоречие нравственного сознания личности, изначально присущее ей в условиях развитых рыночных отношений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

1. Психология и этика делового общения: учебник для студентов

вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. — 5-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,

2004, 2008.

         2. Добротворский И. Переговоры на  100%. Технологии эффек-

тивных переговоров. —  М.: Эксмо, 2010.

 3. Красовский Ю.Д. Организационное поведение: учебник для

студентов вузов. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

4. Мандель Б.Р. Дифференциальная психология. Модульный курс:

учебное пособие для  вузов. — М.: Вузовский учебник : ИНФРА-М,

2012.

5. Демидова Г.В. Управленческая психология. — М.: Академия,

2009.

6. Образовательные ресурсы интернет-репозитория, в том числе

КОПР, обзорные лекции, тестовые базы. — URL: http://repository.

vzfei.ru.




Информация о работе Соотношение этики и морали