Составлении вопросов анкеты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 19:49, реферат

Описание работы

Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник в присутствии анкетера или без него, реже анкетер заполняет вопросник со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть. Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

Файлы: 1 файл

Анкетирование предполагает.docx

— 17.49 Кб (Скачать файл)

Анкетирование предполагает, что опрашиваемый заполняет вопросник  в присутствии анкетера или без  него, реже анкетер заполняет вопросник  со слов опрашиваемого. По форме проведения анкетирование может быть индивидуальным или групповым, когда за относительно короткое время можно опросить значительное число людей. Анкетирование бывает также очным и заочным - в виде почтового опроса; опроса через газету, журнал, компьютерную сеть.

Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых  связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости  получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта.

Анкета имеет определенную структуру, где важными элементами являются: вводная часть, «паспортичка», основная часть.

Вводная часть. Оформление анкеты следует начать с титульного листа, где обязательно указывают название анкеты, отражающее тему или проблему опроса, место и год выпуска  анкеты, а также название организации, проводящей опрос.

Во вводной части обычно кратко поясняют цели и задачи опроса, его значение и перспективы использования  результатов. Здесь же разъясняются правила заполнения анкеты, обязательно  указывается, что опрос анонимен.

Некоторые правила заполнения и регистрации ответов могут  размещаться отдельно, в самом  тексте, состоящем из отдельных вопросов основной части анкеты. Например, это  может быть указание на то, сколько  вариантов ответа можно выбрать  в конкретном вопросе («Пожалуйста, выберите один вариант ответа» или  «Отметьте все подходящие варианты»).

«Паспортичка» состоит из вопросов, касающихся социально-демографических и других характеристик самого респондента. Как правило, она помещается либо в начале анкеты, либо в ее конце и в последнем случае заканчивается выражением благодарности респонденту за участие в опросе. Некоторые исследователи считают, что «паспортичка» в самом начале анкеты может вызвать недоверие к социологу и сомнение в действительной анонимности опроса и соответственно повлиять на искренность ответов. В то же время расположение «паспортич- ки» в начале анкеты оправдано психологически, поскольку позволяет постепенно повышать сложность вопросов.

Основная часть анкеты состоит из вопросов, связанных с  целями и задачами исследования, а  также самой процедурой заполнения анкеты. Большое значение имеют очередность  вопросов, их формулировка, графическое  оформление. Вопросы и варианты ответов, как правило, предлагается выделять шрифтом, номером, рамками. Текст анкеты обычно адаптируется с учетом уровня культуры и образования респондентов. Возможно использование схем, графиков, которые могут активизировать внимание участников опроса.

При составлении вопросов анкеты следует руководствоваться  требованиями, проверенными на практике и повышающими их обоснованность и надежность анкеты.

  • не только программно-тематические, т.е. непосредственно вытекающие из исследовательской программы вопросы, но и процедурно-функциональные, нацеленные на оптимизацию хода опроса;
  • как прямые, предлагающие респонденту выразить свою собственную позицию, так и косвенные (согласие или несогласие с позиций других людей) вопросы;
  • вопросы-"крючки", ставящиеся для того, чтобы респондент "клюнул", т.е. ради поддержания его интереса к заполнению анкеты;
  • вопросы-"фильтры", позволяющие выделить часть респондентов по какому-либо признаку, скажем, отсеять ту их часть, мнение которой по следующему за "фильтром" вопросу представляется либо особо ценным, наоборот, либо не очень важным;
  • контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость мнений респондентов;
  • вопросы-"ловушки", являющиеся разновидностью контрольных, предназначенные для выяснения степени искренности ответов;
  • наводящие вопросы, помогающие точнее понять смысл последующего (более важного) вопроса;
  • дихотомические вопросы, предполагающие два взаимоисключающих друг друга варианта ответа (типа "да-нет");
  • вопросы-"меню", т.е. с поливариантными ответами, когда респондент может выбрать любое сочетание вариантов ответов;
  • вопросы-"диалоги", ответы на которые составляются из ответов воображаемых лиц;
  • шкальные вопросы, т.е. такие, ответ на которые заключен в шкалировании чего-либо;
  • табличные вопросы, предполагающие ответ в форме заполнения таблицы;
  • закрытые вопросы, т.е. сопровождаемые всеми теоретически возможными вариантами ответа, из которых респонденту предстоит выбрать тот, который соответствует его мнению;
  • открытые вопросы, не содержащие ни одного варианта ответа, предполагающие, что респондент напишет то, что хочет, в специально отведенном месте анкеты;
  • полузакрытые, точнее, частично закрытые (или частично открытые) вопросы, на которые заранее дана лишь часть вариантов ответа, которая может не удовлетворить респондентов, имеющих возможность дописать свой вариант.

Информация о работе Составлении вопросов анкеты