Совершенствование маркетинговой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2012 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

Маркетинг - один из основополагающих видов деятельности участников рынка. Делового успеха не добиться, если не знать до тонкостей состояние и перспективы рынка, его важнейших сегментов, нужды и запросы потребителей в рамках целевого рынка. Необходимо создать товар с нужными потребительскими свойствами; посредством оптимальной цены донести до потребителя идею ценности товара; найти умелых посредников, чтобы товар оказался широкодоступным и хорошо представленным публике, рекламировать товар таким образом, чтобы потребители о нем знали максимум и захотели его приобрести.

Содержание работы

Введение
1 Теоретические аспекты маркетинговой
деятельности на предприятии
1.1 Маркетинг как инструмент повышения эффективности предприятия
1.2 Сущность и факторы комплекса маркетинговых коммуникаций на предприятии
1.3 Комплекс маркетинга, его сущность и необходимость разработки.

Файлы: 1 файл

совершенствование маркетинговой деятельности на предприятие.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

     Под емкостью рынка понимается объем  продукции, который может «поглотить»  рынок без существенных изменений  в своей структуре. Маркетинговая  служба исследует показатели потенциала рынка, обрабатывает и анализирует информацию и на ее основе прогнозирует увеличение или уменьшение потенциала рынка, что ведет к увеличению или уменьшению объема выпускаемой предприятием продукции.

     Сегментация рынка – это деление рынка  на отдельные области для закупки  и сбыта товаров. Сегментация происходит по следующему ряду признаков:

     - географический (учитывается величина  региона, плотность и количество  населения);

     - демографический (учитываются половозрастные  критерии населения);

     - социально-экономический (учитывается образование, профессии, доходы населения);

     - психологический (учитываются особенности  отдельного индивида).

     Таким образом, изучая различные аспекты, с которыми приходится сталкиваться предприятию, маркетинговая служба помогает сэкономить средства на пробные выпуски товаров в заранее неэффективных зонах. Хотя предприятие затрачивает определенные суммы на исследования, они потом себя полностью окупают. В этом проявляется роль исследований маркетинга для повышения эффективности.

     Маркетинговая политика предприятия может включать в себя товарную, ценовую, сбытовую политику, а также политику продвижения товара на рынке. По такой схеме будет изложена политика предприятия: от выбора товара, определения его цены, различных методов сбыта до конечного этапа – продвижения товара, этапа на котором наращивается прибыль предприятия от продажи товара .

     Маркетологи, используя исследования рынка, конкурентов  и потребителей, разрабатывают программу  действий предприятия в области  производства товара (предполагают, какой  товар будет пользоваться максимальным спросом, соответствовать потребностям покупателя, определяют его качество по сравнению с конкурентами), устанавливают правила для создания новых товаров, прогнозируют жизненный цикл товара. Рассмотрим более подробно о товарной политике.

     В бытовом смысле под товаром принято  понимать вещь, предназначенную для  потребления, либо конечного, либо потребления  ради производства другого товара. Маркетинговая сущность товара несколько  отличается от общепринятой, так как  то, что принято называть товаром в общем смысле, в маркетинге называется продуктом. Продукт – это составная часть товара, которая несет в себе основные качества, ради которых был куплен товар. Например, произведя сахарин (суррогат сахара) нельзя назвать его товаром без соответствующей поддержки. Поддержкой продукта называется совокупность мер по транспортировке, упаковке, хранению, учету и использованию продукта.

     В группу поддержки продукта входят следующие  меры:

     - все, что помогает продукту  сохранить свои потребительские качества до продажи (консервация, упаковка, хранение);

     - меры по правильному использованию  продукта (инструкции, способ приготовления);

     - сопутствующие товары (адаптеры, аккумуляторы, шнуры).

     Продукт превращается в товар при использовании  на него инструментов маркетинга, к которым относятся:

     - дизайн;

     - реклама;

     - правильно налаженный сбыт;

     - прочная связь с общественностью.

     Таким образом, товар для маркетолога  состоит из продукта, его поддержки  и инструментов маркетинга. На примере  хлеба это можно показать в виде составных частей: продукт – хлеб, продукт первой необходимости, поддержка – упаковка, условия транспортировки, хранения, применения, инструменты маркетинга – дизайн упаковки, рекламная кампания.

     Маркетинг целиком и полностью зависит  от потребителя.

     Маркетинг зависит от потребностей и запросов потребителя, поэтому предприятие  просто вынуждено изменять свою товарную стратегию, создавая новые товары.

     Продукт, предлагаемый предприятием на рынке, можно  классифицировать следующим образом:

     - продукция (руда производства горно-добывающего предприятия, чугун металлургического комбината и т.д.);

     - товары (машины, одежда, мебель, продукты  питания и др.);

     - работы (строительные, монтажные, ремонтные  и др.);

     - услуги (финансовые, туристические,  услуги обучения, услуги связи и т.д.);

     Для проведения эффективного маркетинга, прежде всего, следует определить, какой  товар может называться новым.

     Товар, который не имеет аналогов на рынке, который является практическим актуальным воплощением научного прорыва, естественно называется новым товаром. Таких товаров на рынке очень мало, примером могли служить аппараты копирования и сканирования и беспроводная сотовая связь.

     Товар, который имеет ярко выраженное качественное отличие от своего предшественника  товара-аналога. Примером могут служить дискеты DVD-диски в сравнении с CD-дисками (большая вместимость информации, большая скорость считывания данных и т.д.).

     Товар новый для определенного рынка. Например, гоночные автомобили являлись товарами рыночной новизны в России в 90-х годах.

     Старый  товар, уже бывший на рынке, но нашедший себе новое применение.

     Конечно, предприниматель рискует начиная  исследования нового товара, так как  не знает, окупятся ли его затраты. На такой случай и существует служба маркетинга, которая помогает предпринимателю снизить риск до минимума, предлагая правила для создания нового товара и, таким образом, повышая прибыль и эффективность предприятия (см. приложение).

     С созданием нового товара начинается его жизненный цикл, который характеризуется  следующими этапами:

     - исследование и разработка. На  этом этапе происходит зарождение  товара, его идеи. Сбыт товара  пока еще нулевой, прибыть отрицательна.

     - внедрение. На этом этапе товар  начинает свое продвижение к  потребителю, происходит активная  рекламная кампания, но при росте сбыта прибыль продолжает расти в отрицательную сторону.

     - этап роста. Самый благоприятный  этап для производителя. Предприятие  получает значительную прибыль,  сбыт товара продолжает расти.

     - этап зрелости. Товар выпускается  большими партиями, сбыт растет уже не такими высокими темпами, прибыль понемногу снижается, так как чувствуется конкуренция.

     - этап спада. Сбыт резко падает, предприятие перестает выпускать  товар, прибыль очень низка.

     Маркетинг должен сопровождать товар на всем пути его жизненного цикла. Закон новых товаров можно рассмотреть с точки зрения жизненного цикла как: предприятие будет иметь максимальную прибыль и эффективность только тогда, когда жизненные циклы различных товаров перекрывают друг друга.

     Товарная  политика на предприятии решает задачи создания нового товара, связана со сферой производства. Разработки маркетинга в этой области помогаю предпринимателю избежать многих ошибок, подстерегающих его в данной стадии хозяйственной деятельности. Поэтому можно четко сказать, что маркетинговая товарная политика помогает повысить эффективность фирмы. 

     1.2 Сущность и факторы  комплекса маркетинговых  коммуникаций на  предприятии 

     Одной из причин кризиса сбыта в нашей  стране является неинформированность  потребителей о наличии качественной продукции у производителей и оптовиков. Важен и вопрос имиджа отечественных продуктов на мировом рынке.

     Речь  идет о проблеме выбора стратегии  внешних связей предприятия и  о месте конкретных методов маркетинговой  коммуникации в достижении целей  предприятия на рынке. Нерешенность и уход от проблем стратегии привел многие предприятия к банкротству. Конечно, маркетинговые коммуникации - одна из сторон комплекса маркетинга, лишь часть стратегии и политики коммуникаций предприятия - это не нечто данное нам свыше, это умения и навыки предпринимать сегодня действия, ориентированные на результаты, которые будут получены в будущем. Стратегия коммуникаций - это умение предвидеть, что нужно делать в области информационной и коммуникационных систем предприятия в краткосрочном периоде для достижения его долгосрочных целей.

     Перед руководителями всех уровней стоит  стратегическая задача: донести информацию о качестве отечественных продуктов  до покупателей, поддерживать их имидж  на внутреннем и внешнем рынках, реагировать методами маркетингового стимулирования на снижение и повышение спроса на продовольственных рынках. Для этого нужны целенаправленные действия по стимулированию продвижения товаров на внутреннем и внешних рынках в рамках общей стратегии маркетинга на макро уровне. Но многое зависит от выбора стратегии внешних связей предприятия и места конкретных методов маркетинговой коммуникации в коммуникационной политике предприятия для достижения целей на рынке. Знание законов эффективной коммуникации дает возможность достигать результатов и успешного ведения бизнеса.

     Комплекс  маркетинговых коммуникаций предприятия  неотделим от стратегии развития информационной системы предприятия, представляет собой подбор инструментов маркетинга (таких как прямой маркетинг, реклама, отношения с общественностью и другие), облегчающих обмен представлениями (знаниями) о продукции предприятия, его репутации с существующими и потенциальными потребителями или клиентами и обеспечивающих его выживание в условиях конкурентной среды. Маркетинг требует наличия у руководителя качеств искусного плановика, объединяющего в единый процесс производство и сбыт. Маркетинговые коммуникации не только позволяют выявить скрытые потребности в том или ином товаре или услуге и пропагандировать и рекламировать их в соответствующем месте и в определенное время, но и объединить в единый слаженный процесс научно-исследовательскую работу и практичное ценообразование, прогнозирование и финансирование, товародвижение и контроль.

     Сегодня руководитель все больше думает, какой  продукт или услуга важнее всего  для прибыльного производства? Ответ  прост - это, прежде всего то, в чем  нуждается покупатель и что он собирается покупать. Здесь и проявляется  роль комплекса маркетинговых коммуникаций - обеспечить двустороннюю связь между предприятием и потребителем.

     Руководитель, выполняя общие функции управления (определение целей, планирование, администрирование  и контроль), формирует комплекс маркетинговых коммуникаций в контексте следующих приоритетов: определение потребностей людей в области определенной продукции; определение возможностей предприятия удовлетворить эти потребности с учётом стратегии предприятия; планирование производства определенной продукции для удовлетворения этих потребностей с учётом экономически возможного производства; вызов у потребителей ассоциации их потребностей с производимой продукцией; активный сбыт продукции с разумной прибылью.

     Российский  специалист в области маркетинга продовольствия Г.В. Астратова в  своей монографии подробно рассматривает информационные аспекты поведения потребителя товаров, вводя понятие "познавательной ценности" продовольственных товаров, что позволяет определить качественно информацию, необходимую для привлечения внимания потребителя к продукту. Г.В. Астратова называет следующие причины отсутствия полной информации о товарах:

     - слабая нормативная база, в результате  чего информация о качестве  и безопасности товара не поступает  в должном объёме до потребителя;

     - недостаточный уровень организации экспертизы;

     - недобросовестная реклама, не  имеющая нормативно-правовых ограничителей.

     Всё это требует от руководителя при  определении системы коммуникаций в маркетинге предприятия соотносить комплекс маркетинговых коммуникаций с целями предприятия и общей его стратегией. Важно также отметить ключевые этапы для разработки комплекса маркетинговых коммуникаций в плане маркетинга предприятия.

     В управлении коммуникация рассматривается  как передача информации от одного человека к другому независимо от того, способствует она установлению доверия или нет. Передаваемая информация должна быть понятна и полезна для того, кто ее получает.

     Смысл информационной работы состоит в  том, чтобы собрать достоверные  данные и преобразовать их в информацию, то есть отобрать из них новые и полезные, а также придать им форму, при которой они будут усвоены полностью и в кратчайшее время. Таким образом, информация - это новые сведения, понятые и оцененные как полезные для принятия решения тех или иных задач. Концепция информационной работы: нужная информация, нужному лицу, в нужное время, в нужном формате и по нужной цене, позволяет сформировать эффективную информационную систему управления предприятия.

Информация о работе Совершенствование маркетинговой деятельности