Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 14:37, контрольная работа
Основная задача макроэкономики состоит в том, чтобы выяснить как функционирует экономическая система в целом. Макроэкономический анализ предполагает изучение массовых явлений и процессов, которые в своей совокупности и отражают взаимосвязи, складывающиеся в рыночной экономике. Рассмотрение общих взаимосвязей и взаимозависимостей в рамках экономической системы требует применения соответствующих совокупных (агрегированных) экономических категорий. К таковым в первую очередь относят совокупный спрос и совокупное предложение. Данные сущности представляют собой не столько количественные признаки макроэкономических процессов, сколько модели массового поведения экономических объектов в разрезе его двух основных типов – экономический спрос и экономическое предложение. Раскрытию данной темы и посвящена настоящая курсовая работа.
Введение 3
Глава I. Совокупный спрос и совокупное предложение. Факторы, их определяющие 4
1.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие 4
1.2. Совокупное предложение и факторы, его определяющие 8
Глава II. Общее макроэкономическое равновесие 14
2.1. Макроэкономическое равновесие и его изменение 14
2.2. Компоненты совокупного спроса: потребление и сбережение, инвестиции 18
Заключение 26
Список литературы 28
Таким образом, промежуточный отрезок кривой совокупного предложения характеризует такое положение в экономике, когда изменяются и реальный объем национального производства, и уровень цен.
Проведенный анализ формы кривой совокупного
предложения показал, что реальный
объем национального
Под воздействием неценовых факторов смещается сама кривая совокупного предложения АS. Неценовыми факторами являются изменения в технологии, ценах ресурсов, налогообложении фирм и т.д. Например, резкое повышение цен на нефть и нефтепродукты приводит к росту издержек и снижению объема предложения при каждом данном уровне цен в экономике, что графически интерпретируется сдвигом кривой АS влево. Высокий урожай, вызванный благоприятными погодными условиями, увеличит объем совокупного предложения и отразится на графике сдвигом кривой АS вправо (рис. 4).
Смещение кривой от АS к АS1 указывает на увеличение совокупного предложения, при этом на промежуточном и классическом отрезках кривая сдвигается вправо, указывая на то, что все вместе взятые фирмы будут производить бoльший, чем прежде, реальный объем национального продукта, при данном уровне цен. На кейнсианском отрезке кривой АS увеличение совокупного предложения означает снижение уровня цен при различных уровнях объема национального производства.
Рис. 4. Смещение кривой AS под воздействием неценовых факторов
Неценовые факторы имеют одну общую черту: когда один или несколько факторов изменяются, то происходят изменения и в издержках на единицу продукции при данном уровне цен. Это означает, что уменьшение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения вправо. И наоборот, увеличение издержек на единицу продукции смещает кривую совокупного предложения влево.
Таким образом, когда издержки на единицу продукции изменяются под воздействием неценовых факторов, все фирмы, вместе взятые, изменяют объем национального производства, который они производят при данном уровне цен.
Пересечение кривых совокупного спроса и совокупного предложения определяет равновесный уровень цен и равновесный реальный объем национального производства.
Рис. 5. Равновесие на промежуточном отрезке кривой совокупного предложения
На рис. 5, кривые совокупного спроса и совокупного предложения пересекаются на промежуточном отрезке. Равновесный уровень цен и равновесный объем национального производства обозначены Ре и Qe, соответственно. Предположим, что уровень цен выражен величиной Р1, а не Ре. Кривая совокупного предложения АS показывает, что при уровне цен Р1 фирмы не превысят реальный объем национального продукта, равный Q1. Кривая совокупного спроса АD показывает, что потребители внутри страны, фирмы и правительство, а также иностранные покупатели при цене Р1 будут готовы приобрести объем реального продукта, равный Q2. Конкуренция среди покупателей имеющегося в стране реального объема национального продукта взвинтит уровень цен до Ре. Как показывают стрелки на рис.10., повышение уровня цен с Р1 до Ре заставит производителей увеличить объем продукции с Q1 до Qe, а потребителей уменьшить масштабы желаемых покупок с Q2 до Qe. Когда реальные объемы произведенного и купленного продукта будут равны, в экономике наступит равновесие.
На рис.6 кривая совокупного спроса АD пересекает кривую совокупного предложения на кейнсианском (горизонтальном) отрезке. В этом конкретном случае уровень цен не играет никакой роли в образовании равновесного реального объема национального продукта. Если бы промышленный сектор произвел бoльший объем национального продукта Q2, его нельзя было бы продать. Совокупного спроса не хватило бы, чтобы скупить на рынке весь произведенный национальный продукт. Столкнувшись с нежелательными запасами товаров, фирмы сократили бы их производство до равновесного уровня Qе (что показано стрелкой, направленной влево). И наоборот, если бы фирмы произвели объем национального продукта в размере Q1, их запасы быстро бы уменьшились, потому что объем продаж, вызванный совокупным спросом AD, был бы больше объема производства. Поэтому фирмы расширили бы производство и тогда объем национального продукта увеличился бы до Qе (что показано стрелкой, направленной вправо).
Рис. 6. Равновесие на кейнсианском отрезке кривой совокупного предложения
Изменения в равновесии. Предположим, что кривая совокупного спроса AD смещается под воздействием неценовых факторов. Как это повлияет на реальный объем национального производства и уровень цен?
Допустим, что домохозяйства и фирмы решили увеличить свои расходы, т.е. купить бoльший объем продукции при данном уровне цен. Возможно, что потребители стали более оптимистично смотреть на экономическую конъюнктуру и в результате приняли решение тратить большую (сберегать меньшую) часть своих текущих доходов. Также и фирмы могут ожидать, что будущая деловая конъюнктура даст возможность увеличить прибыли от нынешних инвестиций в новое оборудование, поэтому они увеличат свои затраты на инвестиции. Под влиянием этих факторов кривая совокупного спроса смещается вправо. Последствия увеличения совокупного спроса зависят от того, на каком отрезке кривой совокупного предложения – кейнсианском, промежуточном или классическом – находится экономика.
На кейнсианском отрезке
(рис. 7), отличающемся высоким уровнем
безработицы и большим
Рис. 7. Увеличение совокупного спроса на кейнсианском отрезке AS
На классическом отрезке (рис. 8) рабочая сила и капитал используются полностью, и расширение совокупного спроса (от AD5 до AD6) окажет воздействие только на уровень цен, повышая его от Р5 до Р6. Реальный объем национального производства останется на уровне полной занятости Qf.
Рис. 8. Увеличение совокупного спроса на классическом отрезке AS
На промежуточном отрезке (рис. 9) расширение совокупного спроса (от AD3 до AD4) приведет к увеличению реального объема национального производства (от Q3 до Q4) и повышению уровня цен (от Р3 до Р4).
Рис. 9. Увеличение совокупного спроса на промежуточном отрезке AS
Таким образом, увеличение совокупного спроса приводит:
а) на кейнсианском (горизонтальном) отрезке – к увеличению реального объема национального производства конечных товаров и услуг, но не затрагивает уровня цен;
б) на классическом (вертикальном) отрезке – к повышению уровня цен, при этом реальный объем национального производства не может выйти за пределы своего уровня “при полной занятости” (Qf);
в) на промежуточном отрезке – к увеличению как реального объема национального производства, так и уровня цен.
Потребительские расходы населения или кратко потребление (С) – важнейшая и самая большая составляющая ВНП. Сбережения (S) определяются как доход домохозяйств за вычетом потребления.
Мотивами сбережения домашних хозяйств являются:
1) покупки дорогостоящих товаров и туризм;
2) обеспечение в старости;
3) страхование от непредвиденных
4) обеспечение детей в будущем и т.п.
Согласно классической экономической теории, основным фактором, определяющим динамику сбережений и инвестиций, является ставка процента: если она возрастает, то домашние хозяйства начинают относительно больше сберегать и меньше потреблять из каждой дополнительной единицы дохода. Рост сбережений домашних хозяйств со временем приводит к снижению цены кредита, что обеспечивает рост инвестиций.
Согласно кейнсианской экономической теории, не ставка процента, а величина располагаемого дохода (DI) домашних хозяйств является основным фактором, определяющим динамику потребления и сбережений. При этом сберегается та часть дохода, которая остается после осуществления всех потребительских расходов. Влияние ставки процента вторично и играет относительно небольшую роль по отношению к воздействию дохода на потребление и сбережения.
Общий объем потребления, как правило, зависит от общего объема дохода. При этом, согласно кейнсианской теории, большую роль играет психологический фактор. Его суть в том, что люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той мере, в какой растет доход.
Соотношение между изменением потребления (С) и изменением дохода (Y) называется предельной склонностью к потреблению (marginal propensity to consume – МРС): МРС = .
Допустим, человек располагает доходом в 1000 дол. Посмотрим, как будут расти его расходы на потребление при равномерном росте его дохода на 100 дол. ежемесячно (табл. 1).
Таблица 1
Распределение располагаемого дохода (цифры условные)
Месяц |
Доход, Y |
Расходы на потребление, С |
Предельная склонность к потреблению, D С : D Y |
Сбережения, S |
Предельная склонность к сбережению D S : D Y |
январь |
1000 |
1000 |
0 |
||
февраль |
1100 |
1090 |
10 |
||
март |
1200 |
1170 |
30 |
||
апрель |
1300 |
1240 |
60 |
||
май |
1400 |
1290 |
110 |
Из таблицы видно, что каждый месяц доход увеличивается, но из каждых дополнительных 100 дол. относительно меньшая доля потребляется, а относительно большая – сберегается.
В результате общие расходы на потребление увеличиваются, но не такими темпами, как растет доход. С ростом дохода человек начинает лучше питаться, одеваться, путешествовать и одновременно растут его сбережения. Абсолютно растут и потребление и сбережения, но относительная доля потребления все более и более сокращается, а доля сбережений растет. Следует заметить, что на практике предельная склонность к потреблению не изменяется ежемесячно столь стремительно и нередко остается одной и той же величиной на протяжении длительного периода времени.
Отсюда, величина предельной склонности к потреблению (МРС) находится между нулем и единицей: .
Как видно из таблицы, предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save – МPS) определяется как отношение изменения величины сбережений к изменению дохода:
Каково же соотношение между предельной склонностью к сбережению и предельной склонностью к потреблению? Из таблицы видно, что С + S = Y, но тогда МРС + MPS = 1. Например, в феврале МРС + MPS = 0,9 + 0,1 = 1; в марте 0,8 + 0,2 = 1 и т.д.
Таким образом, предельная склонность к сбережению является дополняющей до единицы величиной по отношению к предельной склонности к потреблению.
До сих пор речь шла о склонности к потреблению на уровне отдельного субъекта. Макроэкономический подход предполагает построение функций потребления и сбережения на уровне общества. Разумеется, отклонения в динамике доходов и расходов отдельных индивидуумов и семей могут быть достаточно велики, и тем не менее “основной психологический закон” находит эмпирическое подтверждение и на макроуровне.
Простейшая функция потребления имеет вид
С = а + b (DI),
где С – потребительские расходы; a – автономное потребление, величина которого не зависит от размеров текущего располагаемого дохода; b – предельная склонность к потреблению; DI – располагаемый доход (доход подле уплаты налогов).
Простейшая функция сбережения имеет вид
S = - a + (1 – b)(DI),
где S – величина сбережений
в частном секторе (домохозяйства);
a – автономное потребление; (1 – b) – предельная склонность
к сбережению; DI – располагаемый доход.
Графически склонность к потреблению (МРС) представлена на рис. 10.
Рис. 10. Графическое изображение склонности к потреблению
Информация о работе Совокупный спрос и совокупное предложение, механизм их взаимодействия