Современная рыночная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 18:53, контрольная работа

Описание работы

При этом каждое десятилетие выдвигает на первый план доминирующую проблему. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы- оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы- нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы- замедление экономического роста, в 70-е годы- стагфляция, в 80-е годы- высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы- государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями

Содержание работы

Введение……………………………………………………………… стр. 3
Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4
§1. История развития…………………………………………………. стр. 4
§2. Классификация рынков…………………………………………… стр. 5
§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7
Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9
§1. Общая характеристика и
преимущества рыночного механизма………………………………….. стр. 9
§2. Недостатки рыночного механизма………………………………... стр. 13
Глава 3. Современная рыночная экономика………………………….. стр. 18
Заключение……………………………………………………………… стр. 20
Библиография……………………………………………………………. стр.21

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 61.02 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

Введение………………………………………………………………  стр. 3

Глава 1. Рынок………………………………………………………... стр. 4

§1. История развития…………………………………………………. стр. 4

§2. Классификация рынков……………………………………………  стр. 5

§3. Признаки рынков…………………………………………………... стр. 7

Глава 2. Рыночный механизм………………………………………... стр. 9

§1. Общая характеристика и

преимущества рыночного механизма………………………………….. стр. 9

§2. Недостатки рыночного механизма………………………………... стр. 13

Глава 3. Современная рыночная экономика………………………….. стр. 18

Заключение………………………………………………………………  стр. 20

Библиография……………………………………………………………. стр.21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Любое общество для удовлетворения многообразных потребностей человека сталкивается с извечной фундаментальной  проблемой- проблемой адекватного, рационального использования ограниченных, редких ресурсов. Соответственно обществу приходится делать выбор: что, как и  для кого производить. Другими словами, решая вопрос, что производить, необходимо определить, какие товары и какие  услуги производить и в каком  объеме. Важно так же оценить, применение каких технологий, методов организации  предпринимательской деятельности, использование каких ресурсов даст максимальный экономический и социальный эффект. Кроме того, обществу следует  учитывать, как будет распределяться произведенная продукция, а значит, как будет распределяться доход, как будут обеспечены все члены  общества, в том числе нетрудоспособные, малоимущие, безработные.

При этом каждое десятилетие выдвигает  на первый план доминирующую проблему. В 30-е годы, по мнению Р. Липси, П. Стейнера, Д. Пэрвиса, таковой являлась огромная незанятость человеческих и материальных ресурсов, в 40-е годы- оптимальное распределение ресурсов между гражданским и военным секторами экономики, в 50-е годы- нарастающие инфляционные процессы, в 60-е годы- замедление экономического роста, в 70-е годы- стагфляция, в 80-е годы- высокий уровень безработицы (начало десятилетия) и дефицит государственного бюджета, в 90-е годы- государственный долг, дефицит бюджета. И общество вынуждено направлять необходимые усилия на то, чтобы результативно справиться с возникающими препятствиями

Решая эти сложные и многогранные проблемы, общество ставит пред собой  цель- обеспечить экономический рост, полную занятость, стабильность цен, экономическую  свободу, справедливое распределение  дохода, социальные  гарантии больным, престарелым, малоимущим.

И в своей работе я хотела бы рассмотреть, что представляет собой  рыночная экономика, ее механизмы, их преимущества и недостатки, а так же то, насколько  эффективно они способны решить поставленный проблемы.

 

Глава 1. Рынок.

§1. История развития.

 

Возникновение рынка непосредственно  связано с появлением общественного разделения труда. Уже на заре цивилизации произошло крупное разделение труда между земледельческими и скотоводческими племенами. Все усиливающееся разделение труда, его дифференциация и специализация в конечном  итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся и совершенствовался от случайного обмена продуктами труда первобытных племен до современного рынка, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступают деньги.

Английский экономист XIX в. У.Джевонс понимал рынок как группу людей, вступающих в деловые отношения и заключающих крупные сделки по поводу любого товара. Современный американский экономист Ф.Котлер характеризует рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара, подчеркивая особую роль покупателей. Британская энциклопедия трактует рынок как совокупность инструментов, посредством которых осуществляется обмен товарами и услугами в результате контактов покупателей и продавцов друг с другом. Контакт может осуществляться прямо либо через индивидуальных посредников или организации. Выдающийся экономист, лауреат Нобелевской премии Ф.Хайек (1899—1992) определял рынок как сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей полнотой и эффективностью использовать информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов.

Итак, рынок — это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара, можно действовать и по поручению.

Покупателями могут быть отдельные  граждане, семьи, фирмы, посредники, приобретающие товары для последующей продажи (фирмы оптовой и розничной торговли), государственные учреждения.

Поскольку за продавцами стоят товаропроизводители, то конкуренция заставляет их снижать  издержки производства, увеличивать  разнообразие продуктов, повышать их качество. Для расширения рынков сбыта как  традиционных, так и новых товаров  фирмы-изготовители изучают потенциальных  потребителей по доходам, образованию, возрасту, полу. Особенно их интересуют факторы, влияющие на восприятие потребителями товаров: цена, качество, преимущества перед существующими образцами, соответствие потребительским стандартам. Продукция, предлагаемая на рынок, должна быть конкурентоспособной, т.е. иметь такие потребительские свойства, которыми бы она выгодно отличалась от сходной продукции других конкурентов. На рынке побеждает тот товаропроизводитель, конкурентоспособность продукции которого выше.

Современный рынок все больше превращается в рынок новинок, ибо новизна  стала важнейшим свойством товаров  и услуг, делающим их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Рынок интересуют любые новшества: в конструкции, обеспечивающие более высокую производительность, надежность и долговечность; в дизайне, делающие продукцию удобной и эстетичной; в системе управления (менеджменте), повышающие рентабельность производства. Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов и валют.

Роль рынка в экономике определяется следующими моментами. Во-первых, рынок через механизм конкуренции способствует рациональному распределению ресурсов. Ф.Хайек определял конкуренцию как процедуру открытия таких факторов производства, которые без обращения к ней оставались бы никому не известными или не используемыми[3]. Во-вторых, рынок влияет на объем и структуру производства, приспосабливая его через цены к платежеспособному спросу. В-третьих, рынок оздоровляет экономику, освобождая ее от убыточных, неконкурентоспособных предприятий. В-четвертых, рынок заставляет потребителя выбирать рациональную структуру потребления, соответствующую его доходу и ценам. В-пятых, рыночные цены выступают носителями экономической информации, сообщая о наличии или отсутствии товаров, количестве и качестве, издержках их производства, полезности для потребителя.

§2. Классификация рынков.

Рынки можно классифицировать по объектам купли-продажи, типу конкуренции, территориальному признаку и др.

По объектам купли-продажи различают рынок товаров, услуг и информации, рынок капиталов и рынок рабочей силы.

Рынок товаров можно представить состоящим из товаров, идущих в производственное потребление (рынок средств производства), и товаров, предназначенных для личного потребления (рынок предметов потребления).

Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно представить в виде рынков: 1) топлива и минерального сырья; 2) сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров; 3) объектов промышленного строительства; 4) машин и оборудования; 5) научно-технических знаний.

Для рынка машин и оборудования характерна значительная монополизация производства (ограниченное число фирм-изготовителей) и мировых рынков сбыта. Необходимыми условиями конкурентоспособности на этом рынке являются ускоренное обновление продукции и ее техническое обслуживание после продажи, что сохраняет высокий спрос на машины и оборудование при спаде конъюнктуры. Для сбыта продукции используются поставки комплектного оборудования, а также отдельных узлов и деталей, торговля по заявкам покупателей, сдача изделий в аренду.

На рынке научно-технических знаний покупаются и продаются научно-технические идеи, открытия, изобретения, знания и опыт. Интеллектуальная собственность (авторское право) защищена законодательством страны, поэтому торговые сделки заключаются на основе патентов, авторских свидетельств, лицензий.

Рынок предметов потребления подразделяется на рынки потребительских товаров длительного и краткосрочного пользования.

Поскольку услуги и информация являются товарами, то соответствующие рынки  объединяются с рынком товаров. Рынок услуг — это купля-продажа услуг общественного питания, здравоохранения, образования, инженерно-технических и бытовых. Рынок информации возник в промышленно развитых странах в 50-е годы. Вначале поставщиками информации выступали академические и научно-технические общества, государственные учреждения, учебные заведения, затем возникли коммерческие организации. В 80-е годы объем продаж на мировом информационном рынке оценивался в 50 млрд. долл. и увеличивался на 10% в год. Лидером на этом рынке являются США, доля которых в мировом предложении информационных услуг составляет до 80%. Одновременно США выступают главным покупателем на мировом рынке информации, потребляя 40% средств и услуг телесвязи, 60% компьютеров и программного обеспечения (для сравнения - Япония потребляет 12—18% мировой информационной продукции, Западная Европа - 25—30%).

Рынок капиталов в зависимости от объекта купли-продажи делится на рынок денег ирынок ценных бумаг (акции, облигации и др.). Акция ценная бумага, выпускаемая корпорацией и делающая ее держателя собственником части капитала. Владелец акции получает часть дохода корпорации, пропорциональную вложенному капиталу. Облигация —ценная бумага, которая приносит ее собственнику доход в виде процента. Владелец облигации выступает как кредитор, отдавая свои деньги заемщику капитала во временное пользование и взимая за это плату. Облигации выпускаются государством, муниципальными органами, корпорациями. Организационно рынок денег обслуживают банки, рынок ценных бумаг - фондовые биржи.

По типу конкуренции различают: 1) рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы и покупатели имеют равные права и возможности; 2) рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

По территориальному признаку выделяются местные рынки, обусловленные особенностями территориально-административного деления, национальные и мировые рынки.

§3. Признаки рынка.

Существует по меньшей мере пять признаков рынка, отличающих его  от других типов организации экономической деятельности.

• Подлинный  рынок  предполагает  свободный  доступ  в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается. Более того, чем больше таких участников, тем заметнее проявляются рыночные законы. Вступление в рынок и участие в нем можно осуществить разными 
 способами: открыть свое дело (мастерскую,  магазин, 
ателье и т.п.), обходясь собственными силами и силами своей 
семьи или родственников; нанять рабочих и создать предприятие 
 или фирму. Участвовать в рыночной деятельности можно и путем покупки 
акций, ценных бумаг, вкладывая деньги в банки, страховые 
компании и другие финансовые учреждения.

• Поскольку   на   рынке   участвует   значительное   число 
производителей товаров, постольку цена, назначаемая каждым из них, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. Любой товаропроизводитель не может выбросить на рынок столько товара, чтобы диктовать свою цену потребителю. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости.

•  На рынке предполагается полная свобода в перемещении 
 материальных, финансовых и людских ресурсов. Почему 
важно это условие? Да потому, что каждый стремится к выигрышу, 
 увеличению своего дохода, а для этого надо переместить 
 ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где используются 
 новые мощности, осваиваются более передовые 
технологии, лучше оплата труда, условия работы и т.п.

•  Рынок должен обеспечить в принципе равные шансы для 
всех его участников, поэтому признается право каждого на 
полную информированность о предложении и спросе, о ценах, 
 спецификации товаров и др. Это позволяет каждому участнику сделать наилучший выбор среди имеющихся возможностей, хотя фактически о полной информированности приходится говорить далеко не всегда, а выбор наилучшей возможности сталкивается с еще большими трудностями.

•  На свободном рынке исключаются какие-либо привилегии для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров. Все товары считаются абсолютно однородными, если они соответствуют стандарту. Конечно, это условие не всегда соблюдается, ибо покупатели, особенно на оптовых рынках, прекрасно 
разбираются в достоинствах товаров тех или иных компаний, 
в частности производимых фирмами с устоявшейся хорошей 
репутацией, и даже реклама здесь не так важна.

Важно всегда помнить, что рынок, который  мы охарактеризовали пятью основными признаками, является идеализированным, основанным на свободной конкуренции и потенциально одинаковых шансах для всех продавцов и покупателей, и отличается — порой значительно — от рынка реального.

Информация о работе Современная рыночная экономика