Современный маркетинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 15:37, доклад

Описание работы

Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли. Значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Исчисление маржинального дохода позволяет определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль.

Файлы: 1 файл

marzhanaliz_2.doc

— 47.00 Кб (Скачать файл)

 

       Сущность маржинального анализа заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли. Значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Исчисление маржинального дохода позволяет определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль.

        Сущность  заключается в анализе соотношения объема продаж (выпуска продукции), себестоимости и прибыли на основе прогнозирования уровня этих величин при заданных ограничениях. В его основе лежит   деление затрат на переменные и постоянные. На практике набор критериев отнесения статьи к переменной или постоянной части зависит от специфики организации, принятой учетной политики, целей анализа и от профессионализма соответствующего специалиста.

      Основной категорией маржинального анализа является маржинальный доход. Маржинальный доход (прибыль) — это разность между выручкой от реализации (без учета НДС и   акцизов) и переменными затратами. Иногда маржинальный доход называют также суммой покрытия — это та часть выручки, которая остается на покрытие постоянных затрат и формирование прибыли. Чем выше уровень маржинального дохода, тем быстрее возмещаются постоянные затраты и организация имеет возможность получать прибыль.  Маржинальный доход (М) рассчитывается по формуле:

        M = S – V, где S — выручка от реализации; V — совокупные переменные затраты. Суть маржинального дохода заключается в следующем: сумма превышения дохода над переменными затратами позволяет покрыть часть постоянных затрат. (См. пример с пиццей).

          Маржинальный доход можно рассчитать не только на весь объем выпуска в целом, но и на единицу продукции каждого вида (удельный маржинальный доход). Экономический смысл этого показателя — прирост прибыли от выпуска каждой дополнительной единицы продукции:

M = (S-V) / Q = p -v

где M — удельный маржинальный доход; Q —  объем реализации; р — цена единицы продукции; v — переменные затраты на единицу продукции.

         Найденные значения удельных маржинальных доходов для каждого конкретного вида продукции важны для менеджера. Если данный показатель отрицателен, это свидетельствует о том, что выручка от реализации продукта не покрывает даже переменных затрат. Каждая последующая произведенная единица данного вида продукции будет увеличивать общий убыток организации. Если возможности значительного снижения переменных затрат сильно ограничены, то менеджеру следует рассмотреть вопрос о выведении данного товара из ассортимента предлагаемой организацией продукции.

      Деление затрат на постоянные и переменные, исчисление маржинального дохода позволяют определить влияние объема производства и сбыта на величину прибыли от реализации продукции, работ, услуг и тот объем продаж, начиная с которого предприятие получает прибыль. Делается это на основе анализа модели безубыточности (системы «затраты—объем производства—прибыль»). Точка безубыточности — это объем выпуска, при котором прибыль предприятия равна нулю, т.е. объем, при котором выручка равна суммарным затратам. Иногда ее называют также критическим объемом: ниже этого объема производство становится нерентабельным. Алгебраическим методом точка нулевой прибыли рассчитывается исходя из следующей зависимости:

I = S -V - F = (p * Q) - (v * Q) - F = 0

где I — величина прибыли; S — выручка; V — совокупные переменные затраты, F — совокупные постоянные затраты

Отсюда находим критический объем: Q ' = F / (p-v), где Q ' — точка безубыточности (критический объем в натуральном выражении).

                  Критический объем производства и реализации продукции можно рассчитать не только в натуральном, но и в стоимостном выражении:

S = F * p /(p - v) = Q' * p, где S — критический объем производства и реализации продукции.

Экономический смысл этого показателя — выручка, при которой прибыль равна нулю. Если фактическая выручка предприятия больше критического значения, оно получает прибыль, в противном случае — убыток.

            Приведенные выше формулы расчета критического объема производства и реализации в натуральном и стоимостном выражении справедливы лишь, когда выпускается только один вид продукции или когда структура выпуска фиксирована, т.е. пропорции между различными видами продукции остаются неизменными. Если выпускается несколько видов товара с разными предельными затратами, тогда необходимо учитывать структуру производства (продажи)этих товаров, а также долю постоянных затрат, приходящуюся на конкретный вид продукции.

Точка закрытия предприятия — это объем выпуска, при котором оно становится экономически неэффективным, т.е. при котором выручка равна постоянным затратам:

Q" = F / p, где Q" — точка закрытия.

Если фактический  объем производства и реализации продукции меньше Q", предприятие не оправдывает своего существования и его следует закрыть. Если же фактический объем производства и реализации продукции больше Q", ему следует продолжать свою деятельность, даже если оно получает убыток.

В рамках этого (маржинального) метода величину выручки  от реализации продукции сопоставляют только с переменными издержками по данной продукции. Разность этих величин  по каждому виду продукции выражает долю этого вида продукции в покрытии постоянных издержек производства. Из суммы долей покрытия постоянных издержек по каждому виду продукции вычитают общую величину постоянных издержек. Таким образом, величина доли покрытия постоянных издержек по каждому продукту показывает степень его участия в возмещении этих издержек, а также в достижении прибыли.

 


       Кроме использования  маржинального анализа при формировании  принципов системы оплаты труда  торговых менеджеров, концепция  маржинального дохода вписывается  также и в метод управления и учёта затрат, получивший название директ-костинг. Суть данного метода состоит в том, что на себестоимость относятся только прямые затраты (сырьё, прямая зарплата, транспортировка товара покупателю и др.). Накладные же расходы (административно-управленческие, общефирменные затраты) воспринимаются как некий "груз", который предприятие понесёт в независимости от того, какой объём продаж. Поэтому данные расходы в себестоимость не включаются, и периодически списываются на финансовый результат. Основный смысл данной концепции состоит в следующем: самая точная калькуляция не та, в которую после многочисленных и трудоёмких расчётов включаются все затраты предприятия, а та, в которую вносятся издержки, непосредственно обеспечивающие выпуск данной продукции. Таким образом, при использовании маржинального анализа возможно повысить эффективность финансового управления. Сегодня у нас предприниматели редко считают свой маржинальный доход. Исключение составляет торговля, где маржинальный доход – это фактически торговая наценка. Вместе с тем, в странах с устоявшейся экономикой, маржинальный доход – это не только важный показатель работы предприятия, но и показатель, который отслеживается статистикой и имеет свои сложившиеся рынком средние показатели по разным направлениям деятельности, отраслям и видам продукции. При этом прибыльность работы предприятия определяется суммой общих затрат, которая выплачивается из маржинального дохода. Этот среднеотраслевой показатель вполне может использоваться для финансовых прогнозов, и отклонение относительного маржинального дохода от среднеотраслевых значений вызывает много вопросов, особенно при проектировании бизнеса. …Маржинальный доход на единицу продукции = цена продажи - стоимость прямых затрат на единицу продукции. А относительный маржинальный доход, или норма маржинального дохода = Маржинальный доход / Прямые затраты *100% .Зная отраслевую норму маржинального дохода и планируемый объем продаж, можно рассчитать и выручку, и прямые затраты, и сумму маржинального дохода. Сумма маржинального дохода должна покрыть общие затраты и налоги, а разница составит прибыль предприятия. Отсюда видно, что при одном и том же маржинальном доходе можно получить и прибыль, и убытки, так как маржинального дохода может не хватить на покрытие общих затрат. Осталось разобраться с прямыми затратами. Это затраты, которые можно прямо привязать к единице продукции, например, стоимость материалов по нормам расхода на единицу продукции, или сдельная оплата труда по расценкам на единицу продукции, или другие затраты, которые можно прямо привязать к единице продукции.

Величина маржинального дохода оказывает влияние на прибыль.

1. Если маржинальный доход равен  нулю, то выручки от реализации достаточно только для покрытия переменных затрат.

В этом случае предприятие работает с убытком, величина которого равна постоянным затратам.

2. Если маржинальный доход больше  нуля, но меньше постоянных затрат, то выручки от реализации достаточно для покрытия переменных и части постоянных затрат. В этом случае убыток будет меньше величины постоянных затрат.

3. Если маржинальный доход равен  постоянным затратам, то выручки  от реализации достаточно для  покрытия и переменных, и постоянных  затрат. В этом случае прибыль  равна нулю, убытка нет.

4. Если маржинальный доход больше  постоянных затрат, то за счет выручки от реализации не только покрываются все затраты, но и формируется прибыль.

Показатели маржинального дохода и прибыли являются исходными данными для определения пороговых показателей, необходимых для проведения операционного анализа.  

 

 

 

http://www.elitarium.ru/2009/02/11/marzhinalnyjj_analiz.html

 

 

 

 

    


Информация о работе Современный маркетинг