Способы повышения конкурентоспособности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2012 в 16:20, статья

Описание работы

В настоящее время увеличивается значение конкуренции как основного механизм регулирования хозяйственного процесса.

Файлы: 1 файл

статья.docx

— 24.50 Кб (Скачать файл)

Тема: Способы  повышения конкурентоспособности  Российский предприятий в современных  рыночных условиях.

В настоящее время увеличивается значение конкуренции как основного механизм регулирования хозяйственного процесса.

В современных  экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга  участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. В течение многих десятков лет  в нашей стране, в условиях высокой  монополизации производителей, регулятором  производства продукции являлся  не реальный спрос, а - производство и  административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности  и выпуск показателей.

В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия  и продукции у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении  той продукции, которая подлежала  реализации на внешнем рыке. С развитием  рыночного механизма эта проблема в нашей стране резко обострилась  и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения  конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров. В связи  с этим в современной экономике  главным направлением финансово-экономической  и производственно-сбытовой стратегии  каждого предприятия становится повышение конкурентоспособности  для закрепления его позиций  на рынке в целях получения  максимальной прибыли.

Сложность и многоаспектность, а так же разрозненность качественных характеристик конкурентоспособности  в существующих определениях требуют  уточнения понятия конкурентоспособности.

Конкурентоспособность - это не только способность предприятия  выдерживать конкуренцию и иметь  высокий уровень дохода, это понятие  более глубокое и требует соответствующего анализа [1].

Конкурентоспособность - это величина, состоящая из нескольких слагаемых факторов: качество, цена, послепродажный сервис, маркетинг. Следует  отметить, что одни факторы определяют (составляют) конкурентоспособность  продукции и непосредственно  влияют на ее изменение, другие - обеспечивают конкурентоспособность услуг [2].

Наиболее системно понятие конкурентоспособности  трактуется Л.П. Кураковым: «Конкурентоспособность - уровень преимущества или отставания фирмы, предприятия, организации по отношению к другим участникам-конкурентам на рынке внутри страны и за ее пределами, определяемый по таким параметрам, как технология, квалификация персонала, качество, политика сбыта и т.п. Конкурентоспособность - относительная характеристика товара, отражающая в объективной форме его отличия от товара конкурента как по степени удовлетворения одной и той же существенной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение» [3].

Главная цель, ради которой существует и работает коммерческое предприятие - это генерирование  в долгосрочном периоде постоянного  потока прибыли для владельцев (акционеров) предприятия. С этих позиций конкурентоспособность  предприятия - возможность эффективной  хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в  условиях конкурентного рынка, обеспечиваемой всем комплексом имеющихся у предприятия  средств [4].

С точки зрения общественных потребностей задачей  предприятия является необходимость  создания в процессе производства прибавочного продукта, составляющего основу роста  благосостояния любого общества. С  точки зрения всего общества конкурентоспособность  предприятия может оцениваться  степенью соответствия своего развития общественным потребностям [3].

В качестве базы для сравнения уровня конкурентоспособности  предприятия используются данные по предприятиям-конкурентам. Вместе с  тем при сравнении данного  предприятия с предприятиями-конкурентами необходимо учитывать различные  категории конкурентов: прямых конкурентов (производящих такую же продукцию); косвенных конкурентов (производящих товары-заменители); потенциальных  конкурентов (производящих товары или  услуги, позволяющие удовлетворить  данную потребность другим способом), которые могут относиться к различным  отраслям или сферам деятельности. Выбор тех или иных видов конкурентов для исследуемого предприятия зависит от целей и задач исследователя, что, в свою очередь, приводит к использованию в качестве базы для сравнения либо различных видов товаров (базовый товар; товар-заменитель; услуга, позволяющая удовлетворить данную потребность другим способом), либо различных отраслей, имеющих специфику развития конкуренции и рыночных отношений [5].

Некоторые авторы рассматривают категорию «конкурентоспособность предприятия» как величину постоянную, но она, как и множество других экономических категорий, не является таковой: в определенный период времени  предприятие может быть конкурентоспособным, а в следующий период (при изменившейся конъюнктуре рынка и изменившейся внешней среде) - не конкурентоспособным. Т. е. конкурентоспособность предприятия - категория, зависящая от многих факторов и меняющаяся с течением времени [3].

Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности  и динамику его приспособления к  условиям рыночной конкуренции.

По мнению Философовой Т. Г. конкурентоспособность предприятия зависит от ряда таких факторов, как:

- конкурентоспособность  услуг предприятия на внешнем  и внутреннем рынках;

- вид предоставляемых  услуг;

- ёмкость рынка;

- лёгкость доступа  на рынок;

- однородность  рынка;

- конкурентные  позиции предприятий уже работающих  на данном рынке;

- конкурентоспособность  отрасли;

- возможность  технических новшеств в отрасли;

- конкурентоспособность  региона и страны [1].

На примере  туристской компании «Tam-Tam» попробуем разработать способы повышения её конкурентоспособности на туристском рынке .

Туристическая компания «Tam-Tam» была основана 2 февраля 2005 года. За эти годы приобрела известность и хорошую репутацию среди жителей Красноярска, Норильска, Ачинска, Зеленогорска, Абакана, Минусинска и других городов края.Основное направление деятельности компании – индивидуальные туры в различные страны мира.

Сегодня «Tam-Tam» - стабильная, динамично развивающаяся фирма, в которой работают профессионалы - люди, посвятившие свою жизнь туризму, получившие специальное образование и имеющие большой опыт работы. Четкое представление особенностей той или иной страны, знания, полученные менеджерами в ходе стажировок за рубежом, гарантируют клиентам «Tam-Tam» высокий уровень сервиса.

В результате анализа  деятельности, выявлении сильных  и слабых сторон, туристской компании «Tam-Tam» целесообразно предложить следующие мероприятия:

1.Разработка  печатного каталога турфирмы  туристской компании «Tam-Tam» .

Печатный каталог  туристского агентства «Tam-Tam» из просто информативного должен превратиться в рекламно-информационный. Целесообразно использовать вставки рекламного характера внутри каталога или предварять информативную часть каталога рекламными листовками. Также необходимо в начале каталога давать информацию о том, чем новое издание отличается от старого.

Способы распространения  каталога:

1. Участие в  выставках.

2. Рабочие семинары.

3. Приглашение  в офис за новым каталогом.

4. Реклама о  выпуске нового каталога в журналах и периодических изданиях

5. Презентации нового  выпуска каталога.

 

2.Налаживание  связей с корпоративными клиентами.

Анализ туристской компании «Tam-Tam» показал, что она неэффективно работает с корпоративными клиентами. Поэтому необходимо: во-первых, завести базу данных корпоративных клиентов, а во-вторых, организовать клуб корпоративных клиентов.

1. База данных  позволит анализировать потребности  и структуру клиентов и, соответственно, облегчит общение с ними.

 Из заявки-анкеты  можно получить следующие данные:

  • Название организации.
  • Контактный телефон / факс.
  • E-mail.
  • Адрес.
  • Страна посещения и срок поездки.
  • Цель поездки.

2.Создание клуба корпоративных клиентов подразумевает выпуск клубных карточек, которые дают право на получение скидки постоянным корпоративным клиентам. Помимо чисто финансовых льгот пластиковая карточка имеет имиджевый эффект, и само её наличие стимулирует клиента посещать именно туристской компании "ТамТам".

При работе с  корпоративными клиентами необходимо учитывать сезонность объема потребления  туристических услуг.

Поэтому прекрасной темой для продвижения услуг  турфирмы могут стать различные  Новогодние акции, например, акция "поздравления", которая предусматривает факсимильные поздравления всех организаций с  наступающим Новым годом и  Рождеством.

Опираясь на опыт других туристских фирм, можно сказать, что  это мероприятие должно быть одним  из самых прибыльных, так как корпоративные  клиенты ездят отдыхать или в  командировки обычно за служебный счет, то здесь редко речь идет об экономии средств.

 

3.Распродажа  туров в не сезон по сниженным  ценам.

Фирмой организуются распродажи различных туров по всем направлениям со скидками в денежном (от 10% до 60% в зависимости от направления) эквиваленте. Конечно же, вся эта акция будет иметь надлежащего уровня рекламную поддержку на радио, телевидении, в журналах.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что основная часть этого мероприятия по продажам – распродажа по сниженным ценам  – является средством стимулирования продажи туров. Дополнительная часть  – реклама распродажи – является рекламным средством. Поэтому в  данном случае мы имеем дело с совместным использованием двух видов продвижения: стимулирования продаж и рекламы, но так как основным является стимулирование сбыта, то эффекта от проводимых мероприятий  следует ожидать лишь во время  проведения акции.

Цели проведения рассматриваемой акции:

1) распространить  в информацию о том, что с  ноября по декабрь фирма проводит  распродажу туров по сниженным  ценам;

2) увеличить количество  потенциальных клиентов;

3) увеличить объемы  продаж туров, на которые введены  скидки;

4) увеличить объемы  продаж товаров, на которые  не введены скидки, благодаря  тому, что увеличится количество  клиентов фирмы, и они будут  покупать не только туры, на  которые существуют скидки, но  и другие, на которые нет скидок.

Все вышеперечисленные  мероприятия повлекут за собой повышение  конкурентных преимуществ и укрепления позиции туристской компании «Tam-Tam»на рынке туристских услуг.

Список литературы:

[1] Философова, Т. Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям «Менеджмент», «Экономика» / Т. Г. Философова – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

[2] Фатхутдинов, Р. А. Конкурентоспособность : экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов. – М. : Инфра - М, 2000.

[3] Чайникова, Л. Н. Конкурентоспособность предприятия : учеб. пособие / Л. Н. Чайникова, В. Н. Чайников. – Тамбов : ТГУ, 2007.

[4] Конно, Т. Управление конкурентоспособностью предприятия / Т. Конно. – М. : Новое знание, 2004.

[5] Экономическая эффективность и конкурентоспособность : учеб. пособие / Д. Ю. Муромцев [и др.]. – Тамбов: ТГУ, 2007.

[6] Миронов, М.  Г. Ваша конкурентоспособность  / М.Г. Миронов – М. : Альфа-Пресс, 2004.

[7] Вайнер, С. А. Особенности оценки конкурентоспособности фирмы на рынке услуг // (http://e-lib.gasu.ru).


Информация о работе Способы повышения конкурентоспособности