Становление социального аудита на Западе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 12:03, реферат

Описание работы

Характерными чертами становления зарубежного социального аудита следует считать не только социальные рейтинги или социальную отчетность, но и формирование социальных стандартов, которые стали основой социальной сертификации.
Подавляющая часть зарубежных социальных стандартов разработана неправительственными международными организациями, которые свое основное внимание сосредоточили на корпоративной социальной ответственности, причем для этих международных стандартов характерна определенная специализация, т.е. ориентированность на конкретные сферы корпоративной социальной ответственности.

Файлы: 1 файл

Становление социального аудита на Западе.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Становление социального  аудита на Западе

 

Во второй половине ХХ века произошли важные структурные изменения в социально-экономической системе рыночного хозяйства. Появление и развитие социального аудита – одно из них.  Впервые словосочетание  «социальный аудит» было использовано в 40-х годах Теодором Ж. Крепсом, профессором экономии Стенфордской школы бизнеса.

В 1953 году американский исследователь  Х.Р. Боуэн в одной из своих  книг посвятил около десятка страниц социальному аудиту. Концепции социального аудита, безусловно,  были попыткой теоретически осмыслить то, что появилось нового в сфере социальных отношений в послевоенный период в странах рыночной экономики.

Можно утверждать, что первые практические шаги социального аудита сделали США.  Здесь он начался с того,  что в 40-е годы прошлого столетия стали регулярно проводиться социальные рейтинги. Основное внимание обращалось на оценку отношений частного бизнеса с персоналом, профсоюзами,  с местным сообществом,  а также с местной властью.  Важное значение приобрела и благотворительная деятельность бизнеса, связанная с социальными интересами местного

населения. Экономический рост, характерный для американской экономики в 60-70  годы  имел серьезные отрицательные последствия для общества. Потребители были недовольны ухудшением качества ряда товаров и услуг, некоторые наемные работники протестовали против ухудшения условий безопасности труда и дискриминации в области его оплаты, население многих штатов выражало свое растущее беспокойство в связи с загрязнением окружающей среды.

Важные изменения происходили  внутри делового сообщества. Шумные скандалы,  связанные с неэтичным поведением руководителей крупных корпораций, породило недоверие к ним, что угрожало существенным сокращением клиентуры. Да и сами предприниматели,  прежде чем инвестировать другие компании или их приобрести начали интересоваться не только результатами финансовой деятельности,  но и соци-альным климатом в этих компаниях:  управление персоналом,  уровнем профессиональной квалификации работников, отношениями с профсоюзами и т.п. Таким образом, рождение социального аудита было связано с несколькими важными обстоятельствами.  С одной стороны это был результат давления общества на бизнес с целью регулирования социально-значимых аспектов деятельности корпорации, с другой – осознанием частного бизнеса,  что положительный социальный имидж предприятия

значительно повышает его конкурентную способность.

Во Франции  правовые основы социального аудита стали закладываться под влиянием обострения социального климата на предприятии. В 70-х годах во Франции активно обсуждалась проблема реорганизации предприятия, а в 1977 году был принят закон, обязывающий предприятие предоставлять ежегодный социальный отчет.

Интересную инициативу предложили специалисты английского AccountAbility Institute (Института нефинансовой и этической отчетности). Им принадлежит идея об общественном аудите, когда формируется нечто вроде наблюдательного совета,  в который входят представители 39 различных заинтересованных сторон, призванные наблюдать за процессом отчетности и своим авторитетом удостоверять, что все представленные в отчете сведения – достоверны. Пока эта идея не нашла широкого

применения за рубежом. Время покажет, насколько предложенный AccountAbility подход продуктивен.

Попытки регулирования нефинансовой отчетности предпринимались в разных странах, но лишь в отдельных из них они достигли некоторого законодательного оформления. В том или ином виде на законодательном уровне запрашивается нефинансовая информация в Дании , Швеции, Норвегии, Голландии, Франции, Великобритании и Южной Африке (the King Report on Corporate Governance).  Со стороны некоторых европейских государств,  введение нормативных требований явилось ответом на принятую в 2001 году Европейской комиссией  «Зеленую книгу о корпоративной социальной ответственности».

При этом следует отметить, что  ни в одной из стран регулирование не носит силового характера и не имеет целью тотальный контроль со стороны государства над тем, что делает частный сектор. Как правило, законы не содержат жестких требований по формам отчетности. Компании могут публиковать требуемую информацию в своих годовых отчетах, что они в большинстве случаев и делают, на сайтах, или выбирать иной способ ее предоставления.

По содержанию отчетов также  не предъявляется жестких требований –  фактически законодательные акты являются лишь запросом на информацию по определенным аспектам деятельности. Почти во всех странах первыми нефинансовые отчеты выпускали крупные компании, причем не всегда транснациональные, часто они бы-

ли крупными только для своей  страны или отрасли. Но это были компании, которые задают тон, направление основного развития в своей стране, те, кто раньше других улавливает мировые тенденции и требования, которые начинали предъявлять к бизнес-сообществу в мире. Так, в рейтинге корпоративного управления,  разработанном специалистами рейтингового агентства Standart&Poors, учитывается наличие нефинансовых отчетов, а также информация, представленная в них. При этом наличие

информативного качественного нефинансового отчета может повысить итоговый рейтинг компании на несколько пунктов.

Не наблюдается абсолютной корреляции в отраслевой принадлежности компаний-лидеров отчетности в разных странах. Чаще всего ими оказывались представители фармацевтической,  нефтегазовой,  машиностроительной отраслей, а также сектора потребительских товаров и розничной торговли. Химическая промышленность и банковский сектор во многих странах не отличаются открытостью, за что подвергаются постоянным нареканиям со стороны экспертов, СМИ и неправительственных организаций.

Однако,  несмотря на обширную предысторию  и явный спрос со стороны стейкхолдеров, собственно социальные отчеты до конца 1990-х были единичными.  Отсутствовали и международные стандарты по их подготовке – экономисты и аналитики спорили, какую концепцию оценки социальных инвестиций следует выбрать.

Характерными чертами становления зарубежного социального аудита следует считать не только социальные рейтинги или социальную отчетность, но и формирование социальных стандартов,  которые стали основой социальной сертификации.

Подавляющая часть зарубежных социальных стандартов разработана неправительственными международными организациями,  которые свое основное внимание сосредоточили на корпоративной социальной ответственности, причем для этих международных стандартов характерна определенная специализация,  т.е.  ориентированность на конкретные сферы корпоративной социальной ответственности.

Объективной основой появления  и развития социального аудита стала совокупность самых разнообразных факторов,  характерных для перехода индустриального общества к постиндустриальному,  и в первую очередь, растущей взаимозависимостью между экономикой и социальной сферой,  взаимопроникновением  «экономического»  и  «социального», формированием того, что можно определить как  «социоэкономику».


Информация о работе Становление социального аудита на Западе