Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:35, реферат
В современных фирмах большое внимание уделяется вопросам стратегического планирования и управления. Одна из главных проблем любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития
В современных фирмах большое внимание уделяется вопросам стратегического планирования и управления. Одна из главных проблем любой организации, действующей в условиях рынка, - это проблема ее выживаемости и обеспеченности непрерывности развития. В зависимости от складывающихся условий и обстоятельств, эта проблема решается различными фирмами по-своему, но в ее основе лежит кропотливая и трудоемкая работа по созданию и реализации конкурентных преимуществ. В этом плане развития предприятия, именно стратегическое планирование дает ответ на вопрос о том, как следует осуществлять управление организацией в условиях динамичной, изменчивой и неопределенной среды.
Стратегическое планирование,
рассматриваемое как процесс
практической деятельности
Стратегическое
планирование является
Целью данной курсовой работы
является рассмотрение
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
Объектом изучения является
Предметом изучения – внешняя и внутренняя среда функционирования предприятия.
В последнее время исследования по вопросам стратегического планирования и управления приобретают масштабный характер. Однако имеющаяся литература пока не дает законченного системного представления об указанной проблемной области, необходимого для практической работы специалистов на российских предприятиях.
1.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО
1.1. Стратегическое планирование: сущность и функции
В условиях рынка организация сталкивается с множеством непредсказуемых факторов, что вызывает необходимость отказа от жесткой системы планирования и перехода к гибкой системе ее деятельности. Реализация такого пути связана с разработкой стратегии деятельности организации, в которой определяются главные цели и задачи, их ресурсное и финансовое обеспечение, пути и методы достижения целей и решения возникающих проблем.
Страте́гия ( греч.) - наука войны; ученье о лучшем расположении и употреблении всех военных сил и средств.1
Понятие стратегии берет начало из теории военного дела, так как в понятие «искусство генерала» входит определение общего плана кампании или сражения, выстраивание в последовательности главных действий, выделение направлений главного удара, распределение основных сил по фронту и разработка всех возможных вариантов хода сражений. 2 Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.
Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей.
Планирование — составная часть управления, разработка и практическая реализация планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Характерно и планирование отдельных видов ресурсов (например, социальное планирование). В экономике рыночного типа распространено планирование на уровне компаний, которое, как правило, носит индикативный, ориентирующий характер. В планировании применяются экономико-математические, балансовые методы и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на это органами, лицами.3
В понятие "планирование" входит определение целей и путей их достижения. Планирование деятельности предприятия осуществляется по таким важным направлениям, как сбыт, финансы, производство и закупки. При этом, все частные планы взаимоувязаны между собой.
Процесс планирования проходит четыре взаимосвязанных этапа:
1) разработка общих целей;
2) определение конкретных, детализированных
целей на заданный, сравнительно
короткий период времени (2,5,
3) определение путей и средств их достижения;
4) контроль за достижением
Планирование необходимо для достижения фирмой следующих целей:
- повышение контролируемой доли рынка.
- предвидение требований потребителя.
- выпуск продукции более высокого качества.
- обеспечение согласованных сроков поставок.
- установление уровня цен с учетом условий конкуренции.
- поддержание репутации фирмы у потребителей.
Задачи планирования определяются каждой фирмой самостоятельно в зависимости от деятельности, которой она занимается. В целом же задачи стратегического планирования любой фирмы сводятся к следующему:
1) планирование роста прибыли.
2) планирование издержек предприятия, и, как следствие, их уменьшение.
3) увеличение доли рынка, увеличение доли продаж.
4) улучшение социальной политики фирмы.
Планирование всегда
Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических стратегий. Эти стратегии предназначены помочь организациям достичь своих целей.
Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим обеспечивать основу для управления предприятием. Его задача состоит в том, чтобы в достаточной мере обеспечить нововведения и изменения в организации предприятия.
Так, выделяют четыре основных вида управленческой деятельности в рамках процесса стратегического планирования:
- распределение
ресурсов, в основном ограниченных,
таких как фонды,
- адаптация к внешней среде;
- внутренняя координация (
- осознание организационных
Стратегия представляет
собой детальный всесторонний комплексный
план. Он должен разрабатываться с
точки зрения перспективы всей корпорации,
а не конкретного индивида. Редко
когда основатель фирмы может
себе позволить сочетать личные планы
со стратегий организации. Стратегия
предполагает разработку обоснованных
мер и планов достижения намеченных
целей, в которых должны быть учтены
научно-технический потенциал
Стратегия – это своеобразный
«коридор» использования
Тактика – это пути и этапы движения в рамках развития фирмы в соответствии с поставленной целью.
Реальность стратегии
Тактика – это тоже одна из характеристик
управления, которая связана со стратегией
и является ее необходимым дополнением.
Без определенной тактики невозможна
реализация стратегии. Тактика предполагает
учет тех обстоятельств, которые
невозможно учесть при разработке стратегии,
это обстоятельства, связанные с
конкретными условиями
Стратегия, также как и тактика, должна быть предметом специальных разработок, опирающихся на исследования, прогнозирование, цели, оценки возможностей (ресурсы, опыт, потенциал и прочее).
Стратегическое планирование является составной частью стратегического управления, которое представляет собой процесс, протекающий в три основных этапа:
- определение долгосрочных
- разработка комплекса
- контроль и выявление основных
проблем при реализации
Этапы стратегического управления могут частично совпадать во времени и оказывать влияние друг на друга.
Термины «стратегическое
планирование» и «
Стратегический план - программа укрупненных действий для достижения поставленных целей. Стратегическое планирование - процесс определения конкретных целей организации и направлений действий для их осуществления в соответствии с принятой стратегией. Стратегическое планирование обеспечивает конкретизацию стратегии и достижение выбранных целей путем использования имеющихся преимуществ и создания новых. Решающим плановым решением для организации является формулировка миссии и определение конкретных целей, обеспечивающих ее реализацию. На основе принятых целей и с учетом результатов стратегического анализа вырабатываются решения об основных направлениях действий и соответствующих управленческих процедурах.
Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса, фирма должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции и других факторах.
Стратегический план придает фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.
Стратегические планы должны
быть разработаны так, чтобы
не только оставаться
Существуют следующие виды стратегического планирования5:
- долгосрочное (перспективное) планирование.
Поскольку при разработке
- среднесрочное планирование. В их основе лежит реальный спрос на продукцию организации, изменение ее характеристик в ближайшем будущем, перестройка технологии производства, финансовые ограничения, конъюнктура, риск потери партнера и др. Среднесрочные планы разрабатываются на срок от 1 до 5 лет;
- краткосрочное планирование. Такое
планирование охватывает
- оперативное планирование. В задачу
оперативного планирования
На практике обычно применяют три основные схемы организации процедур стратегического планирования6:
- планирование «сверху-вниз» (характерно для специализированных предприятий) При этом базовая информация, задачи каждого подразделения и ключевые стратегии формируются на уровне предприятия в целом и служат для оперативных подразделений руководящей линией.