Стратегическое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 00:51, реферат

Описание работы

Теория стратегического планирования получила развитие в 60-е годы. Это явилось началом нового этапа развития теории управления и планирования.
Планирование стратегии устанавливает общие направления, следование которым обеспечивает рост и устремление позиций организации.
Основной принцип стратегического планирования – адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.

Файлы: 1 файл

Курсовая работа окд.docx

— 12.30 Кб (Скачать файл)

При  переходе  к  рыночным  отношениям  в   России   планирование   оказалось  практически  полузабытым.  Между  тем,   планирование   –   важная   функция управления любым  предприятием. Многолетний опыт зарубежных фирм  и  российских  предприятий  показал, что недооценка  планирования  предпринимательской  деятельности  в  условиях рынка, сведение  его   к   минимуму,   игнорирование   или   некомпетентное осуществление  зачастую приводят к неоправданным  экономическим потерям  и,  в  конечном счете, к банкротству.

      Грамотные руководители хорошо знают, что  все  великие  битвы  сначала выигрывают  на  бумаге   –   на   плане,   а   только   потом   в   реальной действительности. Рынок не подавляет и не отрицает  планирование  вообще,  а только перемещает эту работу в  первичное  производственное  звено.  Даже  в стране  в  целом  сохраняется  необходимость  планирования,  и  его   нельзя полностью заменить невидимой регулирующей рукой  рынка.  Государство  должно планировать стратегию своего  экономического  развития,  решение  глобальных экологических проблем, крупных  социальных  и  научно-технических  программ, распределение бюджета страны, расходы на оборону и  др.  Успешно  работающие предприятия   осуществляют   не   только    стратегическое    (долгосрочное) планирование, но и детальную  разработку  оперативных  (текущих)  планов  по каждому подразделению и даже рабочему месту.  Календарные  планы  (месячные, декадные,  квартальные,  полугодовые),  конкретизирующие   цели   и   задачи предприятия,   включают   сведения   о   заказах,   об   обеспеченности   их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и  их использовании  с   учетом   срока   исполнения   каждого   заказа.   В   них предусматриваются  расходы  на  реконструкцию  имеющихся  мощностей,  замену

оборудования,  обучение  работников  и   др.   в   условиях   хозяйствования предприятия  широко  используют  преимущества  планирования  в  конкурентной борьбе. Поэтому важно хорошо подготовится к началу ведения предпринимательской деятельности,  уметь  составить  продуманный  и   всесторонне   обоснованный детальный  план  –  документ,  определяющий  стратегию  и  тактику   ведения бизнеса,  технологию,  организацию  производства  и  реализацию   продукции.

    Наличие  такого  плана  позволяет  активно  развивать   предпринимательство,

привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы, а также:

    • максимально  использовать  конкурентные  преимущества  предприятия,
    • предотвращать ошибочные действия;
    • использовать инновации в своей деятельности;
    • своевременно принимать защитные меры против разного рода рисков;
    • объективно оценивать  результаты  производственной  и  коммерческой деятельности предприятия.
  •       Одновременно план является руководством к  действию.  Он  используется для проверки идей, целей,  для  управления  предприятием  и  прогнозирования результатов деятельности. По мере реализации и при  изменении  обстоятельств план может уточняться путем корректировки соответствующих показателей.
  •       План необходим не только крупным и средним, но и  малым  предприятиям. Стратегическое планирование  (определение  общей  стратегии)  осуществляется высшим руководством предприятия, а разработкой годовых и календарных  планов (месячных, декадных и т.д.) занимаются все его службы. Начинать  любое  дело  без  плана   слишком   рискованно.   Поэтому   каждый предприниматель должен знать основы планирования в новых условиях.  Рынок  и план, в общем  едины. Они не исключают, а  уместно  дополняют  друг  друга.  В результате выигрывает  дело  и,  следовательно,  каждый  принимающий  в  нем участие.
  •        План –  это  образ,  модель  будущего;  планирование  –  умственный  процесс обработки информации по обоснованию предстоящих действий.
  • Стратегическое планирование
  • Рынок, оказывая воздействия на деятельность фирмы, требует не просто планирования, а стратегического планирования, которое предусматривает выработку и осуществление стратегии по отношению к рынку, к конкурентам, к покупателям.
  • Теория стратегического планирования получила развитие в 60-е годы. Это явилось началом нового этапа развития теории управления и планирования.
  • Стратегическое планирование, пришедшее на смену долгосрочному планированию, отличается от него. Основное отличие – в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста. Руководители организаций обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся. Поэтому при планировании ставятся оптимистические цели.
  • В системе стратегического планирования не делается предположение, что будущее станет лучше прошлого и что его можно изучать, проецируя сложившиеся тенденции на последующие периоды. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции.
  • Еще одно отличие состоит в том, что стратегия – это не индикатор времени, а направление развития. Стратегия включает в себя всю совокупность глобальных идей развития фирмы, а не только сосредоточена на конкретном периоде.
  • Планирование стратегии устанавливает общие направления, следование которым обеспечивает рост и устремление позиций организации.
  • Основной принцип стратегического планирования – адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.
  • Текущее планирование
  •      Текущее планирование осуществляется путем  детальной  разра-
  • ботки оперативных планов для компании в целом и ее отдельных под-
  • разделений в международном масштабе, в частности, программ марке-
  • тинга, планов по научным исследованиям, планов  по  производству,
  • материально-техническому снабжению. Основными  звеньями  текущего плана производства являются календарные планы, которые  представляют собой детальную конкретизацию целей  и  задач,  поставленных стратегическим и среднесрочным планами. Календарные планы  производства составляются на основе сведений о наличии заказов,  обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом обусловленных  сроков исполнения каждого заказа. В календарных планах  производства предусматриваются расходы на  реконструкцию  имеющихся  мощности, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту продукции и предоставлению услуг включаются показатели по экспорту продукции, заграничному  лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию.
  •         Реализация оперативных планов  осуществляется  через  системы
  • бюджетов или финансовых планов, которые  составляются  обычно  на
  • год или на более короткий срок по каждому отдельному  подразделению центру прибыли, а затем консолидируются  в  единый  бюджет,
  • или финансовый план фирмы. Бюджет формируется на основе  прогноза
  • сбыта, что необходимо для достижения намеченных  планов  финансовых показателей. При его составлении прежде всего учитываются показатели, разработанные в стратегических или оперативных  планах. Через бюджет осуществляется  взаимосвязка  между  стратегическим, текущим и другими видами планирования.
  • Бюджет фирмы представляет собой выражение оперативного  плана в денежных единицах, он как бы увязывает оперативный и  финансовый планы, давая возможность предвидеть конечный результат деятельности, то есть размеры и норму прибыли. Составление  бюджетов занимаются обычно различные службы или специальные секторы.  Особые комитеты, состоящие из высших администраторов,  рассматривают уже готовый бюджет. Глава фирмы утверждает бюджет и несет  ответственость за эффективность методов по его разработке. Основу бюджета составляет прогноз продаж и  исчисление  издержек  производства. На основе прогноза продаж составляются  планы  производства, снабжения, запасов, научных исследований, капитальных инвестиций, финансирования, денежных поступлений. Бюджет фирмы охватывает  все стороны ее деятельности и базируется на оперативных планах  отделений и предприятий фирмы,  поэтому  он  служит  также  средством координации работы всех звеньев фирмы.
  • Оперативное планирование
  • Оперативное планирование представляет собой осуществление текущей деятельности планово-экономических служб в течение короткого периода, например, разработка годовой производственной программы, составление квартальных бюджетов предприятия, контроль и корректировка полученных результатов и т.п.
  • Оперативное планирование производства является завершающим звеном плановой работы на предприятии - продолжением и конкретизацией заданий техпромфинплана. Оно заключается в разработке на основе годовых планов конкретных производственных заданий на короткие промежутки времени как для предприятия в целом, так и для его подразделений и в оперативном регулировании хода производства по данным оперативного учета и контроля. Особенностью этого вида планирования является сочетание разработки плановых заданий с организацией их выполнения.
  • Задачей оперативно-производственного планирования является организация равномерной, ритмичной взаимосогласованной работы всех производственных подразделений предприятия для обеспечения своевременного выполнения государственного планового задания при экономном расходовании ресурсов, и высоком качестве продукции, т. е. достижение наилучших конечных результатов производства.
  • Оперативное планирование складывается из календарного планирования и диспетчирования (оперативного регулирования).
  • В объем работ по оперативному планированию входит:
  • разработка прогрессивных календарно-плановых нормативов движения производства;
  • составление оперативных планов и графиков для цехов, участков, бригад и рабочих мест и их доведение до непосредственных исполнителей;
  • оперативный учет и контроль хода производства, предупреждение и выявление отклонений от предусмотренных планов и графиков и обеспечение стабилизации хода производства.
  • Календарное планирование включает распределение годовых плановых заданий по производственным подразделениям и срокам выполнения, а также доведение установленных показателей до конкретных исполнителей работ. С его помощью разрабатываются сменно-суточные задания, и согласуется последовательность выполнения работ отдельными исполнителями. Исходными данными для разработки календарных планов служат годовые объемы выпуска продукции, трудоемкость выполняемых работ, сроки поставки товаров на рынок и другие показатели социально-экономических планов предприятия.
  • При реализации разработанного календарного плана ведется оперативный учет хода его выполнения - осуществляется сбор информации о фактическом выполнении плана, ее переработка и передача соответствующим службам предприятия. На основе полученной информации осуществляется диспетчирование, заключающееся в выявлении и устранении намечающихся отклонений от запланированного хода производства, в принятии мер, обеспечивающих комплектный ход производства, наилучшее использование рабочего времени и материальных ресурсов, высокую загрузку оборудования и рабочих мест.
  • Оперативное планирование производства по месту его выполнения делится на межцеховое и внутрицеховое. Межцеховое планирование обеспечивает разработку, регулирование и контроль выполнения планов производства и продажи продукции всеми цехами предприятия, а также координирует работу основных, проектно-технологических, планово-экономических и других функциональных служб. Содержанием внутрицехового планирования является разработка оперативных планов и составление текущих графиков работы производственных участков, поточных линий и отдельных рабочих мест на основе годовых планов производства и продажи продукции основных цехов  предприятия.
  • В современном производстве широко распространены различные системы оперативного планирования, определяемые как внутрифирменными факторами, так и внешними рыночными условиями. Под системой оперативного планирования производства в экономической литературе принято понимать совокупность различных методик технологий плановой работы, характеризующихся степенью централизации, объектом регулирования, составом календарно-плановых показателей, порядком учета и движения продукции и оформления учетной документацией. Обязательным условием эффективного функционирования системы оперативного планирования производством является наличие обоснованной нормативной базы, куда входят, в частности: календарно-плановые нормативы, нормы материалоемкости, нормы использования производственных мощностей, нормы материальной обеспеченности производства. Выбор той или иной системы оперативного планирования в условиях рынка определяется главным образом объемом спроса на продукцию и услуги, затратами и результатами планирования, масштабом и типом производства. 
  • Следовательно, планирование – это метод хозяйственного предвидения и программирования, основанных на детальных расчетах. В плане предприятия с одной стороны, содержатся задание на перспективу каждого работника, а с другой – предписания для руководителей об управленческих решениях, которые они должны поэтапно принимать, помогая коллективу достичь поставленной цели.
  • Разработка оперативных планов производства
  • Оперативное планирование производства заключается в разработке важнейших объемных календарных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Всякий процесс оперативного планирования предусматривает выполнение экономистами-менеджерами таких этапов деятельности, как выбор стратегии развития предприятия, обоснование формы организации производства, определение логистической схемы движения материальных потоков, разработка основных календарно-плановых нормативов, оперативное планирование работы производственных подразделений организационная подготовка производства, непосредственная организация оперативной работы, текущий контроль и регулирование хода производства.
  • В оперативном планировании производства в зависимости от разрабатываемых показателей применяются такие основные методы, как объемный, календарный, а также их разновидности: объемно-календарный и объемно-динамический.
  • Объемный метод предназначен для распределения годовых объемов производства и продажи продукции предприятия по отдельным подразделениям и более коротким временным интервалам — квартал, месяц, декада, неделя, день и час. С его помощью формируются месячные производственные программы основных цехов и планируются сроки выпуска продукции или выполнения заказа во всех выпускающих подразделениях предприятия.
  •   Календарный метод применяется для планирования конкретных временных сроков запуска и выпуска продукции, нормативов длительности производственного цикла и опережений производства отдельных работ относительно выпуска головных изделий, предназначенных для реализации на соответствующем рынке продукции. Данный метод основывается на использовании прогрессивных норм времени для расчета производственных циклов изготовления отдельных деталей, планируемых комплектов продукции и выполнения сборочных процессов.
  • Объемно-календарный метод позволяет планировать одновременно сроки и объемы выполняемых на предприятии работ в целом на весь предусмотренный период времени — год, квартал, месяц и т.д. С его помощью рассчитываются продолжительность производственного цикла выпуска и поставки продукции на рынок, а также показатели загрузки технологическою оборудования и сборочных стендов в каждом подразделении предприятия.
  • Объемно-динамический метод предусматривает тесное взаимодействие таких планово-расчетных показателей, как сроки, объемы и динамика производства продукции, товаров и услуг. В условиях рынка этот метод позволяет наиболее полно учитывать объемы спроса и производственные возможности предприятия и создает планово-организационные основы оптимального использования наличных ресурсов на каждом предприятии.                                                                                                                                                                                                      
  • В соответствии с рассмотренными методами необходимо различать виды оперативного планирования производства: календарное, объемное и смешанное.
  • Таким образом, можно сказать, что основная задача оперативного планирования сводится в конечном итоге к обеспечению на предприятии слаженного и ритмического хода всех производственных процессов с целью наибольшего удовлетворения основных потребностей рынка, рационального использования имеющихся экономических ресурсов и максимизации получаемой прибыли.          
  • Заключение
  • Планирование — это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.
  • Планирование является органической составной частью предпринимательской деятельности, независимо от организационно-правовой формы собственности и размера предприятия, неотъемлемым фактором существования предприятия. Оно формирует основу для выбора структуры управления, подбора персонала, предопределяет стиль руководства и устанавливает нормы для контроля. На основе планирования осуществляется связь между современным состоянием организации и тем, которого она хочет достичь в будущем.
  • С конкретно-управленческой точки зрения планирование можно определить, как способность предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и выявлять ресурсы, необходимые для достижения определенных задач на основе оптимизации управленческих решений. Оно помогает ответить на такие важные вопросы, как место нахождения; где находится организация в настоящее время (экономическая позиция организации); каковы результаты и условия ее деятельности; как и при помощи каких ресурсов, могут быть достигнуты цели организации. На основе планов, созданных предприятием, в дальнейшем определяются решения совета директоров хозяйственного общества, формируется система мотивации привлечения к их выполнению персонала, контроль достигнутых результатов и их оценка с точки зрения плановых показателей.
  •                     Список использованной литературы
  1. Алексеева М.М. «Планирование деятельности фирмы», Москва «Финансы и статистика», 1997
  1. Ансофф И.  Стратегия управления – М.: Экономика, 1989
  2. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник.- М.: Инфра- М., 1999
  3. Куксов В.А. Планирование деятельности предприятия//Экономист.- 1996.-№6.- С.61-67.
  4.                             

Информация о работе Стратегическое планирование