Стратегии маркетинга территории. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2014 в 21:39, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение стратегии маркетинга территории, а так также конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности региона.
Среди документов высшего субъекта власти в РФ можно найти мысли о том, что главной идеей нашего вхождения в XXI век должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики. Все действия всех органов власти и политиков должны оцениваться по единственному критерию: способствуют ли эти действия укреплению или ослаблению конкурентоспособности России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….…….3
1 Стратегии маркетинга территории…………………………………….……5
1.1 Сущность и разновидности территориального маркетинга……….5
1.2 Субъекты маркетинга территорий, их цели и интересы……………6
1.3 Стратегии маркетинга территорий………………………………….12
Маркетинг населения, персонала…………………………………….15
2 Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона..19
2.1Конкурентные преимущества регионов……………………………..19
2.2 Формы межрегиональной конкуренции…………………………….20
2.3 Межрегиональная конкуренция кластеров…………………………..21
2.4 Задачи власти по повышению конкурентоспособности региона…24
Заключение………………………………………………………………………26
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

реферат_по_маркетингу[1].doc

— 169.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Инвестиционная привлекательность регионов как фактор их 
конкурентоспособности

    1. Конкурентные преимущества регионов

На рынке конкурируют не только отдельные предприятия различных регионов, но функции, выполняемые регионами в народнохозяйственном разделении труда, то есть конкурентные преимущества отдельных регионов.

Конкурентные преимущества каждого региона могут быть абсолютными и относительными.

Абсолютные конкурентные преимущества региона связаны с наличием уникальных ресурсов и возможностей в данном регионе (географическое положение, минеральные ресурсы, пейзажи, сочетание производств и др.). В качестве примера конкуренции географического положения можно привести конкуренцию Новосибирска, Красноярска и Иркутска за обслуживание трансполярных грузовых и пассажирских авиаперевозок.

Относительные конкурентные преимущества

обусловлены лучшими по сравнению с другими регионами возможностями или условиями производства и сбыта той или иной продукции или предоставления услуг (себестоимость, качество, упаковка, доступность и т.д.).

В качестве конкурентных преимуществ выступает не только количественные параметры или доля рынка, но и качественные характеристики функций региона, товаров или услуг, выпускаемых его предприятиями. Конкурентные преимущества нужно также разделить на ф

актические, или реализованные и потенциальные, то есть не используемые в настоящее время. В последнем случае необходимо определить условия реализации потенциальных конкурентных преимуществ и разработать бизнес-план вывода потенциального конкурентного преимущества в число фактических.

 

 

 

 

2.2Формы межрегиональной конкуренции

Экономическое и социальное развитие региона зависит от конкурентоспособности на внешних рынках не только ведущих народнохозяйственных функций региона и главных его предприятий, но и от сравнительной привлекательности региона для инвесторов, которую также следует рассматривать как один из аспектов конкурентоспособности.

Одна из главных целей, к которой должен стремиться в своем социально-экономическом развитии любой регион, находящийся в рыночных условиях, – это достижение положительного финансового сальдо с внешней средой. Регион тогда развивается успешно, когда денег за проданные за его пределы товары или услуги, приходит больше, чем из него уходит. Особую роль в этом процессе играет привлечение инвестиций, которые в значительной мере  остаются, «овеществляются» в регионе в форме основного капитала и, следовательно, не могут вновь «уйти» за его пределы.

В условиях дефицита ресурсов на рынке инвестиций регионы России находятся в состоянии конкурентной борьбы. Можно выделить два типа межрегиональной инвестиционной конкуренции:

  • между предприятиями и кластерами, находящимися в данном регионе и в других регионах или странах;
  • между региональными властями за привлечение инвестиций в регионы.

Однако не следует сбрасывать со счетов тот факт, что может существовать и существует на деле внутрирегиональная конкуренция за инвестиционные ресурсы между отдельными предприятиями и муниципальными образованиями. Отдельные предприятий, находящиеся в регионе конкурируют непосредственно за инвестиционные ресурсы в различных их формах: капитальных вложений, кредитов, вложений в уставной капитал, лизинга и т.п. Конкуренция идет не только с предприятиями других регионов, но и внутри – с предприятиями того же региона. Последняя форма конкурентной борьбы негативно влияет на социально-экономическое развитие региона и нежелательна для региональной власти. Не отрицая ее позитивной соревновательной роли (особенно, между муниципальными образованиями), во многих случаях она приводит к развитию одних хозяйствующих субъектов в регионе в ущерб другим, ослабляя таким образом, экономическую мощь региона. Поэтому задача региональной власти в привлечении инвестора двуедина. С одной стороны, нужно стремиться к максимально возможному для данной инвестиционной емкости территории привлечению внешних инвестиций и реинвестированию собственных путем создания благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. С другой стороны, необходимо регулировать внутрирегиональную конкуренцию, поддерживая ее в определенных, «стимулирующих» производителя рамках.

 

2.3 Межрегиональная конкуренция кластеров

Регионы и отдельные муниципальные образования, развивающиеся в условиях рыночной экономики, с точки зрения конкурентной борьбы следует рассматривать как комплексные (совокупные) субъекты хозяйственной деятельности, состоящие из множества отдельных хозяйствующих субъектов. Находясь на одной территории региона, эти субъекты объединены общей инфраструктурой, используют одни и те же региональные трудовые, территориальные, энергетические и другие ресурсы, связаны между собой системой экономических, управленческих и просто межличностных связей. Таким образом, все или большинство хозяйствующих субъектов, расположенных в регионе, выходят на внешний по отношению к региону рынок, имея в определенной степени сходные интересы и цели, главная их которых заключается в завоевании и удержании определенного сегмента этого рынка. Одним из факторов достижения такой цели является упорядочение в внутри региона для выхода на внешний рынок с наиболее эффективными, конкурентоспособными товарами и услугами.

Конкурентоспособность региона во внешней среде определяется развитием в нем как отдельных производств и видов деятельности, так и групп технологически, экономически и организационно взаимосвязанных производств, компаний и организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся работой, в конечном счете, на внешний рынок. Такие группы в теории конкуренции называют конкурентными кластерами. Применительно к кластерам, замыкающимся на выпуск продукции или услуг за пределы региона можно говорить о региональных конкурентных кластерах.

Обобщенная схема кластера, расположенного в регионе, представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 Схема кластера

 

Кластеры можно классифицировать по целому ряду признаков, например:

  • По номенклатуре продукции (многопрофильный, однопрофильный).
  • По степени внешней зависимости («свои» или внешние ресурсы использует).
  • По характеру конечной продукции/услуги (сырье, полуфабрикат, компонент, готовое изделие).
  • По масштабу и структуре рынков сбыта.
  • По доле в экономической базе регион, в объеме областного и национального рынка.
  • По географии сбыта (за пределами региона или в нем).
  • По степени технологической, экономической и организационной изолированности от других кластеров региона.
  • По эффективности для регионального бюджета.

Рисунок -2 Примеры конкурентных кластеров

 

Формирование региональных конкурентных кластеров позволяет также устранять негативные последствия внутрирегиональной конкуренции, а также повышать конкурентоспособность региона в целом.

 

2.4 Задачи власти по повышению конкурентоспособности региона

Основным инструментом конкурентной борьбы региональных властей является создание комплекса условий для ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности на территории. Создание такого комплекса, выявление и усиление существующих и создание новых конкурентных преимуществ данного региона – одна из основных задач инвестиционной стратегии региона.

Первым этапом работы по повышению конкурентоспособности региона является составление перечня его фактических и потенциальных конкурентных преимуществ, начиная от его географического положения и заканчивая идеями, которые могли бы обеспечить повышение конкурентоспособности региона во внешней среде.

Второй этап заключается в выявлении и классификации конкурентных кластеров - групп компаний и организаций, совокупным результатом деятельности которых является выпуск продукции (оказание услуг) для реализации за пределами регион.

На третьем этапе выявляются направления повышения конкурентоспособности кластеров. Это может быть:

1.Повышение прибыльности предприятий.

2.Увеличение доходов бюджета.

3.Увеличение доходов занятых  и уровня жизни населения.

4.Повышение эффективности использования  ресурсов региона.

5.Обеспечение долговременной экономической стабильности.

6.Повышение инвестиционной привлекательности.

7.Активизация предпринимательской  активности в сопутствующих сферах.

8.Освобождение (вывод из кластера) непрофильных (неконкурентоспособных) производств и видов деятельности.

Дополнительными направлениями повышения конкурентоспособности региона являются:

•Создание фирм дополняющих, обслуживающих и поддерживающих стрежневую деятельность существующих в регионе кластеров.

•Стимулирование организационного объединения разрозненных производств и видов деятельности, входящих в один кластер.

•Ликвидация межкластерной конкуренции в регионе.

•Уменьшение зависимости деятельности кластеров от внешних ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В работе были подробно рассмотрены принципы и “технологии” планирования рыночной стратегии в системе маркетинга. Теперь обобщим представленный материал и сделаем выводы по проделанной работе.

Важнейшими составными частями фирменной плановой работы, осуществляемой на основе принципов и методов маркетинга, являются стратегическое планирование и планирование (составление плана) маркетинга.

Стратегия - это генеральная программа действий, выявляющая приоритеты проблем и ресурсы для достижения главной цели. В условиях развитого рынка разработка и применение стратегии маркетинговой деятельности - одна из важнейших функций руководителей высшего звена. Стратегическое планирование опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.

План маркетинга описывает текущую рыночную ситуацию, цели маркетинговой деятельности, маркетинговые стратегии на текущий период. В его состав также включаются: программа действий, бюджет маркетинга, контрольные мероприятия. Программа действий - это совокупность мероприятий, которые должны осуществить маркетинговые и другие службы организации, чтобы с помощью выбранных стратегий можно было достичь цели маркетингового плана. Бюджет маркетинга - раздел плана маркетинга, отражающий проектируемые величины доходов, затрат и прибыли. Утвержденный бюджет является основой для закупок материалов, планирования производства и трудовых ресурсов, маркетинговой деятельности. План маркетинга охватывает планы для отдельных продуктовых линий, отдельных видов продуктов и отдельных рынков.

При выходе на зарубежные рынки предприятие сталкивается с совершенно особыми условиями, каждое из которых способно кардинально изменить стратегию маркетинговой деятельности. Поэтому фирма должна досконально изучить страну и ее рынок, разработать программу преодоления маркетинговых опасностей, реализации маркетинговых возможностей, определить техническую, экономическую, социальную политику своей фирмы, тем самым, с одной стороны, предотвратить провал, с другой - обеспечить успех своей продукции и своей фирмы.

 

 

Список используемой литературы

 

1. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг / Учебное пособие. М.: Дело, 2000. – 486c. 
2. Аниськова О.Д. Мир бизнеса: консультации и комментарии  // Маркетинг. - 2003. - №3. – 390c. 
3. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия / Учебник для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2001.- 412c.

4. Дорошев В.И. Введение в теорию маркетинга /Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2004. – 364c.

5. Маркетинг: Учебник /Под ред. проф. Уткина Э.А. - М.: Изд-во ЭКМОС, 2003. – 415c. 
6. Основы предпринимательской деятельности: Маркетинг^ Учебное пособие / Под ред. В.М. Власовой. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 240 с.

 


 



Информация о работе Стратегии маркетинга территории. Конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность региона