Стратегии маркетинговой деятельности. Система Public relations

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2015 в 17:13, контрольная работа

Описание работы

Наиболее распространённый тип классификации, при котором все возможные маркетинговые стратегии делятся на четыре основных группы. Основные принципы, согласно которым должны строиться связи с общественностью. Развитие PR-деятельности. Объекты сегментации рынка сбыта.

Файлы: 1 файл

мартекинг.docx

— 424.78 Кб (Скачать файл)

1 ВИДЫ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ

 

Стратегии маркетинговой деятельности организации могут быть разных видов. Их классификацию можно проводить по различным признакам.

Рассмотрим наиболее распространённый тип классификации, при котором все возможные маркетинговые стратегии делятся на четыре основных группы:

- стратегии концентрированного  роста

-  стратегии интегрированного  роста

-  стратегии диверсифицированного  роста и стратегии сокращения

Рассмотрим их более детально.

Стратегии концентрированного роста подразумевают деятельность предприятия, направленную на изменение производимого товара или даже рынка, на котором этот товар реализуется. Здесь может быть применена модернизация продукта, поиск нового рынка сбыта и т.д. К этому виду стратегий относятся:

- стратегия усиления  положения на рынке. При этом  происходит “горизонтальная” деятельность  – борьба с конкурентами за  долю на рынке.

- стратегия поиска новых рынков для уже существующего вида товара.

- стратегия развития  товара.

Стратегии интегрированного роста представляют собой деятельность по расширению структуры предприятия. В этом случае рост происходит за счёт “вертикального” развития. Предприятие может начать производить новые продукты или услуги. К этому виду относятся:

- стратегия обратной  вертикальной интеграции – влияние  и контроль за поставщиками, дилерами, распространителями и дочерними организациями.

- стратегия идущей вперед  вертикальной интеграции – влияние  на конечных покупателей товара.

- стратегии диверсифицированного  роста используются в тех случаях, когда предприятие не имеет  возможности развиваться на существующем  рынке с производимым товаром. В результате этого может быть выбрана одна из нижеследующих маркетинговых стратегий:

- стратегия центрированной  диверсификации базируется на  возможности производства нового  продукта за счёт уже имеющихся  ресурсов или резервов предприятия. Как правило в качестве источника средств выступают уже производимые товары.

- стратегия горизонтальной  диверсификации предполагает внедрение  на существующий рынок нового  товара, связанного со старым, но  технически отличного от уже имеющегося в продаже.

- стратегия конгломератной  диверсификации – наиболее сложная  для реализации – подразумевает  внедрение абсолютно нового товара, не имеющего связей со старыми  товарами.

         - стратегии сокращения применяются, как правило, после долгосрочных  периодов развития, и нужны для  реорганизации предприятия с  целью повышения эффективности  его работы. К таким стратегиям  причисляют:

- стратегия ликвидации  бизнеса – полное прекращение  деятельности предприятия.

- стратегия “сбора урожая” – направлена на постепенное сокращение деятельности до нулевого уровня с получением максимально возможной прибыли.

- стратегия сокращения  деятельности подразумевает ликвидацию  каких-либо подразделений организации  с целью получения возможности  развития других.

- стратегия уменьшения  расходов подразумевает сокращение  затрат по всем возможным статьям.

Модель конкурирующих сил рынка Портера

Модель была предложена американским ученым Майклом Портером. Ее исходная идея состоит в том, что в центре внимания предприятия стоит не только удовлетворение потребностей покупателей, но и так называемые конкурирующие силы рынка.

Для получения прибыли выше средней предприятие должно иметь сильную позицию по отношению к конкурентам. Портер выделяет их всего две: более низкие издержки и специализацию.

Под более низкими издержками понимается не просто меньшая, чем у конкурентов, сумма затрат на производство, а способность фирмы разрабатывать, производить и реализовать товар более эффективно, чем конкуренты. Другими словами, чтобы достичь этого типа конкурентного преимущества, фирма должна быть в состоянии организовать с меньшими затратами и в более короткие сроки весь цикл операций с товаром от его конструкторской проработки до продажи конечному потребителю.

Не однозначно и понимание сути специализации. Это вовсе не сосредоточение на выпуске только определенного круга товаров, а способность удовлетворять особые потребности покупателей и получать за это премиальную цену, т.е. цену в среднем более высокую, чем у конкурентов. Иными словами, для обеспечения такого типа конкурентных преимуществ фирма должна научиться искусству выделяться в толпе конкурентов (реализуется принцип дифференциальных преимуществ), предлагая покупателям товар, заметно отличающийся либо высоким уровнем качества при стандартном наборе параметров, определяющих это качество, либо нестандартным набором свойств, реально интересующих покупателя.

Имея в виду такое толкование конкурентных преимуществ и с целью их получения, модель Портера выделяет следующие базовые стратегии:

- массового маркетинга

- дифференцированного маркетинга

- концентрированного маркетинга

Стратегия массового маркетинга предполагает достижение конкурентных преимуществ по издержкам. В этом случае все действия и решения предприятия должны быть направлены на снижение затрат. Прочие характеристики (качество, сервис) хотя и являются подчиненными, но не должны совсем оставаться без внимания. Используя стратегию, фирма ориентируется на широкий рынок и предлагает товары в большом количестве. Внимание и усилия сосредоточены не на том, чем отличаются потребности отдельных групп потребителей,а на том, что в этих потребностях общего.

К необходимым предпосылкам использования стратегии массового маркетинга относят:

- большую долю рынка  или другие существенные преимущества         строительство производственных  сооружений эффективной величины

- строжайший контроль  расходов

- использование возможностей  снижения затрат 

Стратегия дифференцированного маркетинга состоит в том, что фирма производит различные виды одного товара, отличающиеся от продукции конкурентов и имеющие нечто неповторимое с точки зрения потребителей. Факторами дифференциации могут служить особо улучшенное качество, специфические сырьевые материалы, оригинальное внешнее оформление, упаковка и т.д

К необходимым предпосылкам использования стратегии дифференцированного маркетинга относят:

- достаточную известность  предприятия

- возможность проведения  широких маркетинговых исследований

- применение материалов  высокого качества и соответствующего  дизайна

- интенсивную работа с потребителями

- учет соотношения «цена - качество»

Стратегия концентрированного маркетинга предусматривает, что фирма концентрирует свои усилия на одном или нескольких немногочисленных сегментах рынка и предлагает товары в расчете на удовлетворение потребностей именно этих групп покупателей. Лидерство в специфическом сегменте достигается через низкие затраты и цены или уникальность товара, или то и другое вместе. Для этого фирма может контролировать издержки, концентрируя усилия на нескольких ключевых товарах, предназначенных для специальной группы потребителей, создавая высокую репутацию при их обслуживании.

 

 

 

 

 

 

2. Система Public relations.

 

ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ, РR (Public relations, PR) – разновидность маркетинга, заключающаяся в стимулировании спроса на товар определенной фирмы путем формирования благоприятного общественного мнения об организации и ее продукции в целом.

Понятие «PR» (буквально – «публичные отношения», чаще переводят как «связи с общественностью») первоначально сформировалось в сфере бизнеса. Однако в наши дни оно стало употребляться и для обозначения политической агитации.

Изучением пиара как особой сферы социальных отношений занимаются такие науки как социальная психология, логика, информатика, менеджмент и маркетинг.

 

Сущность PR.

Точное и исчерпывающее определение PR дать крайне сложно из-за широты целей и действий, охватываемых этим понятием. Поэтому до сих пор нет четкой общепринятой формулировки.

Например, Институт общественных отношений в Великобритании считает, что пиар – это планируемые, продолжительные усилия, направленные на создание и поддержание доброжелательных отношений и взаимопонимания между организацией и ее общественностью, где под «общественностью» понимаются работники данной организации, ее партнеры и потребители ее продукции. В Новом международном словаре Уэбстера PR определяется как «содействие установлению взаимопонимания и доброжелательности между личностью, организацией и другими людьми, группами людей или обществом в целом посредством распространения разъяснительного материала, развития обмена информацией и оценки общественной реакции». Наиболее лаконичное определение пиара, предложенное английским социологом Сэмом Блэком, гласит: «Пиар – искусство и наука достижения гармоний посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности».

Основным назначением пиара является достижение высокой общественной репутации фирмы (или иной организации либо частного лица, нуждающегося в PR-услугах). Следует отличать пиар от рекламы: хотя и то и другое обеспечивает процесс деловых коммуникаций, однако реклама рассказывает о товаре, а пиар – о фирме-производителе.

Основные принципы, согласно которым должны строиться связи с общественностью, были сформулированы С. Блэком:

    • открытость информации;
    • опора на объективные закономерности массового сознания, а также отношений между людьми, организациями, фирмами и общественностью;
    • решительный отказ от субъективизма, волюнтаристского подхода, нажима на общественность, манипулятивных попыток выдавать желаемое за действительное;
    • уважение индивидуальности, ориентация на человека, его творческие возможности;
    • привлечение на работу специалистов высшей квалификации с максимальным делегированием полномочий вплоть до самых низовых исполнителей.

Конечно, в реальной жизни далеко не всегда эти принципы реализуются в полной степени. Например, открытость информации редко означает желание поведать публике действительно всю информацию – ей сообщают то, что повышает имидж фирмы, но не спешат рассказывать о ее ошибках и просчетах. Хотя формально специалисты пиара осуждают трюки и манипулирование, фактически они часто занимаются именно навязыванием общественности своей точки зрения.

 

 

Развитие PR-деятельности.

Как профессиональная сфера деятельности, PR впервые начала развиваться в США. Обобщая главным образом именно американский опыт, американский экономист Р.Смит выделил четыре этапа в истории пиара:

 Таблица 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ PR

 

Название этапа

Цель PR-мероприятий

Характер коммуникаций

1.

«Эра манипулирования» (19 в.)

Пропаганда

Односторонняя

2.

«Эра информирования» (начало 20 в.)

Распространение информации и правдивость

3.

«Эра убеждения» (середина 20 в.)

Влияние на общественное мнение и поведение

Двусторонняя

4.

«Эра взаимовлияния» (конец 20 в.)

Взаимопонимание и разрешение конфликтов


 

 

Впервые официально само выражение «public relations» употребил американский президент Томас Джефферсон в 1807 в Седьмом обращении к Конгрессу. В 1830-е это понятие вошло в употребление как «relations for the general good» («отношения ради всеобщего блага»). Широкое распространение прессы вызвало появление пресс-агентов, которые по сути являются предшественниками будущих PR-менов.

В начале 20 в. происходит рождение профессиональной PR-специализации. Это связано с усилением «большого бизнеса», представители которого имели в глазах основной массы населения негативную репутацию людей, готовых ради прибыли на любые нарушения законов и морали. Главной задачей пиара стало именно установление доброжелательных взаимоотношений между предпринимательским сословием и остальной частью населения, преодоление непонимания между ними, недоверия и зависти.

Обычно «отцом» современного пиара называют американского журналиста Айви Ли. В 1906 он опубликовал Декларацию о принципах PR, своего рода первый моральный кодекс профессии. Основной задачей PR-специалистов А.Ли назвал «побуждать людей верить в то, что правления корпораций преследуют искреннюю цель заручиться их доверием». Если ранее пиаром занимались сотрудники фирм-производителей, то теперь появляются специальные PR-фирмы, выполняющие заказы различных коммерческих и некоммерческих организации.

Научные основы PR как дисциплины заложил в середине 20 в. Эдвард Л.Бернейз. В это же время завершается консолидация PR-сообщества: создаются международные объединения специалистов, работающих в сфере связей с общественностью (1948 – Институт PR в Великобритании, Ассоциация PR в США; 1955 – Международная PR-ассоциация); разрабатываются кодексы профессионального поведения.

В 1970-х преподавание PR официально вошло в обязательные программы экономических колледжей и университетов Америки. Одновременно она становится серьезным инструментом в достижении коммерческого успеха ведущих фирм США. В формирующемся постиндустриальном (информационном) обществе возрастает спрос на PR-технологии во всех сферах – в бизнесе, политике и социальной сфере. Связи с общественностью распространяются вширь и вглубь, становятся необходимым направлением международной деятельности.

Возникнув первоначально в развитых странах европейской цивилизации, пиаровская деятельность начала распространяться по всему миру. В Японии, например, занятие пиаром как профессия появилось после Второй мировой войны. Пиаровская деятельность получила развитие даже в относительно отсталой Африке – так, в 1990 в Нигерии прошла самая большая в истории континента Африки конференция по ПР, в которой приняло участие более 1000 человек из 25 стран.

 

Виды и методы пиара.

В зависимости от того, каковы цели пиара и на кого он направлен, выделяют несколько его разновидностей.

Главные виды PR – это коммерческий и политический пиар.

Первоначально пиаровская деятельность была направлена исключительно на потребителей. Программы public relations, направленные на создание положительной известности производящих товары фирм, и сейчас остаются важнейшим направлением пиара. Это особенно важно при выводе на рынок новых видов товара, когда надо уверить настороженных потребителей в высокой репутации фирмы-производителя. В наши дни объектом PR-компаний становятся также потенциальные инвесторы (финансовый пиар), властные структуры, работники самой фирмы. Помимо обыденных пиаровских мероприятий применяют кризисный пиар, когда надо ликвидировать негативные последствия поразившего фирму кризиса.

Информация о работе Стратегии маркетинговой деятельности. Система Public relations