Структура и функции общественного мнения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 13:02, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение структуры и функций общественного мнения.
Задачи исследования:
1. Определить понятие общественного мнения.
2. Выделить структуру и функции общественного мнения.
3. Охарактеризовать типы управления общественным мнением.

Содержание работы

Введение. 3
Раздел 1. Содержание общественного мнения и его структура. 4
Раздел 2. Управление общественным мнением в связях
с общественностью. 10
Заключение. 14
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Структура и функции общественного мнения (1).doc

— 98.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования Российской федерации          Московский авиационный институт  

(государственный технический университет)

 

 

Гуманитарный факультет

Кафедра психологии, социологии и  социального менеджмента

 

 

     Реферат

            по дисциплине

 

     Связи с общественностью 

на тему Структура и функции общественного мнения 

 

 

 

 

 

Выполнила:

 

 

Проверил:

Рябцев С. В.

 

 

 

 

 

Москва-2005

Содержание.

 

Введение.               3                 

Раздел 1. Содержание общественного мнения и его структура.   4    

Раздел 2. Управление общественным мнением в связях

 с общественностью.         10 

Заключение.          14

Список литературы.         16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Основным предметом  РR-воздействия на общественность является общественное мнение. Именно общественное мнение является побудительной силой к действию групп людей или ином направлении. Поэтому изучение общественного мнения, оценка направленности его содержания по отношению к организации и формирование его в интересах организации являются одной из важнейших задач паблик рилейшнз.

Целью работы является рассмотрение структуры и функций общественного мнения.

Задачи исследования:

1. Определить понятие  общественного мнения.

2. Выделить структуру и функции общественного мнения.

3. Охарактеризовать типы  управления общественным мнением.

Реферат состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Содержание и структура общественного мнения.

 

Общественное мнение является одной из центральных категорий в социологии и психологии, позволяющей проникнуть в содержание социальной активности групп людей.

Под общественным мнением  в социологии понимают специфическое  проявление общественного сознания, выражающееся в оценках и характеризующее явное или скрытое отношение больших социальных групп к актуальным проблемам действительности. Само же общественное сознание представляет собой целостное духовное явление, обладающее определенной внутренней структурой, включающей различные уровни (теоретический и обыденный) и формы сознания (политическое и правовое сознание, мораль, религия, искусство, философия, наука). Носителем общественного мнения являются большие социальные группы (нации, народы, социальные страты).

В социальной психологии под понятием «общественное мнение» понимают  коллективное оценочное суждение по поводу социально значимых проблем.

В теории связей с общественностью  под общественным мнением понимают коллективное оценочное суждение той или иной группы общественности по поводу социально значимых проблем, в котором проявляется ее отношение к событиям и фактам, связанным с деятельностью базисного субъекта PR.

Исходя из этого можно  выделить особенности общественного  мнения с точки зрения теории PR.

Особенности общественного мнения:

  1. Его носителем являются группы общественности.
  2. Рассматривается во взаимосвязи с конкретным базисным субъектом.

Таким образом, основным сущностным признаком общественного  мнения в различных теоретических  концепциях является то, что данное понятие отражает групповые оценочные суждения на происходящие события, явления и факты. Данное обстоятельство позволяет учитывать общие закономерности общественного мнения в теории PR, которые находят свое отражение прежде всего в содержании, структуре и механизмах его формирования.

Управление общественным мнением в PR-деятельности представляет процесс, организованный на основе знаний об объекте управления. Основу таких знаний составляют социологические и социально- психологические знания о содержании общественного мнения, его структуре и механизмах формирования.

Основу содержания общественного  мнения составляют события, процессы, явления, факты, которые отвечают требованиям (критериям).

Субъектами общественного  мнения в PR являются социальные группы. 

А объектом общественного мнения являются события, процессы, явления и факты, которые непосредственно связаны с деятельностью субъектов PR.

Рассмотрим критерии включенности различных явлений в объекты общественного мнения.

Первый критерий связан с интересами субъекта. В соответствии с этим критерием объектом общественного мнения могут стать лишь те явления, которые затрагивают интересы личности или социальной группы.

Второй критерий связан с многозначностью явлений. В  соответствии с этим критерием в  объект общественного мнения  могут быть включены лишь те явления, которые имеют неоднозначное толкование.

Третий критерий связан с компетентностью субъекта. В  соответствии с этим критерием объектом общественного мнения могут стать  лишь те явления, которые доступны знанию и осмыслению людей, составляющих субъект общественного мнения.

Важнейшую содержательную характеристику общественного мнения составляют его функции.

Функции общественного  мнения:

  1. Аксиологическая, то есть оценочная;
  2. Регулятивно-воспитательная;
  3. Нормативная;
  4. Аналитическая;
  5. Консультативная;
  6. Экспрессивная;
  7. Директивная и другие.

С содержанием общественного  мнения непосредственно связана  его форма. Основной формой общественного  мнения являются оценочные суждения в вербальном и невербальном выражении.

Вербальное и невербальное выражение общественного мнения объясняется его структурой. В структуре общественного мнения выделяют три основных компонента:

    • Рациональный;
    • Эмоциональный;
    • Волевой.

Охарактеризуем каждый из компонентов.

Основу рационального  компонента общественного мнения составляют знания об объекте. При этом особое значение имеют полнота, достоверность и точность знаний об объекте общественного мнения. В PR-деятельности важную роль в формировании положительного общественного мнения по отношению к базисному субъекту играет информация. Например, если в качестве базисного субъекта выступает организация, то существенное значение будет иметь информация о самой организации, ее руководстве, деятельности, продукции, внешних организационных связях.

Основу эмоционального компонента общественного мнения составляют эмоциональное восприятие объекта и эмоциональные переживания, которые проявляются в коллективных (групповых) чувствах и настроениях. Коллективные (групповые) чувства как определенные переживания и коллективные (групповые) настроения как обще эмоциональное длительное состояние людей могут иметь положительную или отрицательную направленность, что в свою очередь будет проявляться в вербальных и особенно невербальных оценочных суждениях.

Основу волевого компонента общественного мнения составляют общественная воля и воля личностей, входящих в субъект общественного мнения. Воля как элемент психики человека представляет собой способность к выбору  цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Волевой компонент непосредственно связан с рациональным и эмоциональным компонентами. Рациональная и эмоциональная состовляющие общественного мнения, раскрывая сущность объекта общественного мнения и производя его социальную оценку, тем самым формируют определенную волевую направленность субъекта общественного мнения по отношению к его объекту. Непосредственно общественная воля реализуется в различных формах массового поведения субъекта общественного мнения.

Общественное мнение как социальный процесс имеет  свою динамику, которая характеризуется стадиями, этапами и механизмами формирования.

Жизненый цикл общественного  мнения проходит в три стадии –  возникновения и формирования, функционирования, убывания.

Каждая стадия имеет  свою внутреннюю структуру, которая  разделяется на несколько этапов.

Стадия возникновения  и формирования общественного мнения включает следующие этапы:

    • Зарождение индивидуальных мнений;
    • Обмен мнениями;
    • Кристаллизация общей точки зрения;
    • Объективизация сложившегося мнения.

На этапе зарождения проявляется широкий интерес множества индивидов к потенциальному объекту общественного мнения, происходит формирование индивидуальных заинтересованных оценочных суждений, возникает потребность выразить свою оценку, обменяться мнением с другими индивидами.

На этапе обмена мнениями идет активное обсуждение проблемы, происходит столкновение мнений в виде дискуссий и споров. В ходе дискуссий идет процесс зарождения групповых мнений, среди которых выделяются свои лидеры.

На этапе кристаллизации общей  точки зрения в ходе продолжающихся дискуссий и борьбы групповых мнений происходит интеграция всех индивидов или их большинства вокруг единой точки зрения, которая сформировалась в процессе обсуждения на основе совпадающих оценочных мнений.

Основными механизмами общественного мнения являются внушение, убеждение, заражение, подражание.

Стадия функционирования общественного  мнения включает этап объективизации и этап активности.

На этапе объективизации происходит переход сформировавшегося общественного  мнения от отражательного состояния к преобразующему. На этом этапе включается так называемый блок готовности, который характеризуется ориентацией людей на реализацию социальной оценки в актах поведения.

На этапе активности наблюдаются  активные массовые действия субъектов  общественного мнения, их участие в массовых акциях в поддержку или в  осуждение тех или иных социальных действий, ставших объектом общественного мнения.

Стадия убывания общественного  мнения включает этап спада и этап отмирания.

На этапе спада происходит снижение интереса к объекту общественного  мнения у большинства людей.

На этапе отмирания  мнение теряет свое качество общественного  явления. Объект общественного мнения перестает представлять массовый интерес. Общественное мнение с утратой своего субъекта и объекта прекращает функционирование.

В процессе управления общественным мнением специалисту по PR важно учитывать не только его динамику, но и некоторые характеристики, отражающие его качественную определенность.

Направленность общественного мнения отражает общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений следующего типа: «положительно-отрицательно-безразлично», «за – против - не определился», «за – против - при условии».

Интенсивность общественного  мнения является показателем его силы независимо от направленности. Формой измерения интенсивности общественного мнения могут служить следующие суждения: «полностью согласен - согласен - мне все равно - не согласен – абсолютно не согласен».

Стабильность общественного мнения отражает длительность времени, на протяжении которого неизменно проявляется одна и та же направленность интенсивность чувств.

Информационная насыщенность общественного мнения указывает  на  объем знаний об объекте мнения, которым владеют люди.

Социальная поддержка общественного мнения свидетельствует о степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной среде.

Следовательно, данные характеристики общественного мнения, важно учитывать  в процессе управления им.

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Управление общественным мнением в связях с  общественностью.

 

Управление общественным мнением включает в свое содержание его изучение и процесс формирования. Общественное мнение постоянно находится  в поле зрения специалистов сферы  паблик рилейшнз. Специалисты паблик рилейшнз управляют общественным мнением. В середине прошлого века американский пиар-мен Фред Палмер сформулировал: «Функция специалистов паблик рилейшнз – помогать людям конструктивно относиться к силе общественного мнения».

В теории PR выделяют три наиболее распространенных типа PR -    исследований:

    • Социологические исследования. Их задача состоит в выяснении установок и мнений людей по поводу определенных субъектов.
    • Коммуникационный аудит. Его задача состоит в осмыслении проблем, возникающих при коммуникации  между руководством организаций и целевыми группами общественности.
    • Неформальные исследования. К ним относится накопление фактов, анализы различных информационных материалов и другие, то есть методы, не требующие непосредственного вмешательства в работу объектов исследования.

Информация о работе Структура и функции общественного мнения