Сущность и основные принципы маркетинга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Свободное предпринимательство - основа экономики цивилизованных стран - вошло в нашу жизнь и продолжает развиваться. Рынок - это моментальная реакция на постоянно меняющуюся конъюнктуру. Как познать стихию рынка и использовать её в своих интересах нас учит маркетинг.

Содержание работы

1. Сущность и основные принципы маркетинга
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Маркетинг сушность и принципы.doc

— 57.50 Кб (Скачать файл)

 

Содержание 

1. Сущность и основные принципы маркетинга

Список использованной литературы

3


  
1. Сущность и основные принципы маркетинга

 

Свободное предпринимательство - основа экономики цивилизованных стран - вошло в нашу жизнь и продолжает развиваться. Рынок - это моментальная реакция на постоянно меняющуюся конъюнктуру. Как познать стихию рынка и использовать её в своих интересах нас учит маркетинг.

Функции маркетинга часто  сводят к сбору и анализу информации о конъюнктуре рынка - о структуре, соотношении и динамике спроса и предложения товаров и услуг. Распространено также мнение, что маркетинг - это сбыт товаров и услуг. И то, и другое понимание сильно ограничивает содержание маркетинга. Маркетинг происходит от английского marketing, что дословно означает "торговать на рынке". Современное значение данного термина намного шире, оно отражает фундаментальную идею бизнеса - сосредоточенность на том, как лучше удовлетворить потребителей. Более того, маркетинг в современной рыночной экономике является одной из наиболее развивающихся сфер бизнеса, по сути - его краеугольным камнем.

Существует более 500 определений  этого понятия. Приведем несколько  из них. Маркетинг - это:

- прибыльное для компании  удовлетворение потребностей других  людей;

- способ заставить потребителя купить товар или услугу;

- правильный продукт  на правильном рынке;

- философия бизнеса,  которая ставит клиентов в  центр стратегии бизнеса;

- процесс согласования  возможностей компании и запросов потребителей.

Первым, кто собрал, систематизировал все знания, касающиеся маркетинга, и выделил их в отдельную дисциплину, был известный американский экономист Филипп Котлер. Его книга "Основы маркетинга" и ряд последующих книг - тот фундамент, на котором строятся теория и практика маркетологов во всем мире.

Согласно Котлеру маркетинг - это:

- вид человеческой  деятельности, направленной на удовлетворение  нужд и потребностей посредством  обмена;

- социальный процесс,  направленный на удовлетворение  потребностей и желаний индивидов  и групп посредством создания и предложения обладающих ценностью товаров и услуг и свободного обмена ими;

- это искусство и  наука правильно выбирать целевой  рынок, привлекать, сохранять и  наращивать количество потребителей  посредством создания у покупателя  уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании;

- упорядоченный и целенаправленный  процесс осознания проблем потребителей  и регулирования рыночной деятельности.

Маркетинговая деятельность подразумевает под собой активное и профессиональное использование  таких инструментов, как маркетинговые исследования, продвижение продаж, реклама, торговые представители.

Маркетинговые исследования помогают выявлять целевой сегмент  рынка, то есть группу потребителей со схожими нуждами, которые отличаются от нужд потребителей в других частях данного рынка. В ходе исследований оценивается текущая и потенциальная емкость рынка (платежеспособный спрос), определяются свободные рыночные ниши - части рынка, на которых в недостаточной степени удовлетворен спрос, где компания может проявить свои преимущества перед конкурентами. Маркетинговые исследования направлены также на анализ спроса и изучение потребителей, на анализ предложения и изучение поведения конкурентов.

По результатам проведенных  исследований, на основе полученных знаний о рынке - вне зависимости от степени их подробности, формализации и методов проведения исследований - компании выявляют приоритетные для себя сегменты рынка, оценивают свою потенциальную долю, вырабатывают стратегию и тактику. Далее разрабатываются планы по производству продукции, отвечающей потребностям рынка, и определяются те каналы и методы, в результате задействования которых продукция дойдет до конечного покупателя. Иными словами, формируется так называемый комплекс маркетинга - marketing mix.

Тому, кто хочет продавать, необходимо искать покупателей, выявлять их нужды, проектировать соответствующие товары, продвигать их на рынок, складировать, перевозить, договариваться о ценах и т.д. Все, кто занят в процессе обмена, учатся его совершенствовать. Управление маркетингом - это анализ, планирование, претворение в жизнь и контроль за проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных задач организации, таких, как получение прибыли, рост объема сбыта, увеличение доли рынка и т.п. Управление маркетингом - это управление спросом. Занимающийся маркетингом должен хорошо уметь воздействовать на уровень, время и характер спроса, поскольку существующий спрос может не совпадать с тем, которого желает для себя фирма.

Маркетинг начинается еще  задолго до того, как у компании появляется готовый продукт. Маркетинг  начинается с того, что менеджеры  выявляют потребности людей, вычисляют  их интенсивность и объем, определяют возможности компании по их удовлетворению. Маркетологи продолжают работать над товаром на протяжении всего его жизненного цикла. Они пытаются найти новых потребителей и удержать уже существующих, улучшая потребительские свойства товара и используя для этой цели отчеты о продаже и обратную связь. Если специалист по маркетингу хорошо потрудился - правильно понял потребности клиента, создал товар, отвечающий требованиям покупателей, назначил разумную цену, правильно распространил товар и провел рекламную компанию, то продавать такой товар будет очень легко.

Маркетинг - это вид  человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Он затрагивает  интересы каждого из нас в любой  день нашей жизни. В более обобщенном значении маркетинг - это система мероприятий по изучению рынка и активному воздействию на потребительский спрос с целью расширения производства и сбыта произведенных товаров. Основными понятиями сферы маркетинга являются: нужды, потребности, запросы, товар, обмен, сделка и рынок.

Многие фирмы и крупные  предприятия уже ввели в состав своего управленческого аппарата специальные  службы маркетинга. К сожалению, большинство населения о маркетинге практически ничего не знает. Чтобы подготовить себя к новой жизни, нам необходимо познать основные законы предпринимательства и рынка.

Система маркетинга обеспечила нам  уровень жизни, о котором наши предшественники могли только мечтать, предоставляя в наше распоряжение необходимые товары и услуги.

Маркетинг как глобальная функция управления предприятием в условиях рынка дает предпринимателю, любому руководителю обширную базу вариантов выхода на положительные коммерческие результаты. Руководство организаций и предприятий, своевременно понявших необходимость познания в области маркетинга, подготовили для себя специалистов и руководителей данного профиля, и значительно эффективнее работают в условиях современного бизнеса.

Маркетинг – это система  управления предприятием, предполагающая тщательный учет процессов, происходящих на рынке, для принятия хозяйственных  решений. Цель маркетинга - создать  условия для приспособления производства к требованиям рынка, разработать  систему организационно-технических мероприятий по изучению рынка.

Основные понятия, используемые в маркетинге, - это сегментирование  рынка, позиционирование и комплекс маркетинга. Сегментирование рынка - процесс разбивки потребителей на группы на основе различий в нуждах, характеристиках и/ или поведении. Иными словами, это выбор поля для деятельности организации. Сегмент - группа клиентов, отобранных определенным образом (по географическим, демографическим, социографическим или поведенческим признакам) и одинаково реагирующих на один и тот же набор инструментов маркетинга. Сегмент, воздействие на который комплексом маркетинга дает наиболее выгодный результат, становится для организации целевым сегментом, а набор целевых сегментов - целевым рынком. Например, культурные организации могут специализироваться на работе с детьми, взрослыми, пенсионерами, инвалидами. Целевыми сегментами вузов могут быть не только выпускники школ, но и лица, имеющие высшее образование, предприятия, нуждающиеся в повышении квалификации персонала, компании, заинтересованные в исследовательских проектах. Позиционирование - определение места, идентификация услуги и организации среди конкурентов и в сознании потребителей. Позиция отражает сложившееся на рынке восприятие данной организации.

В современной хозяйственной практике взаимоотношения организации с большинством субъектов рынка должны строиться на принципах маркетинга.

 Основные   принципы   маркетинга:

1. Научно практические  исследования рынка и производственно-сбытовых  возможностей предприятия.

2. Сегментация. Её смысл  заключается в том, что предприятие выявляет для себя наиболее приемлемый сегмент рынка (однородную группу потребителей), в отношении которой и будет проводить исследование рынка и продвижение товара.

3. Гибкое реагирование производства и сбыта предполагает быстрое изменение в зависимости от меняющихся требований рынка, эластичности спроса и предложения.

4. Инновация предполагает  совершенствование и обновление  товара, разработку новых технологий, внедрение новых методов работы с потребителями, выходы на новые рынки, обновление рекламы, новые каналы товародвижения, новые методы сбыта.

5. Планирование предполагает  построение производственно-сбытовых  программ, основанных на рыночных  исследованиях, и конъюнктурных  прогнозах.

Таким образом, маркетинг следует рассматривать как экономический, социальный, управленческий и технологический процессы, основанные на следующих основных принципах:

· постоянное изучение состояния  и динамики рынка;

· адаптация к условиям рынка с учетом требований и возможностей конечных потребителей,

· активное формирование рынка в необходимых для организации  направлениях.

Управление поведением организации на основе принципов  маркетинга должно обеспечивать работу в динамичном, непрерывном (кольцевом) режиме, обеспечивающем гибкость и адаптивность организации к турбулентным изменениям рыночной среды.

Цель управления поведением организации на основе принципов  маркетинга - определить перспективные  направления деятельности организации  на рынке, обеспечивающие конкурентные преимущества организации с минимальными затратами ресурсов.

Различают следующие  виды маркетинга:

дифференцированный, рассчитанный на использование нескольких сегментов  рынка; конверсионный, создающий условия  для преодоления отрицательного спроса;

концентрированный, сосредоточивающий  усилия на отдельных рынках; массовый, применяемый к товарам массового  потребления;

противодействующий, направленный на ограничение иррационального  спроса;

развивающий, ориентированный  на превращение потенциального спроса в реальный;

стратегический, основанный на изучении внутренних и внешних  перспективных возможностей фирмы;

целевой, предусматривающий  ориентацию на определенный сегмент  рынка;

ценовой, основанный на установлении цены товара, обеспечивающей наибольший объем продаж и прибыли.

Таким образом, прежде чем создавать маркетинговые службы и развивать маркетинговую деятельность, руководителю необходимо четко определить, что будет пониматься под маркетингом данной организации и зачем он нужен. Следует помнить, что эффективность маркетинга в любой компании зависит от высшего руководства. Если руководитель готов выделять финансирование на маркетинг, знает, когда и что ожидать от маркетинговых мероприятий, то и результаты будут отличными. Маркетинг (От англ. market - рынок) - обширная по своему спектру деятельность в сфере рынка товаров, услуг, ценных бумаг, осуществляемая в целях стимулирования сбыта товаров, развития и ускорения обмена, во имя лучшего удовлетворения потребностей и получения прибыли. Маркетинг призван приспособить производство к требованиям рынка. Маркетинг включает разработку товара (определение вида и установление характеристик продаваемого товара), анализ рынка (разделение рынков, выделение предпочтительных рынков, сегментация и позиционирование рынка), ценовую стратегию и политику. Составной частью маркетинга является реклама. Основные функции маркетинга: изучение спроса, вопросов ценообразования, рекламы и стимулирования сбыта; планирование товарного ассортимента сбыта и торговых операций; деятельность, связанная с хранением, транспортировкой товаров, управлением торгово-коммерческим персоналом, организацией обслуживания потребителей.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Амблер Т. Практический маркетинг / Амблер Т. – СПб: Питер, 2011 – 400 с.
  2. Ассэль Генри. Маркетинг: принципы и стратегия: Учебник для вузов. /Ассэль Генри. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 804 с.
  3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. /Голубков Е.П.  – М.: Издательство «Финпресс», 2011. – 416 с.
  4. Захарова И.В. Маркетинг в вопросах и решениях  /Захарова И.В.- М.: КноРус, 2011.- 304 стр.
  5. Котлер Ф. Основы маркетинга. /Котлер Ф. - М.: Прогресс, 2012.-221с.
  6. Романова А.Н. Маркетинг / Романова А.Н.- М.: ЮНИТИ, 2011-182с.
  7. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг / Хруцкий В.Е., Корнеева И.В.-М.: Экономика, 2012-306с.
  8. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие./Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. – М.: Финансы и статистика, 2010. – 528 с.

Информация о работе Сущность и основные принципы маркетинга