Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 11:57, реферат
Маркетинг — это удивительное сочетание строгой науки и виртуозного искусства эффективной работы на рынке. Маркетинг очень молод (ему еще нет и ста лет), но это не означает, что методы разработаны лишь в последние десятилетия — некоторые из них существовали с незапамятных времен: реклама, известная едва ли не столько же, сколько существует человек; попытки продвижения товаров на рынок, возникшие вместе с товаром; исследования покупателя, появившиеся вместе с первым покупателем.
Введение
Маркетинг — это удивительное
сочетание строгой науки и виртуозного
искусства эффективной работы на рынке.
Маркетинг очень молод (ему еще нет и ста
лет), но это не означает, что методы разработаны
лишь в последние десятилетия — некоторые
из них существовали с незапамятных времен:
реклама, известная едва ли не столько
же, сколько существует человек; попытки
продвижения товаров на рынок, возникшие
вместе с товаром; исследования покупателя,
появившиеся вместе с первым покупателем.
Но все эти методы были разрознены, существовали
и развивались сами по себе. До поры до
времени. А потом бурное развитие рыночных
отношений, подкрепленное взрывом научно-технического
прогресса, перевернуло неторопливое
течение времени. Рынок (market) и породил
новое течение в науке управления — маркетинг
(marketing). В данной работе предпринята попытка
выделить основные принципы управления
маркетингом, рассмотреть основные закономерности
существования маркетинга, а также во
второй части работы рассмотреть методы
оценки уровня конкурентоспособности
товара.
1 Сущность и принципы управления маркетингом
В настоящее время существует
более 2000 определений понятия «маркетинг».
Многообразие определений обусловливается,
прежде всего, тем на какие основополагающие
аспекты маркетинга делается акцент в
определениях, как предлагаемые формулировки
«привязаны» к конкретным видам маркетинга,
областям его применения.
Термин «маркетинг»
появился от английского слова, «market»
- рынок и в самом общем смысле означает
деятельность в сфере рынка, а точнее,
в сфере его изучения. Однако уже давно
концепция маркетинга вышла за эти узкие
рамки. Необходимо отметить, что современная
концепция маркетинга прошла достаточно
долгую эволюцию. Как особый подход к управлению
реализацией, а затем и производством,
она выделилась в начале ХХ в. В этот период
в большинстве развитых стран происходил
процесс создания крупномасштабного производства
при значительном обострении конкуренции.
Эти процессы способствовали поиску и
разработке новых подходов к управлению
рыночной деятельностью фирм, и в первую
очередь к управлению спросом на выпускаемую
продукцию. Наиболее остро проблемы сбыта
выпускаемой продукции ощущали крупные
фирмы в США. Американские экономисты
того времени подчеркивали, что организация
сбыта была основной проблемой для предпринимателей.
В дальнейшем свое
развитие маркетинг, проникая в различные сферы
В настоящее время в странах
с развитой рыночной экономикой маркетинг
рассматривается как ведущая функция
управления, определяющая рыночную и производственную
стратегии фирмы и основанная на знании
потребительского спроса.
В этих условиях маркетинг является
системой организации деятельности предприятия,
фирмы или корпорации по разработке, производству
и сбыту товаров на основе изучения запросов
потребителей в целях получения высокой
прибыли.
Маркетинг - это система управления,
имеющая свои принципы, функции, структуры,
нормативные и правовые акты.
Основополагающим принципом
маркетинга является обоснованный свободный
выбор определенных целей и стратегий
функционирования и развития предприятия
(фирмы) в целом, направленных на нахождение
наиболее эффективного сочетания производства
новейшей продукции с продукцией, уже
выпускаемой или модернизируемой, а также
предназначенной к снятию с производства.
Важным принципом маркетинга
является комплексный подход к увязке
целей с ресурсами и возможностями предприятия,
выработка путей достижений целей, что
становится реальным только в результате
разработки программ маркетинга по продукту
и по хозяйственной организации в целом.
Методы разработки таких программ требуют
ориентации на максимальное использование
потенциальных возможностей и резервов
производства.
Характерным для маркетинга
принципом является достижение оптимального
сочетания в управлении фирмой централизованных
и децентрализованных начал, постоянный
поиск новых форм и инструментов для повышения
эффективности производства, творческой
инициативы работников, направленной
на создание необходимых условий для широкого
внедрения нововведений, повышения качества
продукции, сокращения издержек производства.
На реализацию маркетинга
ориентированы его функции:
Аналитическая
функция: изучение рынка как
такового; изучение потребителей; изучение
фирменной структуры рынка; изучение товара
(товарной структуры); изучение внутренней
среды предприятия.
Производственная
функция: организация производства
новых товаров, разработка новых технологий;
организация материально-технического
снабжения; управление качеством и конкурентоспособностью
готовой продукции.
Сбытовая
функция (функция продаж): организация системы
товародвижения; организация сервиса;
организация системы формирования спроса
и стимулирования сбыта; проведение целенаправленной
товарной политики; проведение целенаправленной
ценовой политики.
Функция
управления и контроля: организация стратегического
планирования на предприятии; информационное
обеспечение управления маркетингом;
управление рисками; организация системы
коммуникаций на предприятии; организация
контроля маркетинга.
Управление маркетингом нацелено
на обеспечение наиболее эффективного
использования финансовых, материальных
и других ресурсов предприятия. Процесс
управления маркетингом на предприятии
включает в себя четыре этапа.
Первый этап – анализ
рыночных возможностей следует начинать
с установления доли предприятия на товарном
рынке, которая определяется по каждому
товару.
С увеличением доли
предприятия на товарном рынке имеется возможность
получения большей прибыли и возрастает
его конкурентоспособность. При снижении
доли предприятия на рынке, необходим
поиск новых рыночных возможностей и выбор
стратегии маркетинговой деятельности.
Поиск новых рыночных
возможностей осуществляется путем постоянного наблюдения
за изменениями на рынке.
Вторым этапом управления
маркетингом является выбор целевого
рынка. Целевой рынок – это самая выгодная
для предприятия группа сегментов рынка
(или один сегмент), на которые направлена
его деятельность.
Вопросу выбора целевого
рынка предшествует изучение потребителей
и сегментация рынка. Сегментация рынка
– разделение его на группы покупателей
(сегменты рынка), характеризующиеся одинаковой
реакцией на продаваемый товар и используемые
маркетинговые усилия. Сегментация рынка
обеспечивает более глубокое понимание
нужд потребителей, природы конкурентной
борьбы; она позволяет концентрировать
ограниченные ресурсы на тех направлениях,
которые наиболее выгодны предприятиям,
более полно учитывают требования отдельных
рыночных сегментов. После сегментации
рынка определяется степень выгодности
для предприятия каждого сегмента рынка
и осуществляется выбор целевого рынка.
Выбор завершается позиционированием
товара. Позиционирование товара – формирование
идеального образа товара, обеспечение
товару желательного места на рынке и
в сознании целевых потребителей.
Третий этап процесса
управления маркетингом – разработка
комплекса маркетинга, который представляет
собой совокупность управляемых предприятием
параметров, используемых для наилучшего
удовлетворения потребностей целевого
рынка. В комплекс маркетинга включают
следующие параметры: товар, цена товара,
сбыт (доведение товара до потребителя),
продвижение товара на рынок (коммуникации).
При разработке комплекса маркетинга
предприятие должно, вырабатывая критическое
отношение к своим товарам, подвергать
их анализу, изучать их жизненный цикл.
Управление маркетингом также включает
в себя четвертый этап –
планирование и контроль. Планирование
– это процесс установления целей, стратегий
и конкретных путей их реализации. Планирование
маркетинга обычно подразделяется на
стратегическое (как правило, долгосрочное)
и тактическое (текущее). Стратегический
план маркетинга (как правило, бывает долгосрочным
и разрабатывается на несколько лет) направлен
на реализацию стратегических задач маркетинговой
деятельности, текущий план (чаще всего
годовой) характеризует маркетинговую
ситуацию предприятия в текущем году.
Контроль в маркетинге
необходим для оценки уровня выполнения
ранее поставленных планов. Здесь целесообразно выделить
контроль стратегических планов, заключающийся
в проверке соответствия маркетинговых
целей имеющимся рыночный возможностям,
и контроль за выполнением текущих планов.
Современная концепция рыночного управления
предполагает не просто создание маркетинговой
службы, но и изменение философии ее деятельности
в целом, т.е. ориентацию исключительно
на запросы потребителя.
2 Оценка конкурентоспособности товара
По своей сущности товар (работа, услуги) является единственным средством получения прибыли и тем самым основным орудием конкурентной борьбы, ее материальной основой. Везде, где развертывается соперничество за повышение качества продукции и максимизацию прибыли, снижение издержек производства, важное значение приобретает комплексная оценка конкурентоспособности товара.
К основным факторам этой оценки
следует отнести:
Экономический потенциал и темпы роста
экономики;
Уровень развития науки и техники;
Участие в международном разделении труда;
Динамичность и емкость внутреннего рынка;
Социально-экономическую и внутриполитическую
ситуацию;
Гибкость финансовой системы;
Государственное регулирование экономики;
Обеспеченность трудовыми и материальными
ресурсами и уровень квалификации трудовых
ресурсов.
Традиционно высокой конкурентоспособностью отличаются товары, производимые в США, Японии, Германии, Швейцарии, Франции и ряде других стран. Главными условиями повышения конкурентоспособности товаров в этих странах являются: оценка глобальной структуры как внутреннего, так и мирового спроса; высокая степень адаптации экономики к эволюции спроса; точный выбор национальной специализации, соответствующей внутренним возможностям и тенденциям международного разделения труда; умение избегать острой и бессмысленной конкуренции; мобильное и оперативное умение переключаться на изготовление новых товаров и освоение новых рынков.
Искусство конкуренции сегодня в большей мере, чем раньше, состоит в умелом уходе от нее. Выигрывает не тот, кто без оглядки бросается в острую конкурентную борьбу, а тот, кто, выбрав верную позицию, умеет избежать жестокой и бессмысленной конкуренции.
В рамках коммерческой деятельности для любого самостоятельного предприятия или фирмы ключевыми факторами успеха в конкурентной борьбе являются:
- завоевание устойчивого финансового положения на рынке; наличие передовой технологии и высокого потенциала собственных научно- исследовательских и опытно-конструкторских разработок;
- умение проводить и эффективно использовать маркетинговые исследования;
- способность к маневрированию за счет изменения качественных и ценовых характеристик реализуемого товара, а также оказания комплекса услуг, включающих инжиниринговые, консалтинговые, технического обслуживания, услуги транспорта, связи, посреднические и др.;
- наличие собственной сети снабжения и сбыта, обслуживаемых опытными специалистами; реализация действенной рекламы и системы связи с общественностью;
- анализ слабых и сильных сторон основных фирм-конкурентов на основе объективной информации.
Выпуская конкурентоспособные товары, производитель обеспечивает для себя прочное место на рынке. В борьбе за конкурентоспособность выпускаемых товаров используются наряду с ценовыми методами и неценовые.
Как было отмечено ранее, ценовые методы строятся на извлечении дополнительной прибыли путем уменьшения издержек производства и реализации, снижения цен без изменения ассортимента и качества продукции. Снижая цену, можно захватить отдельные сегменты рынка. Эти методы используются часто бизнесменами Японии. При выходе на новые рынки сбыта они зачастую снижают уровень цен на 10% И более, а нередко используют и демпинговые цены, вопреки резкому недовольству своих конкурентов и установленным запретам в международном торговом законодательстве (элемент нечестной конкуренции).
Есть понятие и скрытой ценовой конкуренции. Ее используют в случае, когда товар продается по такой же цене, как у конкурентов, но более высокого качества. К показателям скрытой ценовой конкуренции следует отнести: сокращение издержек потребления за счет повышения экономичности товара в силу уменьшения энергопотребления, увеличения срока службы изделия, более широкого объема бесплатного послепродажного сервиса по доставке, сборке, наладке, обслуживанию и т.д.
Под влиянием научно-технической революции рыночный успех новых товаров, в отличие от традиционных, может достигаться и при сравнительно высоких ценах, имеющих в этом случае меньшее влияние на спрос, чем потребительские свойства товаров (качество, новизна, надежность, дизайн и т.п.). Это относится к возрастающей концепции роли неценовых форм конкуренции.
Неценовая конкуренция предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей раньше, обновление свойств товара, являющихся символом моды, престижа, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару (демонстрация товара, предложение комплекса сопутствующих дополнительных услуг и (или) товаров, увеличение срока гарантийного ремонта и т.д.).
Важным фактором неценовой конкуренции являются экономичность и минимизация сроков поставки, которые могут соблюдаться в условиях доставки нужной продукции заданного качества в обозначенные договорными (контрактными) условиями место и время с учетом минимальных совокупных затрат по вывозу и завозу продукции. При этом продавец обладает возможностью, применяя новейшую погрузочно-разгрузочную технику и мобильные транспортные средства, получать повышенную прибыль. Но отечественные предприниматели, к сожалению, часто по доставке товаров и оказанию услуг не укладываются в короткие сроки, не могут грамотно и быстро заключать договора и контракты и соблюдать их условия.
Нельзя не выделить и такой фактор неценовой конкуренции, как создание мощной сбытовой сети и службы сервиса, которые регламентируются государственным законодательством (транспортные уставы, тарифы, порядок формирования наценок на услуги и т.д.).
Необходимо помнить, что параметры неценовой конкуренции, как правило, формируются в соответствия с международными и национальными стандартами по качеству изготовления и упаковки товара, удобству его эксплуатации и потребления, качеству обучения персонала, дизайну и многих других параметров удовлетворения запросов потребителей.
Если рассматривать конкурентоспособность товаров на мировом рынке по определенным группам, то просматривается следующая картина: по сельскохозяйственным товарам лидируют США, Франция, Италия, ФРГ; по продукции общего машиностроения - ФРГ, США, Япония, Франция; по бытовым электроприборам - Япония, ФРГ, Италия, США; по легковым автомобилям - Япония, ФРГ, Франция, Италия, США; по грузовикам - ФРГ, Япония, США, Франция, Италия; по одежде — Италия, Франция, Великобритания, США, ФРГ, Япония. На десять стран мира - США, Японию, ФРГ, Швецию, Швейцарию, Италию, Великобританию, Данию, Сингапур, Корею - в 1985 г. приходилось 1/2 всего мирового экспорта. Это наглядно подтверждает мысль о том, что абсолютных лидеров в конкурентоспособности товаров нет и не может быть, так же как и невозможно выделить какой-либо определяющий параметр оценки конкурентоспособности товара. Известно, что потребитель из двух однородных товаров, как правило, выберет тот, что дешевле, а при одинаковой цене — тот, чьи потребительские свойства выше. В борьбе за конкурентоспособность товара изготовитель всегда должен помнить эти правила и руководствоваться ими.
В целом же оценка конкурентоспособности товара включает в себя изучение рынка, конкурентов, потребностей покупателей и параметров оценки товара. В мировой практике количественная оценка конкурентоспособного товара складывается из трех этапов:
1) анализа рынка и выбора наиболее конкурентоспособного товара-образца в качестве базы для сравнения и определения уровня конкурентоспособности товара;
2) определения набора сравниваемых параметров двух товаров;
3) расчета интегрального показателя конкурентоспособности товара.
Выбор товара-образца. Это один из наиболее ответственных моментов анализа конкурентоспособности товара. Ошибка на данном этапе может привести к искажению результатов всей работы. Образец должен принадлежать к той же группе товаров, что и анализируемое изделие; быть наиболее представительным для данного рынка, а его основные параметры должны рассматриваться в динамике с учетом фактора времени в быстро меняющейся рыночной обстановке.
Информация о работе Сущность и принципы управления маркетингом