Технология чтения мимики собеседника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 14:31, доклад

Описание работы

Целью данной работы является изучить значения мимики и жестов и научиться применять знания в этой области.
Задачи работы заключаются в:
Изучении основ языка мимики и жестов
Рассмотрении знаковых систем собеседника
Определении жеста, как «движение души»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Язык мимики и жестов…………………………………………………4
Знаковые системы………………………………………………………4
Мимика………………………………………………………………5
Глаза………………………………………………………………….6
Руки ………………………………………………………………….7
Поза…………………………………………………………………..8
Улыбка……………………………………………………………….9
Жест – движение души………………………………………………..10
Заключение ………………………………………………………………..11
Список использованной литературы…………………………………….12

Файлы: 1 файл

технологии чтения мимики.docx

— 58.46 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

    1. Язык мимики и жестов…………………………………………………4
    2. Знаковые системы………………………………………………………4
    1. Мимика………………………………………………………………5
    1. Глаза………………………………………………………………….6
    2. Руки ………………………………………………………………….7
    3. Поза…………………………………………………………………..8
    4. Улыбка……………………………………………………………….9
    1. Жест – движение души………………………………………………..10

Заключение ………………………………………………………………..11

Список использованной литературы…………………………………….12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Изм.

Лист

№ докум.

Подпись

Дата

Лист

3

 

 Разраб

Куринова Е.С.

 Провер.

Жуликов П.П.

 Реценз.

 

 Н. Контр.

 

 Утверд.

 

 Технология чтения мимики собеседника.

Лит.

Листов

 

ЧФ МГУПИ


Введение 

Проблема данной темы заключается в том, что для правильного понимания собеседника не достаточно слушать то, что он говорит. Необходимо и обращать внимание на его мимику и жесты, ведь они на много лучше раскрывают отношение человека к обсуждаемой теме и к Вам.

 Эта проблема является актуальной, поскольку мы каждый день сталкиваемся с невербальным общением. Изучением данной темой занимались Ч. Дарвин, К. Леонгардт и многие другие.

Объектом данной работы является мимика и жесты собеседника, предметом работы является их значения и применение.

Целью данной работы является изучить значения мимики и жестов и научиться применять знания в этой области.

Задачи работы заключаются в:

  1. Изучении основ языка мимики и жестов
  2. Рассмотрении знаковых систем собеседника
  3. Определении жеста, как «движение души»

Практическая значимость заключается  в том, что данная домашняя самостоятельная  работа может быть использована в  качестве пособия для усвоения материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Язык мимики и жестов.

Как показывают опросы, большинство  бизнесменов считают возможным  определять характер подчиненного, собеседника  по чертам лица.

Строение тела и черты  лица ничего не говорят о человеке. Все попытки установить взаимосвязь  между внешностью личности и ее характером не увенчались успехом и не отвечают требованиям научной достоверности. Психологические интерпретации  черт лица иногда звучат просто наивно. В то же время "кинесика" - раздел психологии, изучающий мимику и жесты, - одна из наиболее достоверных методик, позволяющих диагностировать поведение, в частности, в ходе деловых переговоров. Кинесика почти всегда выдает человека, даже если он пытается скрыть свое истинное отношение к предмету разговора или собеседнику. Словом, как говорил классик, учитесь не смотреть, а видеть.

    1. Знаковые системы.

Образование приобретается  чтением книг, но другое, более важное образование приобретается только чтением людей и изучением различных изданий. (Лорд Честерфильд)

Наиболее важной работой, рассматривающей язык жестов, можно  считать книгу Ч. Дарвина "Выражение  эмоций животными и человеком", опубликованную в 1872 году. Эта работа повлияла на все современные исследования этой проблемы. В наше время принято  считать, что в невербальной коммуникации преобладают жесты и мимика. С  помощью слов передается в основном информация, с помощью жестов - отношение  собеседника к информации. А в  отдельных случаях жесты могут  полностью заменить слова. В ходе эволюции мимические сигналы развились  в систему, позволяющую передавать информацию о состоянии и мыслях собеседника, а значит, повышающую бдительность визави к партнеру, способность распознавать его намерения и отношение  к обсуждаемой теме.

Еще Дарвин установил, что  свободное выражение эмоций с  помощью внешних признаков усиливает  их, а подавление внешних признаков  смягчает эмоции. Вот почему важно уметь контролировать внешние выражения эмоций и знать, что значит то или иное движение собеседника.

Целый ряд признаков, зафиксированных  специалистами, тщательно, многократно  проанализированных и сопоставленных с конкретным поведением изучаемых  людей, позволяют с большей степенью точности фиксировать самочувствие, настроение, отношение к работе подчиненных  и предвидеть их поведение в различных  ситуациях.

Владеющий кинесикой человек знает, что собеседник сравнительно легко контролирует то, что говорит, но много труднее следить за выражением лица, за нечаянными движениями рук, которые выдают его отношение к происходящему. Интерпретировать жесты следует осторожно. Во-первых, один жест нельзя вырывать из контекста поведения подчиненного, он обязательно связан с ситуацией в целом. И, во-вторых, нельзя забывать, что жесты зависят от национальной, профессиональной, возрастной принадлежности человека, от его социального статуса. Так, чем выше культура человека, чем выше занимаемый им в обществе пост, тем меньше он использует жесты, тем реже жестикулирует.

    1. Мимика

Когда глаза говорят одно, а язык другое, опытный человек  больше верит первым. (Р. Эмерсон, американский философ, поэт)

Одна из основ профессионального  совершенствования руководителя - его  специфическая психолого-педагогическая наблюдательность. Хорошо подготовленный руководитель владеет языком телодвижений. Он, например, не удовлетворяется тишиной  на совещании, инструктаже, планерке. Ему  известно, что если слушатели смотрят  задумчивым или невидящим взглядом, а глаза не блестят, тело напряжено, ноги всей ступней стоят на полу, головы приподняты, они, скорее всего, не слушают, а думают о своем. Если подчиненный старательно пишет, время от времени поднимает голову и внимательно смотрит на руководителя, поддакивая ему кивками головы, очень  вероятно, что он пишет, как говорят  солдаты, "конспект на Родину".

Смотреть и видеть - не одно и то же. К сожалению, многие взгляды, жесты проходят мимо сознания старшего, хотя говорят о многом. Рабочий понял объяснение и хочет, как требует того мастер, повторить  услышанное. Это "написано" на его  лице. Но он флегматик, у него замедленная  реакция, его не следует торопить, а возбужденный нагоняем, полученным от главного инженера, мастер не дает времени  на раздумье и оскорбляет рабочего нелестной репликой.

Девушка на инструктаже тише воды и ниже травы, но думает о своем  и слова руководителя не слушает. Однако чтобы создать видимость  внимания в конце объяснения, задает вопрос, уловив смысл последней фразы  начальника. Не разобравшись в ситуации, молодой техник ставит ее в пример другим, а двух молодых людей, несколько  раз отвлекающих его разговором, упрекает в недисциплинированности. Но как раз их следовало похвалить. Они увлеченно слушали объяснение. Это было заметно по их лицам, по блестящим глазам, по склоненной голове. А обмен мнениями относился к  теме инструктажа.

    1. Глаза.

Если человек улыбается, а нижнее веко не приподнять, нижняя часть кругового мускула глаза  напряжена - улыбка неискренняя. Если же его взгляд встречается с вашим  в ходе разговора часто, практически  постоянно, можно предположить, что  вас не боятся, считают интересным собеседником или желают доброжелательных отношений с вами. Быстрые, короткие, повторяющиеся взгляды - сигнал к  установлению контакта.

Когда кто-то смотрит, склонив  голову набок, - это тоже говорит  о заинтересованности предметом  разговора. Выпрямление головы, блуждание  взглядом по потолку, стенам, особенно если это сопровождается подниманием, а затем опусканием плеч, говорит  о "потере мысли". Взгляд вверх  с одновременным подъемом или  наклоном головы, сосредоточенным выражением глаз - просьба: "Подождите, я немного  подумаю".

Долгий, неподвижный взгляд в глаза собеседнику - стремление подчинить его себе. Взгляд вниз, под ноги - готовность подчиниться. Взгляд в сторону - часто неудовлетворенность, пренебрежение к собеседнику.

Глаза - наиболее информативная  часть лица. Такой блестящий психолог, как Лев Толстой, в своих произведениях  описывает 85 оттенков выражения глаз (хитрые, лучистые, грустные, холодные и т.д.). Зрачки непроизвольно расширяются  или сужаются, сообщая о реакции  собеседника на кого-либо или на что-либо. Купцы в большинстве  азиатских стран назначают цену товара, глядя в глаза покупателю. Если зрачки расширяются, можно повысить цену, покупатель заинтересован в  покупке. Опытные карточные шулеры играют в темных очках. Они знают, что при получении хорошей  карты зрачки расширяются, если же карты  негодные, начинаешь блефовать, тебя могут выдать непроизвольно сузившиеся зрачки. Зрачки расширяются у возбужденного  человека и сужаются у сердитого, мрачного. Зрачки расширяются, когда  собеседник заинтересован разговором, и сужаются, когда он огорчен или  настроен враждебно. Когда у человека бегают глаза, он не выдерживает вашего взгляда и отводит взор, можно  предположить, что он боится вас  или говорит неправду, старается  умолчать о случившемся.

Если собеседник медленно снимает очки, тщательно протирает  стекла, сосет кончик дужки очков - он явно стремится выиграть время  или получить дополнительную информацию. Взгляд поверх очков - недовольство: "Что  вы еще хотите сказать?" или "Ну что там еще случилось?". Демонстративное  срывание очков и размахивание ими - возмущение: "Этого я от вас  не ожидал!" Потирание или почесывание  век - недовольство к собеседнику.

    1. Руки.

Руки, сложенные на груди  в наполеоновской позе, - защитная позиция  или негативное состояние. Прикосновение  раскрытыми ладонями к груди - жест честности и открытости. Почти  так приветствовали друг друга римские  легионеры. Одну ладонь они прикладывали к груди, а другую, открытую, подняв ее, обращали к тому, кого приветствовали.

Закладывание рук за спину  с захватом запястий - свидетельство  неудовлетворенности, расстроенности, попытки взять себя в руки.

Поднятые руки с раскрытыми ладонями, направленными в сторону  собеседника, говорят о прямоте, откровенности человека. Если же ладони смотрят вниз, а руки совершают  покачивающиеся движения вверх-вниз - жест говорит о стремлении успокоить, остановить человека или группу людей.

Сжатые в кулаки пальцы, желваки на скулах - свидетельства  враждебности. Подпирание ладонью щеки - демонстрация скуки. Поглаживание подбородка свидетельствует о раздумье, желании принять решение. Постукивание пальцами - о нетерпении. Движение руки поперек тела к другой руке, лихорадочное прикосновение пальцами к часам, обручальному кольцу, к пуговице на рукаве - о стремлении замаскировать неуверенность, нервозность.

Руки на бедрах - решительная, энергичная поза. Руки за спиной, приподнятый  подбородок - властная поза. Переплетение пальцев рук и потирание больших  пальцев один о другой демонстрируют  неуверенность, неверие в свои силы. Довольно часто старшие используют жест - прикосновение. Он относится  к такесике - физическому контакту. Такой жест полезен, когда надо остановить возбужденного человека, подчеркнуть сказанное или продемонстрировать доброе отношение, симпатию к нему.

Одна рука в кармане, другая жестикулирует, голова приподнята - поза "дуче" - надменность, высокомерие. Руки в карманах, большие пальцы снаружи - жест агрессивности. Руки закинуты за голову - самоуверенность. Псевдодеятельность - сдувает пылинку с рукава, с одежды; раскручивает авторучку, расстегивает и застегивает ремешок часов - говорит о растерянности, о незнании или слабом знании обсуждаемого вопроса или о незнании, как себя вести. Ладонь вниз - давление и натиск, вверх - доверительность и дружелюбие.

    1. Поза.

Еще один информативный компонент - поза. Людям импонирует поза уверенная, прямая, с развернутыми плечами и поднятой головой. Когда кто-то стоит горбясь, засунув руки в карманы, или сидит на стуле развалившись, или опирается о стену, облокачивается на стол, подпирает ладонью подбородок - о нем, скорее всего, трудно сказать что-либо хорошее.

Опрос слушателей бизнес-школ и наблюдение за ними показали, что поза, при которой ноги расставлены, туловище отклонено назад, затрудняет общение. В психологии эта поза называется "закрытой". В ответ на нее большинство партнеров по общению прервут разговор или, если они в нем заинтересованы или почему-то вынуждены слушать, настроятся неприязненно.

Если ваш собеседник грызет ногти, непроизвольно подрагивает, постукивает ногой, беспрестанно оправляет  одежду - можно быть уверенным, что  он неспокоен, нервничает, испытывает душевное напряжение.

    1. Улыбка.

Продуктивным общение  будет лишь тогда, когда вы научитесь  зеркально отражать лицо собеседника. Трудно установить контакт с партнером, если он улыбается, а вы суровы. Он раскован, жестикулирует, а вы как статуя. Умеренное  повторение мимики, жестов, интонации, темпа дыхания собеседника всегда приятно для него. Кинесика кинесикой, но, конечно, не следует забывать, что мимика и жестикуляция могут оказаться просто устойчивыми привычками вашего собеседника. Скрещенные на груди руки, скрещенные подрагивающие ноги могут информировать не о психическом состоянии человека, а о том, что их хозяину холодно, а может быть, он хочет в туалет. Слабое рукопожатие может быть вызвано желанием подчиниться, занять позицию слабого, опекаемого или обиженного, но оно может быть вызвано и болезненной ссадиной на руке и привычкой беречь руку, если, например, собеседник играет на музыкальных инструментах.

Информация о работе Технология чтения мимики собеседника