Теоретические основы исследования мотивации потребительского поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2015 в 00:38, контрольная работа

Описание работы

Цель работы - изучить особенности различных моделей поведения потребителей.
Задачи исследования:
1. Проследить становление дисциплины "Поведение потребителей".
2.Классифицировать модели потребительского поведения за рубежом.
3.Выявить типы потребителей, распространённых в России.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические основы исследования мотивации потребительского поведения ………………………………………………………………………..5
1.1. Потребительское поведение: понятие, классификация…………………..8
1.2. Суть понятия мотивация. Основные мотивационные теории. ..………..8
1.3. Взаимная обусловленность мотивации и поведения потребителей……17
2.
Заключение………………………………………………………………………22
Список используемой литературы…………………………………………….23

Файлы: 1 файл

Поведение потребителей с сайта.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Мотивационная теория и маркетинговая  стратегия

 

Поведение потребителей в отношении большинства продуктов движимо множеством мотивов. Часть мотивов носит явный характер, покупатель готов их декларировать. Это заявленные мотивы. Например, на вопрос: "Почему вы носите этот костюм?" потребитель может дать несколько ответов: "Он в моде", "Костюмы приняты в нашей компании", "Он мне удобен" или "Он мне подходит".

Однако у потребителя могут быть и другие причины, которые он отказывается признавать или не знает о них. Эти мотивы являются латентными, или скрытыми, неявными. Например, "Он показывает, что у меня есть деньги", "Он показывает, что я преуспеваю", "Он подчёркивает, что я в отличной форме". Латентные мотивы чаще всего не полностью одобряемы социально, поэтому покупатели не склонны декларировать их открыто.

Любой из вышеуказанных мотивов может повлиять на покупку. Однако мотивы, которые согласуются с доминирующей ценностной системой, общества, будут заявлены с большей вероятностью, чем те, что в конфликте с такой системой.

Множественный характер действующих мотивов предполагает их конкуренцию для потребителя, вероятность ситуации мотивационного конфликта. Возможны три типа мотивационного конфликта: конфликт "подход - подход", "конфликт - избежание", "избежание - избежание".

 Мотивационный конфликт "подход - подход". При таком конфликте потребитель должен совершить выбор между двумя привлекательными альтернативами. Примером могут быть два варианта покупки, в каждом из которых существуют свои отрицательные и положительные стороны. Разрешение конфликта возможно путём соединения нескольких преимуществ. Например, объединение шампуня и ополаскивателя для волос или шампуня и краски в один продукт. Когнитивный диссонанс в результате покупки - сомнения в правильности сделанного выбора - может снижаться продолжающейся рекламой.

Мотивационный конфликт "подход - избежание". В этом конфликте потребитель стоит как перед позитивными, так и перед негативными последствиями покупки конкретного товара. Например, покупатель статусно-ориентированных продуктов может испытывать вину в стремлении к показной роскоши. Разрешение мотивационного конфликта при покупке предметов роскоши и статуса осуществляется путём лозунга: "Но ведь вы этого стоите/заслуживаете". Потребитель, озабоченный лишним весом, может чувствовать себя виноватым, покупая сладкий торт или другую высоко калорийную пищу. Разрешение конфликта происходит путём покупки соответствующих продуктов- йогуртов, тортов со сниженным содержанием калорий, покупкой фруктов.

Мотивационный конфликт "избежание - избежание". Это конфликт, где потребитель оказывается между двумя нежелательными альтернативами. Когда у человека ломается старый холодильник, он может не захотеть тратить деньги на новый и одновременно не желать остаться совсем без холодильника. Этот мотивационный конфликт может быть сокращён возможностью кредита на покупку нового холодильника или ремонт старого. [1, с. 202 - 218]

Знание мотивации потребителя является очень важным аспектом при создании рекламы. Именно мотивация может способствовать приобретению или отказу от товара. Мотивы, которыми руководствуется индивид при принятии решений, сложны и многообразны. Они являются базовой основой личности. Исследования мотивации для рекламы и маркетинга осуществлялись с середины 20 века. В разное время их актуальность была различной. На данный момент исследование мотивации потребителя являются составной частью дисциплины "Поведение потребителей".

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрено поведение потребителей. Каждый потребитель обладает набором психологических качеств, знание о которых используется при создании эффективной в психологическом плане рекламы.

Модели потребительского рассматриваются в контексте такой дисциплины, как "Поведение потребителей". Это междисциплинарная наука, объединяющая исследования разных наук. В данной работе рассмотрено становление этой дисциплины, её роль в рекламной и маркетинговой деятельности.

Рассмотрены особенности основных моделей потребительского поведения. Их выделяют на основе психографических исследований, в которых индивиды классифицируются по психологическим особенностям, ценностным ориентациям и образу жизни.

В России также проводятся аналогичные исследования. В ходе сравнения данных российских и зарубежных исследований были выявлены следующие различия. Классификация российских потребителей является более сложной, существуют типы потребительского поведения, свойственные только для России. Но присутствуют сходные модели поведения. В ходе написания работы были изучены мотивации, свойственные индивидам при принятии решения о покупке. Противоречия мотиваций приводят к мотивационному конфликту. На основе такого конфликта строится маркетинговая стратегия.

Таким образом, в данной работе была рассмотрен важный аспект таких наук, как психология и "поведение потребителей" - модели потребительского поведения, психологические особенности и мотивации. Эта проблема актуальна для маркетинговой и рекламной деятельности, так как знание особенностей психологии, образа жизни, установок и моделей поведения целевой аудитории позволяет наиболее эффективно продвигать тот или иной товар или услугу.

 

 Список использованной литературы

 

  1. Алёшина И. В. Поведение потребителей/И. В. Алёшина. - М., 2000.
  2. Аристархова М., Крахмалёва А. Маркетинговое исследование потребителей//Маркетинг, 2001. №6.
  3. Блэкуэлл Р. Поведение потребителей/ Р. Блэкуэлл, П. Миниард, Д. Энджел. - "Питер", 2006.
  4. Гарри Б. Типы потребителей: введение в психографику/ Б. Гарри. - Спб, 2001
  5. Зазыкин В. Г. Психология в рекламе/ В. Г. Зазыкин. - М., 1992.
  6. Ильин В. И. Поведение потребителей/В. И. Ильин. - Спб, 2000.
  7. Картер Г. Эффективная реклама/ Г. Картер. - М., 1991.
  8. Котлер Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 1991.
  9. Лебедев - Любимов А. Н. Психология рекламы/ А. Н. Лебедев - Любимов. - Спб., 2002.
  10. Мокшанцев Р. И. Психология рекламы/Р. И. Мокшанцев. - М., 2000.
  11. Музыкант В. Л. Теория и практика современной рекламы/ В. Л.Музыкант. - М.,1998.
  12. Мухина М. К. Изучение стиля жизни и сегментирование рынка на основе психографических типов//Маркетинг в России и за рубежом, 2000. №3.
  13. Песоцкий Е. Реклама и психология потребителя/ Е. Песоцкий. - Ростов - на - Дону, 2004.
  14. Ромат Е. В. Реклама: История. Теория. Практика. СПб., 2001
  15. Росситер Дж. Реклама и продвижение товаров/ Дж. Росситер, Л. Перли. - Спб.: Питер, 2001.
  16. Сергеев А. М. Поведение потребителей/ А. М. Сергеев. - М., 2006.
  17. Статт Д. Поведение потребителя/ Д. Статт. - М., 2003.
  18. Фоксол Г. Психология потребителей в маркетинге/Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун. - Спб, "Питер - Пресс", 2000.
  19. Шуванов В. И. Психология рекламы/ В. И. Шуванов. - М., 2003.
  20. Энджел Д. Ф. Поведение потребителей/ Д. Ф. Энджел. - Спб, 1999.

 

 

 

 


Информация о работе Теоретические основы исследования мотивации потребительского поведения