Теория мотивации З. Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 11:48, реферат

Описание работы

Для выяснении глубинных ассоциаций, вызванных товаром, исследователи собирают «подробные интервью», используя технику, позволяющую отключить сознательное «Я» — словесные ассоциации, незаконченные предложения, объяснения рисунков и ролевые игры.

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ХЛЕБНОГО ДОМА.doc

— 36.00 Кб (Скачать файл)

Теория мотивации З. Фрейда.

 

Введение.

Великий психолог полагал, что люди по большей части  не осознают психологические силы, которые руководят поведением индивида, а значит, они не в состоянии  до конца понять мотивы своих действий. Пример: Собираясь приобрести компьютер, госпожа N считает, что ею движет желание эффективно использовать время переездов с места на место. Но если «копнуть» поглубже, мотивом ее решения оказывается стремление произвести впечатление на окружающих. А если пойти еще дальше, возможно, компьютер помогает ей почувствовать себя умной и развитой женщиной.

Когда госпожа N изучает  характеристики различных ноутбуков, она обращает внимание не только на их быстродействие, но и на другие, менее  значительные детали. Форма, размер, вес, цвет, название марки и материал, из которого сделан компьютер, вызывают у нее определенные ассоциации и эмоции. Поэтому дизайнеры компьютеров, должны помнить о влиянии того, что покупатель видит, слышит и может потрогать в компьютере, на его эмоции, оказывающие, в свою очередь, влияние на решение о покупке.

Для выяснении глубинных  ассоциаций, вызванных товаром, исследователи  собирают «подробные интервью», используя  технику, позволяющую отключить  сознательное «Я» — словесные  ассоциации, незаконченные предложения, объяснения рисунков и ролевые игры.

Психологи установили, что  любой товар инициирует у потребителя  уникальный набор мотивов. Поэтому  неудивительно, что различные марки  духов ориентированы на определенный контингент покупателей.

Целостная теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе. Концепции мотивации, или другими словами, процессуальные аспекты функционирования индивидуума, строятся на динамических, изменяющихся особенностях поведения человека. Вот примерный тип вопросов, относящихся к этому второму компоненту теории личности: «Почему люди ставят перед собой те или иные цели и стремятся их достигать?», «Какие специфические мотивы заставляют человека действовать, и направляют его поступки?»

При помощи ответов  на эти вопросы руководители стараются эффективно строить управление людьми на предприятиях и в организациях, эти вопросы люди задают сами себе, и при этом анализируют свое поведение в конкретной ситуации и свою жизнь в целом. Актуальность данной темы заключается в том, что, поняв механизм формирования мотивационной сферы человека, мы сможем целенаправленно влиять при помощи воспитательных воздействий на становление мотивации наших детей; руководители смогут эффективно управлять персоналом, повышая производительность предприятия при помощи мотивирования своих сотрудников. Мотивация – это сложный психологический феномен, вызывающий множество споров в среде психологов, придерживающихся различных психологических концепций.

Итак, остановимся на рассмотрении теории мотивации З.Фрейда.

 

 Согласно теории  мотивации Фрейда, человек с рождения  находится под прессом многих  желаний, которые человек до  конца не осознает и не контролирует. Таким образом, индивид никогда  полностью не осознает мотивов  своего поведения.

Исследователи поведения  потребителей стараются вскрыть глубинные мотивы их поведения и покупок. Психоаналитическая теория З.Фрейда основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. Фрейд считал, что поведение человека активируется единой энергией, согласно закону сохранения энергии (то есть она может переходить из одного состояния в другое, но количество её остается при этом тем же самым). Фрейд взял этот общий принцип природы, перевел его на язык психологических терминов и заключил, что источником психической энергии является нейрофизиологическое состояние возбуждения.

Таким образом, согласно теории Фрейда, мотивация человека полностью  основана на энергии возбуждения, производимого  телесными потребностями. По его  убеждению, основное количество психической энергии, вырабатываемой организмом, направляется на умственную деятельность, которая позволяет снижать уровень возбуждения, вызываемого потребностью. По Фрейду, психические образы телесных потребностей, выраженные в виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека (мышление, восприятие, память и воображение) определяется инстинктами. Инстинкты как таковые являются «конечной целью любой активности».  Хотя количество инстинктов может быть неограниченным, Фрейд признавал существование двух основных групп: инстинктов жизни и смерти. Первая группа включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида.      Вторая группа - инстинкты смерти, называемые, лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, самоубийств и убийств. Однако Фрейд считал их биологически обусловленными и такими же важными в регуляции человеческого поведения, как и инстинкты жизни. Он полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, (то есть закону термодинамики, согласно которому любая энергетическая система стремится к сохранению динамического равновесия).

Что же представляют собой  инстинкты в действительности? Любой  инстинкт имеет четыре характеристики: источник, цель, объект и стимул. Источник инстинкта – состояние организма  или потребность, вызывающая это  состояние.  Четкого определения  инстинктов смерти Фрейд не дал. Цель инстинкта всегда состоит в устранении или редукции возбуждения, вызванного потребностью. Если цель достигнута, человек испытывает кратковременное состояние блаженства. Хотя существует много способов достижения инстинктивной цели, наблюдается тенденция к поддержанию состояния возбуждения на некоем минимальном уровне.

 

Заключение.

В современной психологии в настоящее время существует множество различных теорий, подходы  которых изучению проблемы мотивации  настолько различны, что иногда их можно назвать диаметрально противоположными. Мы рассмотрели мотивацию З.Фрейда в современных исследованиях. Нам кажется, что сама сложность данного понятия, многоуровневая организация мотивационной сферы человека, сложность структуры и механизмов ее формирования, открывает широкие возможности для применения многих теорий. То есть утверждения отдельных теорий могут направляться на различные элементы мотивационной структуры и именно в этих направлениях будут наиболее компетентными. Таким образом, подводя итоги, можно утверждать, что целостная картина может сложиться только при объединенном подходе к изучению проблемы мотивации на современном этапе развития психологической мысли, с учетом прогрессивных идей различных теорий.

 


Информация о работе Теория мотивации З. Фрейда