Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:14, методичка
Типовой обзор конъюнктуры мирового рынка определенного товара обычно состоит из следующих частей.
Введение. Дается сжатая комплексная характеристика конъюнктуры рынка за соответствующий период (обычно за год либо полугодие), а также отмечаются наиболее характерные особенности ее развития.
Типовой обзор конъюнктуры мирового рынка определенного товара
Типовой обзор конъюнктуры мирового рынка определенного товара обычно состоит из следующих частей.
Введение. Дается сжатая комплексная характеристика конъюнктуры рынка за соответствующий период (обычно за год либо полугодие), а также отмечаются наиболее характерные особенности ее развития.
Производство. Приводятся результаты анализа динамики производства в целом и в распределении по основным странам-производителям, показываются главные причины изменения объема выпуска (например, ввод новых производственных мощностей, повышение уровня автоматизации производства, активизация или снижение спроса и т. д.). Специально рассматривается воздействие на отрасль и на рынок научно-технического прогресса. Приводятся данные о появлении в производстве новых товаров и совершенствовании существующих.
Дается анализ динамики загрузки производственных мощностей, наличия их резерва, показывается движение портфеля заказов, а также поступление новых (от внутренних и иностранных покупателей). Раскрывается процесс роста концентрации производства. Рассматривается динамика издержек производства. Анализируются численность занятых в отрасли и безработных, воздействие забастовок на объем выпуска продукции и конъюнктуру. Рассматриваются планы ведущих компаний и государства в отношении производства (увеличение производственных мощностей, совершенствование технологии и т. п.).
Спрос и потребление товара. Проводится анализ динамики и причин изменения мирового потребления и спроса в целом, в распределении по основным странам-потребителям и главным отраслям (категориям покупателей) как традиционным, так и новым. Отражаются фирменная структура потребления, изменения в конкурентоспособности товара по качеству, техническим показателям и другим характеристикам. Особое внимание уделяется появлению новых товаров, интенсивности их внедрения на рынке. Анализируется воздействие научно-технического прогресса на уровень и динамику потребления товара, выясняются изменения в формах и методах сбыта.
Особо рассматриваются планы и программы компаний и правительственных организаций относительно расширения (сокращения) потребления данного товара, изменения требований к характеристикам товара, связанным с научно-техническим прогрессом в потребляющих отраслях.
Анализируется движение запасов готовой продукции у производителей и в товаропроводящей сети, а также освещается политика производителей и потребителей в данной области.
Международная торговля. В этом разделе проводится краткий анализ развития мировой торговли товаром, дается характеристика мирового экспорта в целом и по основным странам-поставщикам. Показываются изменения их положения как экспортеров, устанавливаются причины. Рассматривается значение новых форм и методов торговли, экспорта капитала, международного обмена лицензиями, «ноу-хау». Проводится анализ политики ведущих компаний и государства в области экспорта: изучается таможенная, валютная, кредитная политика соответствующих стран. Показывается воздействие различных международных соглашений, отдельных компаний на экспорт данного товара, на характер конкуренции.
Отдельно рассматривается мировой импорт данного товара в целом и в распределении по основным странам-импортерам, а также изменение удельного веса ведущих стран-импортеров. Анализируется влияние главных факторов на динамику ввоза в основные страны. Освещаются программы монополий и государств по развитию импорта.
Цены. Рассматривается динамика оптовых и экспортных цен (на основе их индексов) ведущих стран— производителей, потребителей и экспортеров данного вида товара. Анализируются основные причины изменения цен, связанные с появлением новой технологии производства, ростом (снижением) цен на сырье и полуфабрикаты, повышением производительности труда, условиями потребления товара, воздействием инфляции, изменением курсов валют, форм и методов торговли и т. п. Особенно отмечается соотношение спроса и предложения на товар. Освещается политика компаний в области цен, политика государства по их регулированию. По возможности дается сопоставление уровня цен в основных странах—производителях и импортерах данного вида оборудования.
Для современного рынка характерны постоянные изменения курсов национальных валют, которые складываются под воздействием спроса и предложения на валютных рынках. Спрос на национальную валюту определяется многими факторами: состоянием торгового и платежного балансов страны, движением капитала между странами и т.д. На соотношение курсов валют воздействует политика государства, прибегающего к установлению учетных ставок и других мероприятий по поддержанию курсов валют. «Плавание» валют приводит к «плаванию» внешнеторговых цен, вызывая их постоянные изменения.
Понижение курса валюты страны дает возможность ее экспортерам получать дополнительную, так называемую «валютную» прибыль. Снижение курса валюты ведет к росту импортных цен в стране, стимулирует инфляцию и впоследствии повышает издержки производства. Снижение курса национальной валюты по-разному сказывается на общем уровне цен.
Ревальвация валюты вызывает обратные явления. Экспортные цены страны, выраженные в валютах других государств, возрастают, а импортные, выраженные в национальной валюте,— снижаются. В результате условия конкуренции для страны, курс валюты которой повышается, ухудшаются. Однако повышение курса национальной валюты способствует удешевлению импорта, а также тормозит развитие инфляционных процессов.
Трудности при изучении процесса ценообразования на мировых товарных рынках заключаются в том, что в условиях постоянных колебаний цен нелегко бывает получить сведения об их реальном уровне. Используется целая система надбавок и скидок, которые продавцы применяют, исходя из состояния конъюнктуры рынков и условий каждой конкретной сделки. Широко распространены, например, количественные скидки, размер которых меняется в зависимости от величины заказа, а также скидки на уторговывание. Практически ни одна сделка не заключается по ценам, которые первоначально называет продавец. Величина скидки на уторговывание, достигаемая в процессе переговоров, определяется многими факторами: состоянием конъюнктуры, загрузкой производственных мощностей поставщика и даже традициями торговли, принятыми в отдельных странах. Размер скидок на уторговывание зависит также от характера отношений между продавцом и покупателем.
Сложности при определении цен вызваны также наличием на рынках различных сортов аналогичных товаров, особенностями качества, комплектации и т. п. Если на рынках сырьевых товаров учет различий в качестве осуществляется сравнительно просто за счет специальных доплат и скидок, то на рынках готовых изделий, особенно машин и оборудования, проблема сопоставления цен аналогичных по назначению товаров решается значительно сложнее.
При анализе динамики цен и определении их уровня обычно используется ряд ценовых показателей — контрактные цены, биржевые котировки, справочные цены, прейскуранты и ценники, индексы цен и т. д.
Контрактные цены отражают действительный уровень цен на товар определенного качества при соответствующих условиях поставки и платежа. Однако получить сведения о контрактных ценах не просто, так как они обычно составляют коммерческую тайну. Иногда данные о заключенных контрактах, в том числе и во внешней торговле, публикуются в прессе, специальных журналах, однако, как правило, без указания многих существенных деталей сделки (например, качественных показателей и т. п.).
Биржевые котировки—цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах (натуральный каучук, сахар-сырец, хлопок, некоторые цветные металлы и ряд других). Биржевые котировки являются ценами реальных контрактов, осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема и срока поставки, валюты платежа и т. д. Цены биржевых товаров чутко реагируют на изменения конъюнктуры, подвержены влиянию спекуляции и других случайных факторов.
Справочные цены — это цены, публикуемые продавцами сырьевых товаров, а также их ассоциациями. Справочные цены не отражают реальный уровень контрактных цен, от которых они отличаются на величину скидок, предоставляемых продавцами покупателям. Размер скидок зависит от состояния конъюнктуры, взаимоотношений с покупателем, характера сделки и т. п. При ухудшении конъюнктуры скидки, как правило, возрастают, а при улучшении — снижаются. В отличие от биржевых котировок справочные цены публикуются реже, их точность как показателя реального уровня цен значительно ниже.
Прейскуранты и ценники — показатели цен готовых изделий потребительского и производственного назначения. Прейскурантные цены, по существу, аналогичны справочным ценам сырьевых товаров и также не отражают реальных цен на рынке, складывающихся на каждый момент, отстают от их динамики.
Цены предложений. В ответ на запрос покупателя, заинтересованного в приобретении товара, продавцы направляют предложение на продажу, в котором содержатся предлагаемые условия поставки, платежи и цены. Цены предложений корректируются в ходе переговоров с покупателем, который обычно добивается скидки. Таким, образом, цены предложений отличаются от контрактных цен. Однако для многих товаров, особенно машин и оборудования, цены предложений являются, по существу, единственным источником информации об уровне цен на рынке. Цены предложений в целом точнее отражают уровень реальных цен по сравнению с прейскурантными и справочными ценами, поскольку при их установлении продавец учитывает состояние спроса, особенности покупателя, специфику условий сделки и т. д.
Индексы цен представляют собой относительные показатели, отражающие динамику цен, но не дающие представления об их уровне. В большинстве стран органы государственной статистики публикуют индексы внутренних и внешнеторговых цен на отдельные товары и товарные группы. Индексы цен всегда приводятся с указанием базисного года, в котором значение индекса принимается равным 100.
Индексы цен являются важным показателем, позволяющим выявить основные тенденции в движении цен; они широко используются при анализе и прогнозе конъюнктуры. С их помощью можно также определять и уровень цен на отдельные товары, используя одновременно абсолютные показатели — контрактные цены, цены предложений и т. д. Таким образом, становится возможным «подтянуть» данные об абсолютном значении цен, которые были, скажем, год или два года тому назад, к настоящему моменту. Необходимость применения индексов для этих целей возникла в связи с усилением инфляции на капиталистическом рынке, что приводит к быстрому устареванию информации о реальном уровне цен.
Вместе с тем индексы цен характеризуют движение цен не на конкретный товар, а на достаточно широкую товарную группу, внутри которой динамика цен может складываться по-разному. Такие несоответствия особенно характерны для рынков машин и оборудования, поскольку товарные группы, для которых определяются индексы цен, содержат широкую номенклатуру изделий. Поэтому индексы цен могут быть использованы лишь для ориентировочной оценки изменения уровня цен, и полученные с их помощью результаты должны сопоставляться с другими данными.
Прогноз развития конъюнктуры. Составление прогноза рынка носит двухступенчатый характер. На первом этапе готовится прогноз влияния на конъюнктуру основных постоянно действующих факторов общего характера (циклических и нециклических), а также временных. На втором, завершающем этапе разрабатывается комплексный прогноз конъюнктуры, главными разделами которого являются прогнозы производства товара, потребления, международной торговли и цен.
Прогноз производства товара учитывает наличие резервных и ввод в действие новых мощностей, политику государств по сдерживанию или расширению выпуска товара, появление принципиально новой технологии производства и другие мероприятия и факторы в сфере производства. При подготовке прогноза необходимо учитывать движение общехозяйственной конъюнктуры. Это особенно важно для традиционных производств. В то же время спрос на новые, наукоемкие изделия и, соответственно, их выпуск развиваются иногда повышенными темпами даже в условиях депрессии или спада общехозяйственной конъюнктуры.
Прогноз потребления (спроса) разрабатывается с учетом перспектив развития отраслей, использующих данный товар (для оборудования производственного назначения), или вероятных тенденций движения потребительского спроса (для товаров потребительского назначения), ожидаемых размеров потребления, предполагаемого изменения импортных потребностей в данном товаре главных стран-импортеров и других показателей сферы потребления.
При составлении прогноза обязательно учитывается мнение ведущих консультационных фирм, крупных компаний, банков, экономических организаций.
В прогнозе спроса и
Прогноз международной торговли данным видом оборудования учитывает перспективы общеэкономической конъюнктуры мирового хозяйства, вероятные тенденции производства и спроса в целом, ожидаемые тенденции в международном разделении труда, торгово-политические мероприятия государств и другие факторы. Основная задача состоит в определении динамики, размеров экспорта и импорта данного товара в целом и в распределении по основным странам-экспортерам и импортерам.
Заключительным и, пожалуй, наиболее ответственным этапом работы является прогноз динамики и уровня цен. При его составлении учитываются развитие производства, потребления, международной торговли и другие показатели состояния и перспектив развития рынка. Используются также оценки динамики цен, приводимые в иностранной печати, принимается во внимание движение цен в прошлом и их уровень в момент разработки прогноза.
При составлении прогноза очень важно в полной мере учитывать специфику данного товара и обусловленные этим обстоятельством особенности поведения конъюнктуры рынка (например, спроса и предложения). Следует, к примеру, принимать во внимание длительность изготовления товара; так, несмотря на наступление кризиса, объем производства сложного, тяжелого промышленного оборудования (с циклом изготовления 1 — 2 года) обычно продолжает оставаться на высоком уровне еще в течение сравнительно продолжительного периода (полгода-год) и только затем начинает сокращаться.
Разработка практических рекомендаций обычно опирается на анализ использования конъюнктуры в прошлом. Предметом практических рекомендаций может быть, например, вопрос о целесообразности патентования тех или иных изобретений за границей. Такая рекомендация связана с оценкой возможностей развития товарного экспорта или продажи лицензий с точки зрения сложившейся конъюнктуры. При этом необходимо оценить не только общую емкость мирового рынка или прирост емкости в рассматриваемой перспективе, но и долю рынка, которая может быть завоевана с учетом возможностей потенциальных конкурентов и контрагентов, а также экономических преимуществ, которые даст использование того или иного изобретения.
Информация о работе Типовой обзор конъюнктуры мирового рынка определенного товара