Управление качеством

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 07:38, контрольная работа

Описание работы

В настоящей работе предлагается рассмотреть понятие качество жизни и пути его повышения через социальную активность и самореализацию личности.
В последнее время «качество жизни» как интегральный показатель состояния человека привлекает все большее внимание исследователей. В это понятие входит также физическая, творческая, социальная, эмоциональная, сексуальная, политическая активность личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и содержание «качество жизни»…………………………………….4
2. Социальная активность как один из показателей качества жизни………….6
3. Методика определения качества жизни……………………………………..10
4. Пути и возможности повышения качества жизни через самореализацию и социальную активность личности……………………………………………...11
Заключение……………………………………………………………………….15
Список использованной литературы…………………………………………...16

Файлы: 1 файл

Контр раб по Управлению качеством.docx

— 35.06 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Понятие  и содержание «качество жизни»…………………………………….4

2. Социальная активность как один  из показателей качества жизни………….6

3. Методика определения качества  жизни……………………………………..10

4. Пути и возможности повышения качества жизни через самореализацию и социальную активность личности……………………………………………...11

Заключение……………………………………………………………………….15

Список использованной литературы…………………………………………...16

 

Введение

В настоящей  работе предлагается рассмотреть понятие  качество жизни и пути его повышения  через социальную активность и самореализацию личности.

В последнее  время «качество жизни» как интегральный показатель состояния человека привлекает все большее внимание исследователей. В это понятие входит также  физическая, творческая, социальная, эмоциональная, сексуальная, политическая активность личности.

Проблема  качества жизни активно разрабатывается  в социальных науках в силу стремления к целостному пониманию и изучению человека.

Понятие «качество  жизни» возникло в 60-х гг. XX в. и воспринималось первоначально не как «…научное  понятие с точно фиксированным  содержанием и объемом», а как  «всего лишь конгломерат различных  проблем, начиная со смысла жизни  и счастья человека и кончая проблемой  утилизации отходов и очистки  больших городов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и содержание «качество  жизни»

Качество  жизни связывалось преимущественно  с качеством окружающей среды, показателями динамики доходов населения и  масштабов обретения им материальных благ, отождествлялось с понятиями  стандарта жизни, уровнем жизни. Сущность человека сводилась к «пяти основным потребностям» – в пище, одежде, жилье, здоровье, образовании.

Насыщение рынка товарами, рост производства и потребления и т.п. признавались основанием улучшения человеческой жизни, т.е. предпочтение отдавалось количественным показателям.

Однако  уже в 60-е гг. признавалось, что  человек еще и «существо духовное, и «диаграммы» его чувств и  стремлений, рефлексии и счастья  могут не совпадать с диаграммами  экономического роста».

А. Тойнби утверждал, что «жизненный стандарт – это средства, а качество жизни  – это цель человека». Р. Айер выделяет объективные (благосостояние, жизненный стандарт) и субъективные показатели качества жизни. Он отмечает, что это понятие обязательно должно включать все аспекты бытия, переживаемые именно индивидом, а не обществом в целом. Таким образом, с момента появления понятия «качество жизни» в нем наметилась дифференциация объективных (реально существующие условия жизни) и субъективных (отношение личности к различным аспектам жизни) показателей и выявилась возможность его использования не только в отношении сообществ людей, но и к отдельному человеку.

В 70-х  гг. появляется концепция «человеческого развития» (Я. Майлз, С. Коул, Дж. Галтунг, А. Вирак и др.). По Я. Майлзу, «это процесс, включающий все стадии человеческой жизни и отражающий гармонию взаимоотношений между личностью, обществом и природой, то есть такой расцвет человеческого потенциала, который не сопровождается деградацией, порчей или разрушением общества и природы». В данная концепция акцентирует внимание на том, что «человек – в одно и то же время средство и цель мирового развития», и общественный прогресс не может оценивается только с экономических позиций. 

К этому  же периоду оформляется концепция  «ощущаемого качества жизни», где  «изучаются социально-психологические  механизмы, опосредующие реальное удовлетворение потребностей людей».

В 70-е  гг. исследователи «субъективного качества жизни», в частности А. Кемпбелл, применяют в измерениях триаду «обладание – отношение – существование», что предполагает наличие удовлетворенности материальным положением, межличностными отношениями, уровнем самооценки. В исследованиях А. Кемпбела было установлено, что наличие хороших межличностных отношений, позитивной самооценки, ощущения контроля над своей жизнью «играют более важную роль в общем благополучии, чем реальная жизненная ситуация», т.е. категории «отношения» и «существования» признаются столь же, если не более важным фактором качества жизни, как и категория «обладания» (удовлетворенность материальными условиями жизни).

Таким образом, понятие качество жизни эволюционировало от характеристики материальной стороны  жизни человека к понятию, учитывающему и духовную комфортность существования  людей. В настоящее время данное понятие рассматривается как  интегральная характеристика жизнедеятельности  человека. Большинство исследователей отмечают объективный и субъективный аспект качества жизни. В отличие от объективных показателей функционирования человека в жизни, которые отражают социально приемлемые нормы жизни, субъективные индикаторы пытаются установить относительную важность различных сфер жизни для каждого индивида в терминах его собственных норм и предпочтений.  Качество жизни «по сути своей является социальным отношением как между личностью и обществом, так и между отдельными индивидами».

Таким образом, качество жизни в своих субъективных аспектах тесно связанно с понятиями «ценность», «потребности», «смысл», «жизненная стратегия» и т.д

2. Социальная активность  как один из показателей качества  жизни

Социальная  активность личности - совокупность форм человеческой деятельности, сознательно  ориентированной на решение задач, стоящих перед обществом, классом, социальной группой в данный исторический период. В качестве субъектов активности может выступать личность, коллектив, социальная группа, слой, класс, общество в целом.

Активность  проявляется в различных сферах: трудовой, общественно политической, в сфере культуры и быта.

Социализация  развивается под воздействием как  внешних социально-контролируемых или стихийных процессов общественной жизни, так и благодаря внутренним энергийным силам самого индивидуума. Второй фактор не полностью зависит от первого, сохраняя некую природную уникальность.

Если  бросить ретроспективный взгляд на историю России ХХ века, то легко  обнаруживается ассиметрия в действии обоих факторов - сил. Первый абсолютно доминировал в годы Советской власти, подчиняя человека официальной идеологии. Второй преобладает в современной России, хотя постепенно государство и “партии при власти” усиливают целенаправленное воздействие на сознание, ценностные ориентации и поведение граждан. Процесс социализации носит в связи с этим неупорядоченный характер.

В реальной ситуации он может иметь как положительный, так и отрицательный смысл.

Первый  вариант означает сублимацию витальной  энергии вверх, т.е. возвышение личности, ее совершенствование.

Второй - движение вниз, отказ от нравственных ценностей, опускание на дно криминального  и асоциального существования.

Иногда  оба процесса могут сменять друг друга на протяжении жизни одного и того же индивидуума. Моральное  падение нередко прикрывается показным благородством, а истинный талант и  высокое одухотворение обречены прозябать в нищете и одиночестве. В жизни все случается, и ее бесчисленные коллизии неисповедимы. Многое зависит от условий, но кое-что находится в руках самого человека. Внешние и внутренние причины так переплетаются друг с другом, что подчас трудно определить их разделительную границу. И тем не менее можно провести их условное деление по признаку положительного или негативного воздействия на развитие личности.

Вопрос  о роли объективных причин того или  иного варианта мы оставляем за скобками, поскольку они сами являются плодами  социальной активности людей. Однако, что даже и при схожих исходных условиях одни лица способны развиваться, а другие предпочитают довольствоваться достигнутым и не могут даже сохранить имеющееся. В обоих случаях человек должен все же преследовать какую-то цель, иметь какое-то представление о самом себе. Бессмысленность существования это рассеяние даже самого сильного энергетического потенциала. И, напротив, при желании и воле не очень сильная натура способна сублимировать свою энергию наилучшим образом, предпочитая даже жертвовать своим благополучием. Пример тому - многие художники, поэты, философы.

В современном  мире, как, впрочем, и прежде, формы  и пути реализации энергии весьма многообразны, поскольку зло и  добро в посюстороннем мире часто  представляются почти синонимами.

Если  обратиться к современной России, то обнаружится принципиальное отличие  новых ценностных ориентаций по сравнению  с социалистическим образом жизни. В советское время этот образ  формировался искусственно и целиком  подчинялся официальной идеологии. В постсоветское время формирование личности проходит почти стихийно и  в обстановке противостояния различных  идейно-политических устремлений и  принципов жизни. В настоящее  время человека, как правило, интересуют следующие ориентации:

- тяга  к прагматизму как главному  принципу достижения личного  и общего блага;

- стремление  к власти и богатству;

- корпоративная  солидарность;

- готовность  к сотрудничеству с криминалом;

- терпимость  к коррупции;

- использование  демагогии и лжи;

- склонность  к гедонизму;

- приспособленчество и потребительское отношение к политике;

- моральная  эластичность;

- увлечение  религиозным сектанством или оккультизмом;

- оскудение  духовно-нравственных устремлений  и т.д.

Эти ориентации относятся, так сказать, к негативным аспектам нынешней социализации. Но есть, конечно, и прямо противоположные  положительные тенденции:

- трудовая  мобильность и активность;

- гражданская  активность и ответственность;

- духовно-этическое  и эстетическое совершенствование  личности;

- непримиримость  к криминалу, коррупции, наркомании  и другим отрицательным явлениям;

- рост  требовательности к властям;

- опора  на собственные физические и  духовно-нравственные силы.

Оба направления  в процессе социализации молодого поколения  происходят одновременно. Иногда они  противостоят друг другу, иногда тесно  сплетаются в один клубок, что прямо  воздействует на самоопределение личности. Разумеется, все перечисленные характеристики “нового” человека постсоветской  России имеют характер относительных  и условных категорий. Они могут  сочетаться самым причудливым образом как между собой, так и в связи со старыми критериями. В итоге рождается крайне запутанная и противоречивая картина социализации. Буквально каждый человек мечется из стороны в сторону, склоняясь то в одну, то в другую сторону.

Зрелое  поколение, надо сказать, в основном уже сделало свой выбор: одни остались на прежних позициях, другие перешли в лоно новомодного прагматизма. Сложнее обстоит дело с молодежью, которая не обладает достаточным опытом и не получает от общества четкой ориентации. В итоге весь процесс ее социализации происходит стихийно подобно “уличному” воспитанию подростка, лишенного постоянной родительской опеки. Веер предпочтений интересов и поведения в этой связи принимает широкий и разнообразный характер - от самых положительных до отрицательных.

Условно к позитивным формам социальной активности можно отнести общественно-полезный труд, творчество во всех его формах, науку, искусство, спорт, просвещение  и др.

Есть  и протестные формы социального  поведения. Часто они выливаются в активные выступления в защиту своих интересов, как, например, забастовки, демонстрации и пр. Иногда протест  принимает «пассивный» характер, выражаясь в отказе от участия  в голосовании или голосовании  “против всех”, эмиграции. Особую разновидность  представляют собой такие явления  как субкультура «андерграунда», движения типа хиппи, футбольных “фанатов” и пр.

Нельзя  не отметить и деструктивные, разлагающие  личность и наносящие вред обществу деяния, как, например, наркомания, алкоголизм, преступность, терроризм, экстремистская деятельность.

В реальной жизни разнонаправленные тенденции  переплетаются или сменяют друг друга. Особая сложность их анализа  обусловлена противоречивостью  сознания и подсознания человека. Ведь иногда самые лучшие побуждения могут обернуться недостойными и  просто преступными действиями.

 

3. Методика определения  качества жизни

 

В количественную характеристику качества жизни включаются такие ее показатели, как степень удовлетворения потребностей, материальные, энергетические, трудовые и финансовые затраты на удовлетворение каждого вида из совокупности объективных  потребностей. Каковы же эти объективные  потребности?

Говоря о потребностях в контексте  качества жизни, по–видимому, следует  вспомнить истину, провозглашенную  много столетий назад древнегреческим  мыслителем Протагором: «Человек есть мера всех вещей». Мера человека является мерой всего, что происходит в  мире. Поэтому, говоря о совокупности объективных потребностей человека, нужно исходить из чувства здравого смысла из законов формальной логики.

Совокупность объективных свойств включает:

1. Материальную (физическую, вещественную) базу для существования человека. В нее входят: состояние окружающей среды, материально-технические условия труда, быт, организация досуга, получение образования, а также используемые товары и услуги, в том числе уровень развития здравоохранения.

Информация о работе Управление качеством