Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 16:24, реферат
Управление маркетинговой деятельностью
Анализ рыночных возможностей
Отбор целевых рынков
Разработка комплекса маркетинга
Организация маркетинговой деятельности
Анализ рыночных возможностей
Приняв решение относительно
позиционирования своего товара, фирма
приступает к планированию деталей
комплекса маркетинга. Комплекс маркетинга
– это одно из основных понятий
современной системы
Комплекс маркетинга – набор допускающих контроль переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со стороны целевого рынка.
В комплекс маркетинга входит все, что фирма может предпринять для оказания воздействия на спрос своего товара. Многочисленные возможности можно объединить в четыре основные группы: товар, цена, методы распространения и стимулирования.
Товар – это набор «изделий и услуг», которые фирма предлагает целевому рынку. Так, новое болеутоляющее средство может оказаться «товаром» в виде 50 белых таблеток в белой бутылочке с колпачком, который не смогут открыть дети, с трехлетним сроком хранения, марочным названием «Авелин» и гарантией возврата денег в случае неудовлетворенности покупателя.
Цена – денежная сумма, которую потребители должны уплатить для получения товара. Фирма предлагает розничные и оптовые цены, льготные цены и скидки, продажу в кредит. Назначенная фирмой цена должна соответствовать воспринимаемой ценности предложения, иначе покупатели будут приобретать товары конкурентов.
Методы распространения
– всевозможная деятельность, благодаря
которой товар становится доступным
для целевых потребителей. Так, фирма
подбирает оптовых и розничных
торговцев, убеждает их обращать на товар
больше внимания и заботиться о его
хорошей выкладке, следит за поддержанием
его запасов и обеспечивает эффективную
транспортировку и
Методы стимулирования –
всевозможная деятельность фирмы с
целью распространить сведения о
достоинствах товара и убедить потребителей
покупать его. Фирма оплачивает рекламу,
нанимает продавцов, продвигает товар
с помощью специальных
Организация маркетинговой деятельности
Система планирования маркетинга. Любая фирма должна смотреть вперед, чтобы ясно сознавать, куда она хочет идти и каким образом добраться до цели. Дело нельзя пускать на самотек. Чтобы моделировать собственное будущее, фирма использует сразу две системы: стратегического планирования и планирования маркетинга.
Стратегическое планирование
основано на том, что у любой компании
есть несколько сфер деятельности (например,
производство парфюмерно-косметических
товаров, производство оборудования косметических
кабинетов и производство пластырей),
каждая из которых может быть представлена
несколькими товарами. Однако не все
сферы деятельности и не все товары
одинаково привлекательны. Некоторые
производства растут, другие стабилизировались
на одном уровне, третьи приходят в
упадок. Если бы все производства одновременно
испытывали спад, фирма оказалась
бы в серьезном затруднении. Для
поддержания своего роста компания
должна разворачивать новые
Планирование маркетинга – это разработка планов для каждого отдельного производства или товара фирмы. При этом имеется в виду, что стратегическое решение относительно всех производств уже принято. Теперь для каждого из них нужно детально разработать план маркетинга. Допустим, что производитель шампуней решил продолжать предлагать рынку свой фирменный шампунь, поскольку потенциал роста продаж весьма высок. В этом случае компания разрабатывает план маркетинга, который призван обеспечить желательный рост.
Компания разрабатывает два плана – перспективный и краткосрочный. Сначала готовится перспективный план на три-пять лет и более. В нем излагаются характеристики основных факторов и сил, которые будут оказывать влияние на рынок шампуня в течение предстоящего периода, определяются цели и основные стратегические приемы завоевания намеченной доли рынка. Указываются размеры намеченных прибылей и необходимых затрат. Каждый год (при необходимости чаще) этот план пересматривают и корректируют, чтобы у фирмы всегда был действующий план на перспективу.
Затем разрабатывается план
на год или на более короткий срок,
но продолжительностью не меньше операционного
периода. Обычно это развернутый
вариант трехлетнего плана на
первый год его осуществления. В
годовом плане описывают
Система организации службы
маркетинга. Фирма должна разработать
такую структуру службы маркетинга,
которая позволит проводить маркетинговую
работу в полном объеме, включая
планирование. Если фирма очень маленькая,
все маркетинговые обязанности
могут быть возложены на одного человека.
Ему будет поручено заниматься и
маркетинговыми исследованиями, и организацией
сбыта, и рекламой, и службой сервиса
для клиентов. Этот человек может
называться управляющим службой
сбыта, управляющим по маркетингу или
директором маркетинга. В большой
фирме обычно работают несколько
специалистов в области маркетинга:
продавцы, управляющие сбытом, исследователи
маркетинга, специалисты по рекламе,
а также ответственные за производство
разных товаров, менеджеры по сегментам
рынка и работники службы сервиса
для клиентов. Осуществлением всех
маркетинговых функций
Отделы маркетинга могут
быть организованы по разным принципам.
Каждая фирма создает отдел маркетинга
с таким расчетом, чтобы он наилучшим
образом способствовал
Функциональная организация.
Самой распространенной схемой является
функциональная организация службы
маркетинга. В этом случае специалисты
по маркетингу руководят разными
функциями маркетинговой
Основное достоинство
функциональной организации – простота
управления. Но по мере роста товарного
ассортимента и рынков фирмы эта
схема теряет свою эффективность. Становится
все труднее разрабатывать
Организация по географическому принципу. В компаниях, торгующих по всей территории страны, подчиненность продавцов нередко организована по географическому принципу. В отдел маркетинга фирмы входит управляющий общенациональной службой сбыта. Он руководит управляющими региональными службами сбыта, в подчинении которых находятся местные торговые агенты. При организации по географическому принципу торговые агенты живут в пределах обслуживаемых ими территорий, лучше знают своих клиентов и более эффективно работают.
Организация по товарному
производству. Фирмы, имеющие широкую
товарную номенклатуру и разнообразие
марок товаров, используют организацию
по товарному или товарно-
Организация по товарному производству оправдывает себя в тех случаях, когда выпускаемые фирмой изделия значительно отличаются друга от друга или когда разновидностей этих товаров так много, что при функциональной организации маркетинга управлять всей этой номенклатурой уже не под силу.
Организацию по принципу товарного производства впервые применила в 1927 году фирма «Проктер энд Гэмбл». Ее новое мыло «Камей» плохо шло на рынке, и одному из молодых руководителей – Нейлу X. Макэлрою, впоследствии президенту компании, – поручили целиком сосредоточиться на доработке этого товара и стимулировании его сбыта. Работа увенчалась успехом, и вскоре в компании появились и другие менеджеры по товарам.
У организации по товарному
производству есть ряд преимуществ.
Во-первых, управляющий по товару координирует
все маркетинговые мероприятия
по этому изделию. Во-вторых, он может
быстрее других специалистов реагировать
на проблемы, возникающие на рынке.
В-третьих, не обойдены вниманием и
более мелкие, второстепенные по значению
марки товаров, поскольку производством
каждого из них может руководить
отдельный менеджер. В-четвертых, управление
производством товара – это прекрасная
школа для молодых
Однако эти преимущества
обусловливают и издержки. Система
управления по товарным производствам
порождает конфликт, так как управляющие
по товарам часто не обладают достаточными
правами для эффективного исполнения
своих обязанностей. Будучи экспертами
по изделию, управляющие по товарам
редко становятся специалистами
в функциональных областях деятельности.
Система управления по товарным производствам
часто обходится дорого из-за расходов
на оплату труда работников. Но опыт
показывает, что в критических
ситуациях это самый
Организация по рыночному принципу. Многие фирмы продают товар на разных по своему характеру рынках. Например, АО «Кузнецкий металлургический комбинат» продает сталь и железнодорожным организациям, и предприятиям промышленности строительных материалов, и многим другим. Использование организации по рыночному принципу желательно в тех случаях, когда покупательские привычки или товарные предпочтения на разных рынках различны.
Организация по рыночному
принципу аналогична системе организации
по товарному производству. Управляющий
по рыночной работе в отделе маркетинга
руководит деятельностью
Организация по товарно-рыночному принципу. Фирмы, продающие множество разных товаров на множестве разных рынков, могут воспользоваться либо системой организации по товарному производству, которая требует от менеджеров по товарам знания сильно отличающихся друг от друга рынков, либо системой организации по рыночному принципу, при которой менеджеры по работе с рынками обязательно должны быть знакомы с самыми разными товарами, приобретаемыми на их рынках. Возможен и третий вариант: на фирме одновременно работают и менеджеры по товарам, и менеджеры по рынкам. Такая организация называется матричной.
Однако подобная система организации требует больших затрат и порождает множество вопросов. Вот два примера.
Какой должна быть организация
штата продавцов? Следует ли предусмотреть
отдельные штаты продавцов, например,
для торговли вискозой, нейлоном и
прочими волокнами? Или же фирме
следует сгруппировать
Кто должен устанавливать цену на конкретный товар на конкретном рынке? В указанном выше примере должен ли менеджер по производству нейлона иметь право окончательного решения при установлении цен на нейлон на всех рынках? Что произойдет, если менеджер по работе с рынком мужской одежды почувствует, что нейлон не будет иметь успеха на этом рынке без уступок в цене?
Большинство управляющих
считают, что введение отдельных
должностей менеджеров по товарам и
рынкам оправдано только для важнейших
товаров и рынков фирмы. Некоторых
ничуть не смущают ни конфликты, ни
издержки, они уверены, что достоинства
матричной организации
Система маркетингового контроля. В ходе претворения в жизнь планов маркетинга, вероятно, встретится немало неожиданностей. Фирме нужно контролировать проводимые мероприятия, чтобы быть уверенной в достижении целей маркетинга.
Можно выделить три типа маркетингового
контроля: контроль выполнения годовых
планов, контроль прибыльности и контроль
исполнения стратегических установок.
Задача контроля выполнения годовых
планов – убедиться, что фирма
выходит на все показатели, заложенные
в годовой план. Контроль прибыльности
заключается в периодическом
анализе фактической