Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 12:11, статья
О кризисе начали говорить давно: мол, осенью 2008 года что-то будет. Когда кризис уже пришел, этому факту долго не хотелось верить. Но пришлось. Покупательная способность сограждан снизилась и, наверное, снизится еще. Покупателей стало меньше, а решение о покупке теперь принимается гораздо дольше и довольно часто – не в пользу ее свершения. Но продавать-то надо? Уже становится ясно, что кризис – это не на один день, и просто «пересидеть» его не удастся. Значит, придется приспосабливаться. А как? На сей случай имеются две стандартные «палочки-выручалочки»: снижение цен и прочие маркетинговые ухищрения, а также работа с торговым персоналом.
УПРАВЛЕНИЕ ТОРГОВЫМ ПЕРСОНАЛОМ МАГАЗИНА В ПЕРИОД КРИЗИСА
Журнал «Управление сбытом» № 2 за 2009 год
О кризисе
начали говорить давно: мол, осенью 2008
года что-то будет. Когда кризис уже
пришел, этому факту долго не хотелось
верить. Но пришлось. Покупательная
способность сограждан
Про снижение цен здесь подробно говорить не будем. Во-первых, очень у нас в стране не любят эту «выручалочку» и пользоваться ею стараются лишь тогда, когда иных вариантов не предвидится. Это, впрочем, никогда не мешало использованию рекламного хода типа «Глобальные скидки! Только три дня!» и «Ликвидация всех магазинов сети! Цены снижены на 90 %!», при том, что «глобальные» скидки оказываются порядка пяти-семи процентов, а «ликвидация всех магазинов сети» длится уже около трех лет. Но это – про рекламу, а вот к реальному снижению цен в России XXI века прибегали до сих пор редко. Вероятно, сейчас жизнь (читай – кризис) заставит, но как раз здесь вступает в игру «во-вторых»: материальный потенциал российского потребителя и его мотивация к совершению покупок «не-первой-необходимости» могут дойти до такого уровня, на какой у цен спуститься не получится, законы рыночной экономики помешают.
Что же находится за туманной формулировкой «работа с торговым персоналом»? Сразу можно предположить, что речь пойдет об обучении. И, в общем, это верно, только имеется следующее «но»: продавцов (кроме, разве что, тех, которые работали в уж совсем небольших магазинах) всегда учили довольно активно, а тренинги по тематике «Коммуникации в продажах», «Презентация в продажах», «Работа с сомнениями и возражениями в продажах» и т.п. уже много лет остаются самыми востребованными. Но эффект от этого обучения, прямо скажем, был слабый – ну не шел корм в коня, не желали (не могли?) продавцы применять на практике то, чему научились на тренинге. Одна из главных причин тому – возможность для продавца, которому выставляются какие-либо не вполне устраивающие его требования, в любой момент найти себе другую работу, так как спрос на торговый персонал заметно превышал предложение. Сейчас, с кризисом, этот момент потерял свою актуальность: стало меньше мест, куда можно уйти, хлопнув дверью. Значит, есть надежда на то, что вынужденная мотивация торгового персонала к качественному выполнению собственных обязанностей хоть немного и ненадолго, но возрастет.
Но надежда не есть уверенность, потому хорошо бы подстраховаться – то есть произвести ряд действий, которые помогут торговому персоналу побыстрее осознать изменившуюся ситуацию и … работать. Что это за действия?
1. Создание четких и понятных «правил игры» для продавцов. Удивительно, но во многих магазинах таких правил просто нет, а есть только устные распоряжения, которые отдаются персоналу по мере необходимости. Чаще всего эти распоряжения касаются товара, иногда – схемы поведения продавца в случае конфликта с клиентом или какой-то чрезвычайной ситуации (например, кражи, порчи клиентом товара, внезапно нагрянувшей проверки из любой инстанции) и совсем редко – собственно продаже. Впрочем, в некоторых магазинах такие правила имеются. Они гордо именуются «Стандартами по взаимодействию с клиентом» (или как-то еще, но не менее торжественно), и нередко очень разумно составлены. Проблема в том, что по тем или иным причинам до торгового персонала они не доводятся – во всяком случает, так, чтобы служить руководством к пресловутому взаимодействию.
Пример:
В конце
2008 года руководство сети небольших
продуктовых супермаркетов
2. Пересмотр – в сторону ужесточения – требований к личным качествам и навыкам продавца. Времена «безрыбья», в которые рак мог быть стерлядью или осетром, подошли к концу. Если раньше можно было терпеть на месте продавца человека, который не умеет:
- ненавязчиво
устанавливать с клиентом
- выяснять потребность в покупке;
- тактично обращать внимание покупателя на выгоды, которые тот получит от своего приобретения;
или
не знает товар и его
Пример:
Книжный
магазин в центре большого города.
Магазин функционирует уже лет
двадцать пять-тридцать, и в последние
годы было много жалоб от покупателей
на непрофессионализм, а то и обыкновенную
грубость со стороны продавцов. Иногда
возмущенные клиенты доходили до
самого высшего начальства, но разговоры
всегда кончались одинаково: сердитому
покупателю дарили дисконтную карту
с приличной скидкой, обещали
наказать продавца, но тут же добавляли:
«Некому работать, приходится держаться
за то, что есть». С кризисом продажи
снизились: нельзя сказать, чтобы кардинально
– все-таки помогало удачное расположение
магазина – но ощутимо. Покупателей
стало гораздо меньше, но многие
продавцы по-прежнему занимались чем
угодно, кроме своей работы: болтали
друг с другом, отмахиваясь от вопросов
покупателя, с деловитым видом
переставляли книги или просто старательно
жевали жвачку, вперив в потолок
задумчивый взор и не интересуясь
ничем вокруг себя. Руководство к
решению вопроса подошло
3. Обучение торгового персонала. Денег на обучение и развитие сотрудников стало гораздо меньше, поэтому швыряться ими сейчас уже никому в голову не придет. И это значит, что:
- Компания-провайдер тренинговых услуг или тренер-фрилансер должны выбираться более тщательно, а не по принципу «Пусть наши продавцы поучатся, хуже не будет». Может быть, это будет сотрудничество по конкретной рекомендации, может быть – по «сарафанному радио», главное – изначальная уверенность руководства магазина в качестве той услуги, которой оно собирается воспользоваться.
- Руководству
магазина желательно
- В
обучении торгового персонала
имеет смысл делать акцент
на практику, а все упражнения
должны быть сконструированы
на материале того магазина, где
проводится обучение. Нотабене: в
процессе переговоров о
- Руководство
следует отправлять на
Пример:
Сеть магазинов молодежной одежды. Обучением персонала здесь занимались и раньше – от случая к случаю, всякий раз комментируя итоги: «Толку – чуть». Уже осенью 2008 года стало ясно, что так дальше продолжаться не может: торговый персонал обучать надо, но соотношение затрат и эффекта помноженное на кризис делает старую модель обучения вредной и опасной. Руководство поступило мудро:
Маркетинговых мероприятий никто не отменял. Если не позаботиться о том, чтобы клиент пришел в магазин, продавцам не к кому будет применить свои профессиональные навыки – как бы хороши они не были. Но вот когда покупатель уже находится в магазине – от продавца будет зависеть многое. К этому должны быть готовы как руководство магазина, так и сам продавец.
Информация о работе Управление торговым персоналом магазина в период кризиса