Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 13:56, контрольная работа

Описание работы

Предметом исследования является управление товарными запасами на предприятии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть аспекты управления товарооборотом и товарными запасами на предприятии.
2. Рассмотреть понятие товарных запасов и их основные функции.
3. Рассмотреть классификацию товарных запасов.
4.Определить важнейшие факторы эффективности товарооборота и управления товарными запасами

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие товарных запасов и их основные функции. 4
2. Классификация товарных запасов. 5
3. Товарооборот. Понятие и основные термины, связанные с ним. 6
4. Важнейшие факторы эффективности товарооборота и управления товарными запасами. 8
Заключение 12
Список литературы 14

Файлы: 1 файл

коммерция.doc

— 68.50 Кб (Скачать файл)

«Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал

Государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»

 

 

 

 

 

Кафедра «Сервиса и экономики в сфере услуг»

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по организации и управлению

коммерческой деятельностью

на тему: «Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила

студент 2 курса, гр. ТВ-13

Палицына Д.В.

Проверил: к.э.н., доцент

Клюева Ю.С.

г. Нижний Новгород

2015г. 

                                                                 Содержание                                           стр.

Введение                                                                                                                    3

1. Понятие товарных  запасов и их основные функции.                                         4

2. Классификация  товарных запасов.                                                                       5

3. Товарооборот. Понятие  и основные термины, связанные  с ним.                      6   

4. Важнейшие факторы  эффективности товарооборота и  управления товарными запасами.                                                                                                                     8

Заключение                                                                                                                12

Список литературы                                                                                                   14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Важное значение в рыночной экономике имеют вопросы, связанные с регулированием товарных запасов торговых предприятий. Основное назначение товарных запасов торговых предприятиях - обеспечивать устойчивое предложение товаров с учетом покупательского спроса. Причем предложение товаров должно быть выражено в виде сформированного ассортимента для данного типа торгового предприятия. Следовательно, ассортимент товаров является исходным, отправным моментом для создания товарных запасов.

В соответствии с ассортиментными перечнями должны образовываться и товарные запасы идентичные по своей структуре. Их необходимо возобновлять путем регулируемого завоза товаров.

Товарные запасы на торговых предприятиях должны служить реальным предложением товаров, обеспечивающим их бесперебойную продажу.

Актуальность исследования определяется необходимостью повышения эффективности управления запасами на предприятиях торговли, а также повышения конкурентоспособности - важнейшего условия научно-технического реформирования российской экономики. Цель данной контрольной работы -  изучить особенности управления запасами торгового предприятия

Предметом исследования является управление товарными запасами на предприятии.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть аспекты  управления товарооборотом и  товарными запасами на предприятии.

2. Рассмотреть понятие  товарных запасов и их основные  функции.

3. Рассмотреть классификацию  товарных запасов.

4.Определить важнейшие  факторы эффективности товарооборота и управления товарными запасами

 

 

 

1. Понятие  товарных запасов и их основные  функции

Товарные запасы как категория товарного обращения обеспечивают стабильный процесс обращения товаров и выполняют определенные функции:

* являясь формой товарного предложения, удовлетворяют платежеспособный спрос населения;

* характеризуют  соотношение между объемом и  структурой спроса и товарного  предложения;

* обеспечивают непрерывность  расширенного производства и  обращения, в процессе которых происходит их образование и расходование.

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах предприятий-производителей, в пути, на складах оптовых и розничных торговых предприятий, что обусловлено следующими факторами: сезонными колебаниями в производстве и потреблении; временем, необходимым для перевозки товаров от места производства до места продажи; необходимостью преобразования производственного ассортимента в торговый, что требует подсортировки, подработки и упаковки; условиями транспортировки товаров, расстоянием между поставщиком и торговым предприятием; звенностью товародвижения, возможностями для хранения товаров.

В ходе анализа изучают поступления товаров в разрезе товарных групп и поставщиков с тем, чтобы выявить выполнение договорных условий отдельными поставщиками и определить объемы недопоставки по отдельным товарным группам и поставщикам. Также анализируется выполнение договорных условий самой торговой организацией по отгрузке товаров покупателям. Если у организации имеется недостаток товарных запасов, то это может привести к невыполнению условий договоров, к уплате штрафных санкций. В ходе дальнейшего анализа необходимо выяснить причины нарушений договорных условий. Причинами недопоставок по отдельным договорам могут быть нарушения как со стороны поставщика, так и со стороны организации-получателя: несвоевременное заключение договоров, недостаточно точное определение количественного и качественного состава товаров, отсутствие календарных сроков отгрузки, нарушение сроков и условий оплаты, досрочное расторжение договоров [2].

2. Классификация  товарных запасов

Товарные запасы торговых предприятий классифицируют по следующим признакам:

* по месту нахождения  различают товарные запасы в  предприятиях торговли, в промышленности, в пути;

* по назначению  товарные запасы делят на запасы  текущего хранения, сезонного накопления, досрочного завоза. Товарные запасы  текущего хранения предназначены  для удовлетворения повседневной  потребности торговли в товарах. Для товарных запасов сезонного  накопления характерна сезонность производства и потребления отдельных товаров. К товарам сезонного накопления относят меховые товары, картофель, фрукты, овощи, елочные украшения и т. д. Товарные запасы досрочного завоза предназначены для обеспечения бесперебойной торговли в отдаленных районах в период между сроками завоза товаров, в силу климатических условий;

* по срокам товарные  запасы подразделяют на запасы  на начало и конец периода;

* по единицам  измерения — абсолютные (в стоимостном  и натуральном выражении) и относительные — в днях оборота.

Товарные запасы целевого назначения предназначены для осуществления определенных целевых мероприятий.

Любой товар относится к категории товарного запаса вплоть до момента продажи. И он является постоянно существующей величиной, поскольку товарные запасы продаются не сразу, а постепенно, т. е. регулярно возобновляются. Размер товарных запасов различен в зависимости от конкретных хозяйственных условий. Абсолютная величина товарных запасов все время изменяется в зависимости от поступления и реализации товаров. Поэтому товарные запасы соизмеряются с товарооборотом, с этой целью они выражаются в днях. Этот показатель — относительный, он характеризует величину товарного запаса, находящегося в магазине на определенную дату, и показывает, на сколько дней торговли хватит этих запасов.

Товарные запасы в днях оборота определяют как отношение абсолютной величины запасов на определенную дату (на 1 января, 1 февраля, 1 марта и т. д.) к среднедневному товарообороту [3].

Например, товарные запасы на 1 марта в сумме составили 200 тыс. руб., а товарооборот на март – 420 тыс. руб. Отсюда среднедневной товарооборот марта составит 14 тыс. руб.(420 : 30), размер товарных запасов в днях будет равен 14,3 (200 : 14) дня. Этот же результат можно получить, умножив сумму товарных запасов на количество дней в данном периоде и разделив полученное произведение на товарооборот за этот же период: (200 х 30): 420 = 14,3 дня. Из расчетов видно, что при данном объеме товарооборота (при условии бесперебойной продажи этих товаров) имеющихся товарных запасов может хватить на 14,3 дня.

Товарные запасы выражаются в натуральных показателях (штуки, метры, тонны и т. д.) и в стоимостных (в рублях). Размеры товарных запасов непосредственно связаны со скоростью обращения товаров. Ускорение оборачиваемости товаров при постоянном объеме товарооборота приводит к уменьшению товарных запасов, а замедление оборачиваемости требует большей массы товарных запасов.

3. Товарооборот. Понятие и основные термины, связанные  с ним

Товарооборачиваемостью называется скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы. Товарооборачиваемость выражается числом оборотов или количеством дней, необходимых на один оборот. Товарооборачиваемость в днях показывает время, в течение которого товарные запасы находятся в сфере обращения, т. е. количество дней, за которое оборачивается средний товарный запас.

Для расчета товарооборачиваемости в днях необходимо средний товарный запас за определенный период разделить на однодневный товарооборот за этот же период. Для торгового предприятия товарооборачиваемость в днях отражает время, в течение которого товары находились на этом предприятии с момента поступления до момента их реализации.

Товарооборачиваемость в числе оборотов показывает, сколько раз оборачивается средний товарный запас в анализируемом периоде. Для исчисления товарооборачиваемости числом оборотов товарооборот делят на средний товарный запас за анализируемый период.

Показатели времени и скорости товарного обращения взаимосвязаны, причем обратной пропорциональной зависимостью. Увеличение скорости и уменьшение времени товарного обращения увеличивают объем товарооборота при меньших размерах товарного запаса, что оказывает влияние на снижение расходов по хранению товаров, сокращению товарных потерь и т. п.

Товарооборачиваемость — это один из показателей эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия.

Ускорение оборачиваемости товаров характеризует улучшение хозяйственной деятельности, а замедление – ухудшение.

Экономическое содержание процесса товарооборачиваемости состоит в кругообороте товаров и смене формы товарных запасов формой товарооборота.

При этом не следует допускать недостатка и завышения количества товарных запасов. Излишек товарных запасов вызывает затоваривание, порчу товаров, замедление их оборачиваемости, увеличивает расходы по хранению и т. д. Недостаток товарных запасов ухудшает торговое обслуживание, снижает объем товарооборота, степень удовлетворения потребностей населения.

На величину товарных запасов и товарооборачиваемость оказывает влияние множество факторов внутренней и внешней среды торгового предприятия. Одни из этих факторов ускоряют оборачиваемость, что способствует уменьшению товарных запасов, другие замедляют скорость товарного обращения, увеличивая размер товарных запасов [4].

Если торговое предприятие правильно оценивает эти факторы, то оно легко может изыскать резервы ускорения оборачиваемости товаров, снижения расходов на образование и хранение товарных запасов.

Товарооборачиваемость можно ускорить в основном за счет совершенствования всей торгово-коммерческой деятельности.

4.Важнейшие  факторы эффективности товарооборота  и управления товарными запасами

Важнейшими факторами, влияющими на оборачиваемость и величину товарных запасов, являются следующие:

1. Колебания спроса. Если сложилась ситуация, когда  товарное предложение отстает  от покупательского спроса, то  товарооборачиваемость по этим  товарам резко ускоряется, а по  мере насыщения рынка и уменьшения  разрыва между спросом и предложением наблюдается некоторое замедление скорости обращения товаров.

Одним из условий, способствующих нормализации товарных запасов, является изучение покупательского спроса, воздействие на поставщиков с целью расширения ассортимента и улучшения качества товаров.

2. Объем розничного  товарооборота. Для торговых предприятий  с большим объемом товарооборота  характерны, при прочих равных  условиях, наличие большого размера  товарных запасов и ускоренная  товарооборачиваемость. Чем больше  объем товарооборота, тем больше и однодневный товарооборот, а следовательно, и размер товарных запасов. Ускоренная оборачиваемость объясняется тем, что в таких магазинах товар завозят чаще, причем нередко минуя посредников. Величину товарных запасов определяют также широта и обновляемость ассортимента товаров. Чем шире ассортимент, тем больше товарных запасов. Время обращения товаров сложного ассортимента, как правило, превышает время обращения товаров простого ассортимента. По товарам сложного ассортимента создаются товарные запасы по различным признакам (размерам, фасоном, расцветкам ткани и т. д.), их необходимо подсортировать и подготовить к продаже. Эти операции требуют определенного времени и создания дополнительных запасов.

Потребительские и физико-химические свойства товаров. Они ограничивают или удлиняют время оборота. По товарам, стойким в хранении, создают большие товарные запасы, к ним можно отнести непродовольственные товары сложного ассортимента, длительного пользования, а также нескоропортящиеся продовольственные товары. На отдельные товары в силу их физико-химических свойств устанавливают не сроки хранения, а сроки реализации, ограниченные несколькими часами. По таким товарам большие товарные запасы создавать нельзя.

Информация о работе Управление товарооборотом и товарными запасами на предприятии с целью повышения эффективности коммерческой деятельности