Услуги вендинга в современной розничной торговле

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 20:54, автореферат

Описание работы

Актуальность исследования. Глобализация экономических процессов, вхождение России в мировое экономическое сообщество требуют исследования особенностей организации услуг розничной торговли как важной составляющей национальной экономики в новых для России условиях рынка. Как в мире вообще, так и в России в частности розничная торговля динамично развивается, создаёт новые рабочие места, является источником поступления денежных средств и финансовой стабильности государства.
Современный потребительский рынок отличается относительно высокой насыщенностью товарами, соответствующими спросу населения.

Файлы: 1 файл

Рудецкая+А.В.-Автореферат.docx

— 109.97 Кб (Скачать файл)

Признавая интенсивное развитие отечественной розничной торговли за анализируемый период, следует  отметить, что отрасль торговли в  России, закончив процесс первоначального  формирования, приступила к этапу  развития и совершенствования. С начала рыночных преобразований в России нами выделено пять основных этапов развития розничной торговли (см. таблицу 1). 

Изучив развитие современной российской розничной торговли можно обозначить следующие  тенденции её дальнейшего развития:

  • переход от независимых магазинов к сетевым структурам, демонстрирующим более высокую эффективность в силу преимуществ сетевой организации;
  • эволюция торговых форматов в сторону относительно менее обеспеченных и более массовых потребительских сегментов;
  • усовершенствование торговых процессов путем автоматизации;
  • развитие внемагазинных форм организации розничной торговли, в том числе вендинга, которые являются успешной альтернативой традиционным розничным точкам.  При этом решающим фактором, стимулирующим их прогресс, является минимизация затрат, обеспечивающих процесс доведения товаров до покупателя.

 

Таблица  1 – Этапы развития розничной торговли в России в послереформенный период

 

Период 

Название этапа

Характеристика этапа

1

2

3

1987-

1991 гг.

Возникновение

Появляются  простейшие внемагазинные формы  организации розничной торговли (торговля вразнос, через ларьки, с  машин, на необорудованных площадках). Магазинная форма организации розничной  торговли характеризуется слабой подготовкой  персонала и торговых помещений, свойственных периоду первоначального  накопления капитала и формирования рынка.

1992-

1994 гг.

Формирование 

Активная  приватизация и акционирование многочисленных розничных торговых предприятий  оставшихся с советских времен. Формирование стихийного рынка. Государственное  регулирование незначительное вследствие слабо развитой нормативной базы. Зарождение современных форм организации  розничной торговли. Появляются новые  форматы магазинов, существующие в  развитых странах, оптово-розничные  предприятия с более низкими  ценами. Частные и акционерные (со смешанной формой собственности) магазины постепенно вытесняют передвижные  торговые точки.

1995-

2000 гг.

Экстенсивное развитие

Резкое  увеличение количества магазинов и  возникновение многочисленных торговых сетей. Происходит ужесточение законодательства в отношении торговых коммерческих структур. В экономике данного  периода было характерно падение  производства, финансовый кризис 1998 года привел к изменению форматов розничной  торговли, стали активно развиваться  дискаунтеры, работающие по методу самообслуживания. Внедрение данного метода даёт возможность  значительно повысить эффективность  розничной торговли. На отечественный  рынок активно проникают западные торговые сети, что привело к острой конкуренции между розничными торговыми  предприятиями и их интенсивному развитию. 

Продолжение таблицы 1

1

2

3

2001 г.- 2020 г. (прогноз)

Интенсивное развитие

После финансового кризиса произошел  вывод с рынка неконкурентоспособных  розничных торговых предприятий. Покупатели стали отдавать предпочтения современным  форматам торговли, что позволило  приобретать различные товары в  одном месте, получать более качественные услуги и экономить время в  процессе выбора товара. Активно развиваются  информационно-телекоммуникационные технологии, что способствует появлению  современных внемагазинных форм организации розничной торговли. Возрождается вендинговая торговля. Основным критерием в оценке конкурентных преимуществ является качество торгового  обслуживания.

с 2020 г. и далее (прогноз)

Зрелость 

Для данной стадии  характерен рост прибыли за счет повышения эффективности  бизнес-процессов, снижения издержек, повышения инновационного уровня бизнеса, достижения высокого уровня консолидации отрасли с доминированием современных форматов в условиях высокого уровня конкуренции и большого разнообразия форматов. Системная организация объектов розничной торговли должна опираться не только на рациональную дифференциацию магазинов, но и на развитие внемагазинных форм продажи товаров.


 

    

На основе проведенного исследования нами предложено авторское определение  услуг вендинга. 

Услуга вендинга – это результат воздействия покупателя на нестационарные автоматизированные системы, в том числе на торговые автоматы с целью покупки товара или получения услуги.

Нами выделены следующие основные характерные черты вендинга:

  • применяется только в мелкорозничной торговой сети;
  • процесс продажи осуществляется круглосуточно без участия продавца посредством торговых автоматов;
  • ассортимент товаров должен обладать определенным набором свойств (вес, размер и т.д.);
  • при данной форме реализуется метод продаж по образцам на основе полного самообслуживания.

Под торговым автоматом (вендором) понимается нестационарный аппарат, представляющий собой автоматизированную систему для осуществления отпуска товара или оказания услуги покупателю без участия продавца. Таким образом, чтобы называться торговым автоматом, аппарат должен осуществлять следующие операции:

  • принимать наличные или  безналичные денежные средства;
  • выдавать товар (оказывать услугу);
  • работать независимо от человека, кроме времени его заполнения, инкассирования и ремонта.

     Функции торгового автомата нами представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Функции торгового автомата

Зарубежный опыт развития услуг вендинга подтверждает перспективность данного направления. В странах Европы торговых автоматов около 4,5 млн., в Японии – около 6 млн., в США – около 7 млн. Но в пересчете на душу населения их больше всего в Японии – один на 23 человека. Как утверждает американская статистика, каждые 15 минут более 3,5 млн. монет опускается в торговые автоматы, расположенные на территории США.

По результатам изучения зарубежного  опыта организации вендинга в услугах ритейла можно выделить ряд основных направлений развития данного сектора в мире:

1. Безналичная система  оплаты (cashless): посредством карт, СМС-сообщений, NFS-технологий. Причиной медленного распространения безналичной системы оплаты в торговых автоматах являются непривычность и недоверчивость покупателей к данным способам оплаты товаров и услуг. Тем не менее, те операторы, которые используют cashless уже на протяжении нескольких лет, наблюдают медленный, но верный рост частоты использования данной опции. Более того, в случае, когда клиент пользуется карточкой, он, как правило, не ограничивается только одной покупкой, а приобретает сразу несколько наименований товаров.

2. Распространение системы удаленного мониторинга за торговыми автоматами. Удаленный мониторинг позволяет обслуживать автоматы более эффективно и экономично с точки зрения  транспортных расходов: оператор знает, когда и с чем ему необходимо приехать на торговое место.  Также данная система особенно эффективна для автоматов, продающих замороженные продукты (полуфабрикаты, мороженое), поскольку сразу же сообщается о возможной поломке оборудования, что повлияет на сохранность товаров в автомате. Крупные вендинговые операторы постепенно оснащают системой мониторинга свои автоматы в сети, и замечают, что обслуживание автоматов становится более эффективным. Но данная опция пока остаётся дорогой для малых операторов. Как правило, системы безналичной оплаты и удаленного мониторинга способны работать на одной телеметрической системе.

3. Забота о здоровье. Производители продуктов питания, чтобы отвечать требованиям покупателей, производят «здоровые» продукты, включая те, продажа которых возможна через торговый автомат. Продажи молока неуклонно растут на протяжении последних шести лет по всем рынкам сбыта, в том числе посредством вендинга. Другим направление стала забота об экологической безопасности автоматов и наполнителя (например, использование стаканчиков и упаковки из экологичных материалов, которые можно перерабатывать и применять повторно).

 Во второй главе «Анализ и перспективы вендинговой торговли в Хабаровском крае» уточнена и дополнена классификация торговых автоматов, определены преимущества и недостатки вендинга, выявлены основные перспективы его развития в России, проанализирован рынок вендинговой торговли в Хабаровском крае, проведено исследование и дана характеристика потребителей услуг вендинга в Хабаровске.

Сегодня рынок вендинговой торговли представлен большим разнообразием  торговых автоматов. В современной научной литературе данный вопрос практически не проработан. В целях систематизации материала на основе всестороннего изучения и анализа функционирующих торговых автоматов нами предложена классификация по  10 признакам (см. таблицу 2).

 

Таблица 2 – Классификация торговых автоматов

 

Признак классификации

Виды торговых автоматов

Разновидности торговых автоматов

1

2

3

1. Вид торгового наполнителя

1.1.  Автоматы по продаже   горячих напитков (кофе, чай, бульон  и т.д.)

  • работающие на зерновом/ молотом кофе;
  • работающие на растворимых/ сублимированных ингредиентах;
  • комбинированные.

1.2. Автоматы по продаже холодных  напитков (вода, соки, молоко и т.д.)

  • автоматы по розливу напитков;
  • автоматы напитков с выдачей.

1.3. Снековые автоматы 

  • снек-машины;
  • снек-холодильники.

1.4. Автоматы по продаже продуктов  питания

  • по приготовлению горячей пищи;
  • по продаже весовых товаров;
  • попкорн-автоматы;
  • автоматы по приготовлению сладкой ваты.

Продолжение таблицы 2

1

2

3

 

1.5. Автоматы по продаже штучного  товара

  • в упаковке/ капсулах;
  • по продаже нефасованного товара.

1.6.Автоматы розлива незамерзающей  жидкости для омывания стекла 

  • с оказанием дополнительных услуг;
  • без оказания дополнительных услуг.

1.7. Автоматы по оказанию услуг

  • для бытовых услуг;
  • для услуг мультимедиа;
  • для цифровых услуг.

2. Ассортимент продаваемых товаров

2.1.  Специализированные автоматы

 

2.2. Универсальные автоматы

 

2.3. Комбинированные автоматы

 

3. Принцип

работы

3.1. Механические автоматы

  • кнопочного типа;
  • рычажного типа.

3.2. Электронные автоматы

 

4. Способ представления товара

4.1. Витринные

 

4.2. Дисплейные

 

4.3. Комбинированные

 

5. Способ выдачи

товаров

5.1. Автомат с обойменой выдачей  товара

 

5.2. Автомат со спиральной выдачей  товара

 

6. Способ установки

6.1.  Настольные автоматы

 

6.2.  Напольные автоматы

 

6.3.  Настенные автоматы

 

7. Количество секций и условия  установки

7.1. Шкафные 

  • для индивидуальной установки;
  • для групповой установки.

7.2.  Панельные 

7.3. Автоматы-витрины

7.4. Автоматы-киоски

8. Условия эксплуатации

8.1. Уличные

 

8.2. Устанавливаемые в помещении

 

9. Условия хранения и выдачи  товаров

9.1. Автоматы с охлаждение

 

9.2. Автоматы с подогревом 

 

9.3. Автоматы без охлаждения и  подогрева

 

9.4. Комбинированные

 

10. Вид выполняемых операций

10.1. Автоматы для продажи товаров

 

10.2. Автоматы для приготовления  и продажи товаров

 

 

На современном российском рынке  вендинговой торговли автоматы по продаже  горячих напитков (кофейные автоматы) являются лидерами среди всех видов торговых автоматов (39%). Причем если еще несколько лет назад, успешно лидировали кофейные автоматы на растворимом кофе, теперь операторами отдается предпочтение кофейным автоматам на зерновом, натуральном кофе. На втором и третьем месте находятся автоматы по предоставлению услуг (20%) и снек-автоматы (18%) соответственно.

Большинство операторов в России начинают свой бизнес с покупки бывших в употреблении недорогих торговых автоматов. По результатам опроса вендинговых операторов, специализирующихся на продаже товаров, были выявлены предпочтения в выборе такого варианта покупки торговых автоматов. Более 50 % опрошенных операторов покупали и планируют покупать торговые автоматы на вторичном рынке. Однако такие автоматы требуют больших затрат на современное переоснащение (например, встраивание картоприёмника) и ремонт аппарата. При этом около 35 % опрошенных операторов работают только с кофейными автоматами, 14 % - только со снек-автоматами, 35 % операторов одновременно эксплуатируют в своей сети кофейный автомат и снек-автомат, устанавливая их рядом («в связке») на арендуемой торговой площади.

Оценка перспектив развития вендинговой торговли в России с учётом её преимуществ и недостатков проведена нами с использованием SWOT-анализа (см. рисунок 1). Предложенный перечень существующих возможностей и угроз, сильных и слабых сторон вендинговой торговли не является исчерпывающим и представляет авторскую точку зрения. Однако в целом, на наш взгляд, перечисленные факторы отражают перспективы и возможные проблемы в развитии вендинговой торговли.

Основные проблемы в развитии российского вендинга:

  1. Рост конкуренции за эффективные места установки торговых автоматов. При ведении вендинговой торговли рынок сегментируют по местам установки торговых автоматов, а не по характеристикам покупателей. Именно конкуренция за эффективные места будет препятствием для роста торговых сетей в дальнейшем. 
  2. Отсутствие официальной статистики вендинговой торговли. Сегодня вендинговым операторам приходится самостоятельно собирать информацию об объемах вендинговой торговли, количестве операторов, количестве торговых автоматов в регионе и т.д., что снижает возможности развития данного вида бизнеса.

3. Невысокая лояльность  покупателей. Круг лояльных клиентов  – это настоящий капитал предприятия,  который невозможно накопить сразу, а только благодаря длительной и аккуратной работе. Если торговый автомат реализует ожидания покупателя полностью, то возрастает вероятность того, что он будет продолжать пользоваться услугами данного автомата. Если до этого у клиента был негативный или не самый позитивный опыт пользования автоматами, то, возможно, теперь он будет искать альтернативные варианты покупки нужного товара.

 


 

Рисунок 1 – Матрица SWOT-анализа перспектив развития

 вендинговой торговли в России

 

В результате проведенного анализа  состояния и развития вендинговой  торговли в Хабаровском крае можно сделать следующие выводы:

  • в 2010 году в Хабаровском крае на один торговый автомат приходилось около 479 человек (для сравнения в США этот показатель составляет 35 чел.), что означает невысокую насыщенность края торговыми автоматами;
  • в 2010 году оборот вендинговой торговли в крае достиг 404, 3 млн руб., его доля в общем обороте российского вендинга составила около 5 %. За анализируемый период с 2007 г. по 2010 г.в крае оборот вендинговой торговли увеличился на 51 %, а количество торговых автоматов – на 40 %;
  • наибольшее количество торговых автоматов установлено в учебных заведениях (54,4%);
  • основное направление развития вендинговой торговли в крае – продажа продовольственных товаров, при этом лидирующую позицию занимают автоматы по приготовлению и продаже  кофе и других горячих напитков, а также снек-автоматы;
  • темпы развития вендинговой торговли невысокие (20 % в 2010 году, для сравнения в Центральной части России – 75%).  Причиной этого может быть неготовность покупателей и предпринимателей Хабаровского края использовать  автомат как альтернативный канал распределения товаров.

         Исследование потребителей услуг вендинга в Хабаровске показало, что:

  • наиболее активными потребителями услуг вендинга являются молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет, что обуславливает популярность учебных заведений при выборе места установки торговых автоматов;
  • при покупке товаров через торговые автоматы покупатели отдают предпочтение снекам, холодным и горячим напиткам;
  • перспективными направлениями дальнейшего развития вендинг-бизнеса в Хабаровске могут быть: продажи пиццы и бутербродов в учебных заведениях; средств гигиены и контрацепции в общежитиях, ночных клубах; газет и журналов в местах общественного питания; установка в медицинских учреждениях кофейных и снековых автоматов; оснащение торговых автоматов картоприёмниками;
  • основными преимуществами с точки зрения потребителей являются круглосуточная работа торговых автоматов, скорость и простота покупки, удобное месторасположение автомата;
  • основными причинами невысокой степени лояльности потребителей являются сбои в работе автомата  и его простои из-за поломок, что может являться следствием приобретения аппарата на вторичном рынке и неотлаженной работы операторов.

Информация о работе Услуги вендинга в современной розничной торговле