Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 09:33, реферат
В условиях формирования инновационной экономики определяющими факторами экономического роста становятся качество человеческого капитала страны, уровень развития отраслей образования, науки, здравоохранения. Теория человеческого капитала предполагает, что накопление человеческого капитала является важнейшим фактором экономического развития, увеличивая производительность труда, способствуя продвижению новых технологий, увеличивая индивидуальные доходы.
ВЛИЯНИЕ НАКОПЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Шкода В. И., БГУИР, г. Минск
В условиях
формирования инновационной экономики
определяющими факторами
Под человеческим капиталом понимается сформировавшийся в результате вложений в человека определенный запас знаний, умений, профессионального опыта, здоровья, которые приносят работнику увеличение доходов. Эмпирические исследования подтверждают влияние накопления человеческого капитала на экономический рост в странах с транзитивной экономикой. Так, по данным Всемирного банка, 16% экономического роста обусловлены имеющимся физическим капиталом, 20%- природным капиталом, остальные- 64% связаны с человеческим капиталом. Таким образом, главной задачей для стран, накопивших значительный запас человеческого капитала, является формирование условий, в которых частные и государственные вложения в сферу образования, науки, здравоохранения приносили бы большую отдачу, как на уровне национальной экономики , так и на индивидуальном уровне.
Накопление человеческого капитала – это непрерывный процесс получения образования сверх базового уровня, постоянного повышения квалификации, укрепления здоровья, накопление производственного, предпринимательского, социального опыта. Согласно теории человеческого капитала Г. Бэккера, накопление человеческого капитала происходит с той же скоростью, что и рост спроса на квалифицированную рабочую силу. Превышение уровня образования над необходимым для выполнения работы на определенном рабочем месте, получило название «сверхобразованность». Согласно различным оценкам, в развитых странах доля сверхобразованных работников в общем числе занятых составляет от 10 до 40%. Последствиями сверхобразованности являются потери в эффективности использования человеческого капитала, как на микро, так и на макроэкономических уровнях. Рост спроса на высшее образование со стороны работников, ослабление связи между системой образования и рынком труда, низкая инновационная активность фирм приводит к тому, что спрос на высококвалифицированную рабочую силу отстает от ее предложения. Это приводит к накоплению «сверхобразованной» рабочей силы и снижению отдачи от формального образования, особенно среди молодых работников, получивших образование 1990-е и последующие годы. Так, в Республике Беларусь валовый коэффициент охвата образованием составил 90,4%, а частная норма отдачи у лиц с высшим образованием (коэффициент Минцера) оказалось сравнимой с нормами отдачи в развитых странах и составила 10,7%. По мнению многих исследователей, к началу 90-х годов ХХ века накопленный запас человеческого капитала по его структуре и качеству не обеспечивал работникам достаточной для рыночных условий мобильности и адаптации на рынке труда. Существовал перекос структуры образования в сторону технических специальностей, предпринимательские способности были слабо развиты. В ходе эмпирической проверки модели К. Мэрфи было обнаружено, что более высокая доля инженеров среди выпускников высшей школы повышает темпы экономического роста, в то время как повышения доли выпускников с юридическим образованием снижает его темпы.
Характерной
чертой современного этапа функционирования
экономики стало
Большая часть деятельности по найму на рынке труда осуществляется с использованием социальных сетей различной природы, что предоставляет возможность найти более выгодный вариант применения знаний, навыков и способностей, составляющих активы человеческого капитала и способствует расширению производственных возможностей, развитию и адаптации новых технологий и, в конечном счете, росту национального дохода. В связи с изменениями технологии производства и реализации товаров и услуг, обострением конкуренции наблюдается обесценение некоторой части специфического человеческого капитала, особенно у лиц старших поколений, составляющих основной удельный вес работников 3-го и 4-го технологических укладов. Причиной низкого спроса на специфический человеческий капитал могут быть универсализация используемых фирмами технологий и бизнес процессов, широко используемый аутсорсинг для осуществления не профильных видов деятельности. Изменение образовательной составляющей привело к увеличению разрыва в оплате труда лиц с высшим и средним образованием, росту дохода на душу населения и частных норм отдачи от формального образования в начале XXI века. К 2010 году уровень ВВП на душу населения по ППС в Республике Беларусь повысился с 6812 дол. США в 1990 г. до 10841 дол. США.
Таким образом,
эффективность использования
Литература: