Внешнеторговое сотрудничество России с КНР .Особенности развития на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 04:38, реферат

Описание работы

Торгово-экономические отношения России с Китаем имеют длительную историю и характеризуются заметным развитием в последние годы. Со временем отношения между странами устойчиво развивались ,интересы совпадали ,а позиции по многим вопросам стали общими и обоюдными. На сегодняшний день отношения Китая и России в экономической сфере приобрели новые качественные характеристики. Растет объем взаимной торговли, усиливается хозяйственное взаимодействие, расширяются целевые контакты. Инвесторы из Китая проявляют интерес к России, наблюдается рост капиталовложений в российскую экономику. Созданы и работают совместные предприятия в области гостиничного обслуживания, строительства, машиностроения, медицинской промышленности. По словам многих экспертов, российско-китайское взаимодействие прослеживается в таких ключевых областях, как повышение авторитета и роли ООН, отстаивание примата международного права в мировых делах, поддержание стратегической стабильности и, в первую очередь, сохранение Договора по ПРО, создание справедливого и равноправного мирового экономического порядка.

Содержание работы

1.Введение
2. Торгово-экономическое сотрудничество между Российской Федерацией и Китаем
3. Инвестиционное сотрудничество России и Китая
4. Сотрудничество в инновационной и научно-технической сферах
5. Сотрудничество России и Китая в нефтегазовой сфере. Интересы, проблемы, перспективы
6. Российско-китайские отношения на современном этапе.
7. Проблемы и перспективы Российско-Китайских отношений.
8. Заключение
9. Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ!.docx

— 53.31 Кб (Скачать файл)

 

                 В области развития двустороннего сотрудничества в инвестиционной сфере действует межправительственная Постоянная рабочая группа по инвестиционному сотрудничеству; активно используется механизм регулярных Российско-Китайских инвестиционных форумов, организаторами которых являются Минэкономразвития России и Госкомитет КНР по развитию и реформе. Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности КНР в России являлись энергетика, разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, торговля, легкая и текстильная промышленность, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера услуг.

                    По данным Министерства коммерции КНР, китайские прямые инвестиции в России за 2010 год увеличились на 43,8% и составили 594 млн. долл. против 410 млн. долл. в 2009 г. Общий объем накопленных прямых инвестиций достиг 2 млрд. 618 млн. долл. (+29,3%).

                  Российские прямые инвестиции в Китае по 2010 году увеличились на 10,0% до 34,97 млн. долл. против 31,77 млн. долл. в 2009 г. Контрактные инвестиции уменьшились на 33,4% до 120 млн. долл. Количество новых зарегистрированных проектов с российскими прямыми инвестициями - 59 (в 2009 г. - 94 проекта).К концу 2010 г. суммарный объем российских прямых инвестиции в КНР достиг 786,77 млн. долл. (+4,6%), контрактные инвестиции - 2,31 млрд. долл. (+5,4%). Общее количество российских проектов с прямыми инвестициями в КНР - 2328 (+2,6%).

 

 

 

СОТРУДНИЧЕСТВО В ИННОВАЦИОННОЙ  И НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СФЕРАХ

          

                  Общую координацию научно-технических связей на межгосударственном уровне в рамках МПК осуществляет Российско-Китайская подкомиссия по научно-техническому сотрудничеству. Первостепенное внимание уделяется проведению приоритетных для обеих стран исследований и прикладных разработок, имеющих большой потенциал совместной коммерциализации высоких технологий и передовых разработок, перспективным формам и направлениям взаимовыгодного сотрудничества.По линии Минобрнауки России по приоритетным научно-техническим направлениям в рамках федеральных целевых программ оказана поддержка 9 совместным проектам на общую сумму 86,3 млн. руб. по таким направлениям, как живые системы, индустрия наносистем и материалов, энергетика и энергосбережение, а также опытно-конструкторским и опытно-технологическим работам, проводимым совместно с китайскими партнерами.

          На базе Московского энергетического института (ТУ) действует Российско-Китайский технопарк "Дружба". С китайской стороны партнером является Харбинский политехнический университет.

            Научно-техническая кооперация между Россией и Китаем развивается в последние годы по нарастающей, носит многоплановый характер. Сегодня реализуются проекты в сфере фундаментальных и прикладных исследований в таких приоритетных для обеих стран областях, как новые наносистемы и материалы, экологически чистые и энергосберегающие технологии, биотехнология, физика высоких энергий, химия и нефтехимия, машиностроение, приборостроение и автоматика, телекоммуникации, электроника и информатика, сейсмология и во многих других сферах. Участвуют академические организации, университеты, научно-производственные объединения, отраслевые институты, государственные компании и акционерные общества более 40 городов различных регионов и провинций России и Китая.

             По линии Российской академии наук развивается взаимовыгодное сотрудничество в рамках прямых межинститутских договоров в области микроэлектроники, энергетики, новые материалов и наноструктуры, органической и неорганической химии, лазерной техники, физики плазмы, экологии, космических наук и др.

             Активно развивается сотрудничество региональных отделений РАН с научно-техническими организациями Китая, подписан ряд соглашений с Китайской академией наук и ее филиалами, правительствами нескольких провинций и городов Китая. Направления кооперации: геология и геофизика, биология, ядерная физика, новые материалы, экология, химия различных направлений и другие. Формы реализации сотрудничества: совместные семинары, конференции и выставки, совместные центры и лаборатории, подготовка научных кадров.

 

 

 

 

СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ СФЕРЕ. ИНТЕРЕСЫ,ПРОБЛЕМЫ,ПЕРСПЕКТИВЫ

         В отличие от США и Китая, конкурирующих за глобальные энергетические ресурсы и выступающих конкурентами на рынке промышленных товаров и продовольствия, а в перспективе и – на рынке финансовых услуг, российская и китайская экономики – структурно взаимодополняемы, а огромные сырьевые ресурсы России территориально приближены к китайской границе.

Варианты сотрудничества:

           Китай, обладая значительными  инвестиционными ресурсами, скупает  сырьевые активы по всему миру, где есть организационные возможности  таких сделок. Цели такой политики: получение доступа к реальным  активам, которые будут дорожать  по сравнению с финансовыми  активами, обеспечение сырьевой  и энергетической безопасности  собственной экономики, а также  возможность создания плацдарма  в стране пребывания для изучения  политической обстановки и экономической  конъюнктуры.   В части использования  природных ресурсов, по ряду позиций  составляющих значительную часть  мировых ресурсов, для России  существует несколько вариантов:

-поставки сырья с продажей в точке производства (африканский сценарий);

-продажа сырья на границе (среднеазиатский сценарий);

-продажа сырья с доставкой потребителю (ближневосточный сценарий);

-переработка сырья на российской территории либо участие в переработке и продажах на территории страны-покупателя (канадско-австралийский сценарий).

В современной практике российского  нефтегазового бизнеса присутствуют элементы всех четырех представленных вариантов. Какой из них станет преобладающим  при развитии крупномасштабного  энергетического сотрудничества с  Китаем, будет зависеть от государственной  промышленной и региональной политики, позиции государства и компаний в сфере международной торговли и иностранных инвестиций.

 

Интересы России :

           Россия занимает первое место  в мире по производству нефти  и газа. Основная часть продукции  поставляется на международные  рынки. В 2010 году добыча нефти  и газа составила почти 1,1 млрд т нефтяного эквивалента (в пересчете на нефть по энергетической ценности), включая 505 млн т нефти и 650 млрд  м³ газа; экспорт нефти и нефтепродуктов превысил 370 млн т, газа – 185 млрд м³ (рис. 1-2).  Главный район добычи углеводородов (УВ) – Западная Сибирь, где добывается около 70 % российской нефти и свыше 90 % – газа. В перспективе новыми крупными центрами нефтяной и газовой промышленности станут Восточная Сибирь и Дальний Восток.   Исходя из устойчивых геополитических и экономических интересов страны, региональных процессов в мировой экономике, тенденций в международной системе энергообеспечения,                      Россия заинтересована в следующем:

-диверсификации экспортных  поставок, за счет переориентации  части потоков нефти с «перегретого»,  в основном стагнирующего, европейского  рынка на динамичные емкие  азиатско-тихоокеанские рынки (прежде  всего, Китай, Корею);

-обеспечении прямого  (минуя транзитные страны) выхода  на традиционные и новые рынки  сбыта нефти, нефтепродуктов и  газа;-получении долгосрочных гарантий по закупкам нефти, нефтепродуктов и газа;

-участие в управлении (совместной эксплуатации) транзитной, транспортной и распределительной  инфраструктурой нефти, нефтепродуктов  и газа на территории стран-импортеров;

- участии в прибылях от реализации нефти, нефтепродуктов и газа на территории стран-импортеров.

 

Энергообеспечение Китая

                Китайская экономика – вторая (после США) по совокупному  объему ВВП и самая быстроразвивающаяся  из крупных экономик в мире, Китай – второй глобальный  потребитель энергетических ресурсов. Продолжение быстрого экономического  роста, увеличение численности  и повышение уровня жизни части  населения, модернизация промышленности, сельского хозяйства и транспорта  требуют дальнейшего роста потребления  энергетических ресурсов.

             В последние 10 лет прирост потребления  нефти в континентальном Китае  сопоставим с приростом во  всем остальном мире, а в 2008–2010 годах на фоне глобального  спада, а затем стагнации, потребление  нефти в этой стране продолжало  быстро расти.  Развитие экономики  КНР происходит в основном  по индустриальной модели Европы  и Северной Америки с лагом  в 25-35 лет. Имеет место массовое  внедрение существующих промышленных, энергетических, транспортных технологий  с эксплуатационным ресурсом  не менее 20-30 лет. Ввиду высокой  инерционности технологических  систем в ближайшие десятилетия  в Китае будет происходить  дальнейшее увеличение совокупного  потребления энергетических ресурсов.

               Для дальнейшего роста экономики  Китай вынужден использовать  все имеющие возможности обеспечения  энергией: в стране реализуется  программа строительства атомных  станций, развивается ветровая, солнечная  и биоэнергетика. Однако в современных  экономических и технологических  условиях только традиционные  источники – нефть, газ и  уголь в состоянии реально  покрыть возрастающие энергетические  потребности страны. В 2009 году  добыча угля в Китае составила  около 3,1 млрд т, а в ближайшие годы превысит 3,5 млрд т, что будет означать достижение ресурсного и технологического предела по этому виду энергии. Кроме того, Китай все более сталкивается с серьезными ограничениями в части увеличения техногенной нагрузки на окружающую среду, что в значительной мере связано с расширением систем добычи и использования угля. Более 80% всех грузовых перевозок в Китае приходится на уголь. Все эти факторы вынуждают руководство КНР стимулировать развитие нефтяной и газовой промышленности, организовывать поставки из различных регионов мира.

                В условиях изменения технологического  уровня энергообеспечения, дальнейшей  моторизации экономики и населения,  трансформации структуры топливно-энергетического  баланса спрос на нефть и  газ будет расти наиболее быстро. Потребление нефти в Китае  составит в 2020 году 560-600 млн т, импорт – 380-420 млн т. В этих условиях экспорт нефти из России, особенно трубопроводные поставки в западные и северо-восточные районы Китая не столкнутся с серьезной конкуренцией со стороны других поставщиков. Спрос на газ в Китае составит в 2020 году 300-350 млрд м³. Поставки из Бирмы не превысят 10 млрд м3 в год, из Средней Азии – 30-35 млрд м³. С учетом возможности наращивания собственной добычи до 115 млрд м³ в год, и планов развития инфраструктуры СПГ до 80 млрд м³, емкость китайского рынка для российского газа, начиная с 2020 года составит 60 млрд м³ в год с тенденцией к дальнейшему быстрому увеличению. С 2018 года крупнейший поставщик газа в АТР – Индонезия, а после 2025 года – Малайзия, уйдут с рынка и превратятся нетто-импортера газа, что откроет новые возможности для России на рынках Китая.

 

 

 

РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

                Экономические отношения между РФ и КНР, следует отнести к сложным, неоднозначным, до конца нерешенным проблемам российско-китайских отношений на современном этапе. Их развитие за последние годы было теснейшим образом связано с качественными сдвигами как в развитии наших двух стран, так и с изменениями международной ситуации и вызовами времени. Преодолев многие проблемы, долгие годы мешающие налаживанию нормальных связей наших двух стран, лидеры РФ и КНР в конечном счете пришли к выводу о необходимости развивать отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI веке. Эта фундаментальная парадигма о стратегическом взаимодействии и со развитии была зафиксирована в Договоре о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Россией и Китаем, подписанном в июле 2001 г. на 20 лет.

                 В основе партнерства РФ и КНР на современном этапе лежат их глобально-стратегические интересы. В настоящее время бурно развивающийся Китай (3-е место в мире по объемам ВВП и внешней торговли, 1-е – по масштабам золотовалютных резервов) позиционирует себя как сила, набирающая глобальную значимость. Он ищет равноправного сотрудничества с мировым сообществом в поддержании глобальной и региональной стабильности. В этом плане стратегическое партнерство с Россией помогает Китаю обеспечивать свое развитие в региональном и глобальном масштабах и противодействовать вызовам Запада позиционированию Китая в мире.

                В свою очередь Россия после распада СССР свою экономическую и финансовую слабость пытается компенсировать за счет активного выхода на мировые и региональные рынки энергоресурсов и за счет поддержания своего имиджа, как второй в мире ракетно-ядерной державы. Она позиционирует себя как глобальная держава, заявляющая о своем праве иметь собственное слово в вопросах построения новой мировой архитектуры и собственную зону интересов. В этом плане одним из самых слабых звеньев российской геополитики был Азиатско-Тихоокеанский регион, ставший одной из важнейших составляющих мирового сообщества, в котором Россия, к сожалению, пока занимает маргинальные позиции (крайне низкий уровень экономического, а наряду с этим и политического присутствия).

                 В настоящее время восточное направление внешней политики и внешнеэкономической деятельности приобрело для России важное самостоятельное значение. Прорыв в азиатско-тихоокеанском направлении связан для России прежде всего с перспективами ее долгосрочного сотрудничества с КНР. Выход России на стратегическое партнерство с Китаем – одно из немногих серьезных внешнеполитических успехов РФ за последние годы. Этому направлению нашей внешней политики не должно и не может быть альтернативы, хотя вполне естественна адаптация к меняющимся внешнеполитическим и внешнеэкономическим условиям.

                    В поисках своего нового места в АТР Россия стремится усилить свое экономическое присутствие в регионе. Это связано, в частности, с огромным ресурсным потенциалом его российской части, который (потенциал) может стать генератором экономического продвижения России в этот регион.

             Прорывом в этом направлении стало заключение энергетического союза между Россией и Китаем в марте 2006 г. (речь идет о строительстве грандиозных веток газо- и нефтепроводов из Восточной и Западной Сибири в Китай). Китай получает возможность решать свои энергетические проблемы. Россия, в свою очередь, выстраивая своего рода энергетический мост через Китай в Азиатско-Тихоокеанский регион, получает реальный шанс равномерно распределять свои транзитные и потребительские риски и продвинуть развитие своих сибирских и дальневосточных регионов. (Пока же до 85% нашей экспортной нефти идет в Европу.)

Информация о работе Внешнеторговое сотрудничество России с КНР .Особенности развития на современном этапе