Восприятие как внутренний фактор влияния на поведение потребителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 00:29, реферат

Описание работы

Феномен восприятия активно изучается психологами. Практикующему маркетологу и рекламисту полезно знать следующие законы восприятия.
1. Результатом восприятия всегда является образ, включающий в себя комплекс разнообразных ощущений, приписываемых сознанием предмету или явлению.
2. Восприятие характеризуется:
предметностью — способностью воспринимать мир в форме отдельных друг от друга от предметов, обладающих специфическими свойствами;
целостностью — способностью мысленно «достраивать» образы предметов до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов;

Файлы: 1 файл

Восприятие как внутренний фактор влияния на поведение потребителей.docx

— 18.52 Кб (Скачать файл)

Феномен восприятия активно  изучается психологами. Практикующему  маркетологу и рекламисту полезно знать следующие законы восприятия.

1. Результатом  восприятия всегда является образ, включающий в себя комплекс разнообразных ощущений, приписываемых сознанием предмету или явлению.

2. Восприятие характеризуется:

  • предметностью — способностью воспринимать мир в форме отдельных друг от друга от предметов, обладающих специфическими свойствами;
  • целостностью — способностью мысленно «достраивать» образы предметов до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов;
  • константностью — способностью воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету, величине и т.п. независимо от меняющихся физических условий восприятия;
  • категориальностью — способностью относить каждый воспринимаемый предмет к определенному классу;
  • относительной устойчивостью уже сформировавшихся образов.

3. Все эти свойства  восприятия не присущи человеку  с рождения; они постепенно складываются в процессе жизненного опыта. По этой причине:

  • на восприятие сложных объектов большое влияние оказывает прошлый опыт человека и различные мыслительные процессы;
  • у разных людей существуют различия в восприятии одних и тех же предметов и объектов;
  • восприятие изменяется под влиянием условий жизни человека.

4. Восприятие является  интеллектуальным процессом, связанным с активным поиском признаков, необходимых и достаточных для формирования образа и принятия решений. Рассмотрим подробнее, как происходит процесс восприятия.

  • Продукт «посылает» чувственные раздражители, которые воспринимаются рецепторами и осуществляют воздействие на мозг человека, провоцируя внимание — «процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой».
  • Затем наступает интерпретация — «объяснение поступивших через органы чувств ощущений на основе предшествовавшей или сопутствующей информации». Интерпретация активизирует память как хранилище информации, благодаря которой человек может либо принять решение, либо сохранить полученную информацию для будущих решений.

Как восприятие в  целом, так и внимание, и память человека чрезвычайно избирательны. Из всей доступной информации индивид воспринимает, отбирает и запоминает только определенную ее часть. С одной стороны, это определяется тремя объективными порогами ощущений от сенсорных раздражителей, которыми обладает стимул:

  • абсолютный нижний порог ощущения — минимальное действие стимула на органы чувств, достаточное для того, чтобы у человека возникло ощущение;
  • предельный порог — максимальное действие стимула, после которого дополнительное увеличение действия уже не влияет на ощущение;
  • дифференциальный порог — минимальное изменение интенсивности стимула, которое человек может заметить.

С другой стороны, существуют субъективные факторы, влияющие на восприятие и запоминание конкретной информации. Их можно разделить на две группы — стимульные и индивидуальные факторы.

1. Стимульные факторы — физические характеристики самого стимула (продукта, рекламного материала и т.п.). Это то, что можно регулировать при помощи различных маркетинговых действий, направленных на сознательное привлечение внимания потребителя. Приведем примеры основных стимульных факторов рекламного сообщения:

  • размер: рекламное объявление большого размера повышает шансы привлечь внимание потребителя;
  • интенсивность: чем чаще рекламное объявление появляется в прессе, тем вероятнее оно будет замечено потребителем;
  • цвет: яркие объявления заметнее, лучше привлекают внимание;
  • движение: движущиеся объекты или изображение движения также чаще фиксируется потребителем, чем статичная реклама;
  • позиция: размещение рекламного объявления на более выгодной позиции (например, на первой полосе газеты) повышает вероятность быть замеченным;
  • количество информации: «перегруженные» или неинформативные рекламные сообщения чаще пропускаются потребителем;
  • новизна: неожиданный дополнительный стимул — «пробники» крема в глянцевых журналах, мобильные конструкции на уличных щитах и т.п. — привлекает внимание;
  • известные лица: использование в рекламе «звезд» шоу-бизнеса, политики и т.п. повышает интерес потребителя;
  • привычные стимулы: включение в рекламный ролик таких звуков, как телефонный звонок, аплодисменты, звук разбитой посуды и т.п. невольно привлекает внимание.

2. Индивидуальные  факторы — это совокупность характеристик индивида, которые определяют степень его внимания к информации. Повлиять на индивидуальные факторы какими-то маркетинговыми действиями гораздо сложнее. Однако соответствующие исследования позволяют их выявлять и по возможности учитывать. К индивидуальным факторам относятся:

  • степень личной заинтересованности или потребности конкретного потребителя в продукте. Очевидно, что поиск продукта, удовлетворяющего наиболее актуальные потребности индивида, будет происходить активнее; человек будет больше внимания уделять такого рода информации;
  • отношение: симпатии и антипатии потребителей по отношению к марке, продукту, явлению и т.п. Нередко определяют его степень внимания к тому или иному продукту; например, если человек негативно относится к курению, то реклама табака, скорее всего, не привлечет его внимания;
  • степень адаптации к стимулу: постепенно человек привыкает к мельканию рекламы, обилию товаров и многие из этих стимулов просто перестает замечать;
  • влияние ситуации: время от времени каждый человек оказывается в наиболее благоприятной ситуации для восприятия информации — например, чтение журналов в ожидании самолета, разглядывание щитовой рекламы в автомобильной пробке и т.п.

Аналогичные факторы влияют и на то, каким образом полученная информация будет интерпретирована. В результате комплекса стимульных и индивидуальных факторов потребитель создает для себя образ продукта (стимула). Процесс интерпретации включает в себяпознавательные реакции индивида (его попытки логически выстроить систему аргументов и контраргументов по поводу стимула) и эмоциональные реакции (чувства и эмоции, вызываемые стимулом и не всегда поддающиеся логическому объяснению).

Важнейшей задачей маркетолога является анализ интерпретации образа продукта (рекламы) потребителями и исключение возможности неадекватной или ложной интерпретации. Это возможно при помощи различных методов тестирования концептуальных решений и различных вариантов стимулов, использования проективных методик. 

Источники:

1. http://www.elitarium.ru/2012/08/10/print:page,1,faktory_vlijanija_na_potrebitelej.html

2. http://delovoymir.biz/ru/columns/1965/


Информация о работе Восприятие как внутренний фактор влияния на поведение потребителей